Неоднозначная книга. Хотя надо видимо, отдать должное, в свое время (1999 год), она видимо дала здорового пинка разработчикам, развернув маятник от одной крайности — «Пользователь идиот, если не обладает Компьютерной Грамотностью», к другой — «Идиот — это программист, не выпускайте его из трюма к Людям, спускайте ему Еду и Разжеванные Задания».
+
+
<blockquote>
+
«Создайте еще более простой интерфейс, и мир создаст еще более тупого юзера.»
+
</blockquote>
+
+
Неоднозначная книга. Хотя надо видимо, отдать должное, в свое время (1999 год), она видимо дала здорового пинка разработчикам, развернув маятник от одной крайности — «Пользователь идиот, если не обладает Компьютерной Грамотностью», к другой — «Идиот — это программист, не выпускайте его из трюма к Людям, спускайте ему Еду и Разжеванные Задания».
Да, идеи Купера — что разработкой интерфейсов должны заниматься только специально обученные и генетически отобранные<ref>Это не преувеличение — допуском к проектированию интерфейсов является не образование/знания — а именно отбор по тестам, типа «Узнай, кто ты в самолете»</ref> люди.
Да, идеи Купера — что разработкой интерфейсов должны заниматься только специально обученные и генетически отобранные<ref>Это не преувеличение — допуском к проектированию интерфейсов является не образование/знания — а именно отбор по тестам, типа «Узнай, кто ты в самолете»</ref> люди.
−
Эти Непогрешимые Проектировщики Интерфейсов имеют абсолютную власть и полный карт-бланш — не ограничено время проектирования («лучше день потерять, затем за час долететь ''…и завоевать весь рынок…''»), проблемы и экономия времени программистов их не волнует — «если вы настоящие гики, вы должны любить сложные задачи, так что SHUT UP и сделайте на 100% как мы скажем».
+
Эти Непогрешимые Проектировщики Интерфейсов имеют абсолютную власть и полный карт-бланш — не ограничено время проектирования («лучше день потерять, затем за час долететь ''…и завоевать весь рынок…''»), проблемы и экономия времени программистов их не волнует — «если вы настоящие гики, вы должны любить сложные задачи, так что SHUT UP и сделайте на 100 % как мы скажем».
Соответственно в книге практически нет положительных кейсов — в основном, истории об ограниченных ленивых программистах, не просчитавших последствия, сделавших как легче им и не подумавших о Пользователе…
Соответственно в книге практически нет положительных кейсов — в основном, истории об ограниченных ленивых программистах, не просчитавших последствия, сделавших как легче им и не подумавших о Пользователе…
Строка 20:
Строка 25:
Вот если бы были Идеальные Проектировщики (ну очевидно, как пример предлагается фирма Купера), то вот, они бы года за три поняли правильную ментальную модель пользователя и спроектировали интерфейс, по которому любой пользователь стартует без обучения и не приходя в сознание.
Вот если бы были Идеальные Проектировщики (ну очевидно, как пример предлагается фирма Купера), то вот, они бы года за три поняли правильную ментальную модель пользователя и спроектировали интерфейс, по которому любой пользователь стартует без обучения и не приходя в сознание.
−
Что можно сказать на это?
+
Что можно сказать на это?
Ну да, программисты склонны к локальной оптимизации, при отсутствии четко известных требований к продукту (а это почти всегда так), они склонны оптимизировать единственный более-менее ощущаемый параметр — собственные трудозатраты (ну плюс стоимость работы субподрядчиков или покупных средств/библиотек).
Ну да, программисты склонны к локальной оптимизации, при отсутствии четко известных требований к продукту (а это почти всегда так), они склонны оптимизировать единственный более-менее ощущаемый параметр — собственные трудозатраты (ну плюс стоимость работы субподрядчиков или покупных средств/библиотек).
И это на самом деле не так уж и плохо. Ведь откуда взять в реальном мире Настоящих Идеальных Проектировщиков Интерфейсов? Откуда взять Настоящие Пожелая Пользователя, особенно, когда их не знает он сам? На практике получится что-то типа:
И это на самом деле не так уж и плохо. Ведь откуда взять в реальном мире Настоящих Идеальных Проектировщиков Интерфейсов? Откуда взять Настоящие Пожелая Пользователя, особенно, когда их не знает он сам? На практике получится что-то типа:
−
<i>Принцип работы жаждоутолителя очень интересен. Когда нажата кнопка
+
<i>Принцип работы жаждоутолителя очень интересен. Когда нажата кнопка
−
Напиток, он мгновенно, но очень точно анализирует вкусовые бугорки клиента,
+
Напиток, он мгновенно, но очень точно анализирует вкусовые бугорки клиента,
−
производит спектральный анализ его обмена веществ, и посылает пробные
+
производит спектральный анализ его обмена веществ, и посылает пробные
микросигналы в центры вкусоощущения, чтобы проверить, что клиент лучше всего
микросигналы в центры вкусоощущения, чтобы проверить, что клиент лучше всего
−
переварит. Тем не менее, никто точно не знает, зачем он это делает, потому
+
переварит. Тем не менее, никто точно не знает, зачем он это делает, потому
−
что он неизменно выдает чашку жидкости, которая почти, но все-таки не
+
что он неизменно выдает чашку жидкости, которая почти, но все-таки не
совсем, непохожа на чай. Жаждоутолитель разработан и прозводится корпорацией
совсем, непохожа на чай. Жаждоутолитель разработан и прозводится корпорацией
Сириус Кибернетикс. Отдел жалоб этой фирмы занимает сейчас все материки трех
Сириус Кибернетикс. Отдел жалоб этой фирмы занимает сейчас все материки трех
Во-первых, у пользователя нет почти никаких врожденных ментальных моделей сложных бизнес-процессов или промышленных операций, особенно если этот клерк, кассир или рабочий видит только фрагмент общей картины.
Во-первых, у пользователя нет почти никаких врожденных ментальных моделей сложных бизнес-процессов или промышленных операций, особенно если этот клерк, кассир или рабочий видит только фрагмент общей картины.
−
Да такой интерфейс не обязан быть sexy, ему не обязательно быть самоочевидным. За работу с ним люди получают деньги, они вполне могут пройти обучение по работе с ним, а дальше — он может быть внешне достаточно дубовым, но главное, чтобы он был адекватен пользовательским задачам, чтобы там не было ежедневно проходимых «кружных путей» или «острых углов» раздражающих пользователя своей регулярностью и неизбежностью.
+
Да такой интерфейс не обязан быть sexy, ему не обязательно быть самоочевидным. За работу с ним люди получают деньги, они вполне могут пройти обучение по работе с ним, а дальше — он может быть внешне достаточно дубовым, но главное, чтобы он был адекватен пользовательским задачам, чтобы там не было ежедневно проходимых «кружных путей» или «острых углов» раздражающих пользователя своей регулярностью и неизбежностью.
−
Во-вторых, важна тут именно скорость реализации — если вы встанете в позу, что процесс разработки будет идти по жесткому каскадному процессу с долгим проектированием Идеальными Юзабилистами до спуска ТЗ программистам, то результат ГАРАНТИРОВАННО будет одним — система будет реализована. Гораздо быстрее. Конкурентами. И в—третьих (по сути, дополнение во-вторых), каскадное долгое проектирование «не покатит» из-за постоянного дрейфа требований, изменений бизнес-процессов, технологий, и т.п.
+
Во-вторых, важна тут именно скорость реализации — если вы встанете в позу, что процесс разработки будет идти по жесткому каскадному процессу с долгим проектированием Идеальными Юзабилистами до спуска ТЗ программистам, то результат ГАРАНТИРОВАННО будет одним — система будет реализована. Гораздо быстрее. Конкурентами. И в—третьих (по сути, дополнение во-вторых), каскадное долгое проектирование «не покатит» из-за постоянного дрейфа требований, изменений бизнес-процессов, технологий, и т. п.
−
Так что наверное, про эту книгу, в отличие от книги, например, Джефа Раскина, нельзя рекомендовать как MUST READ для программистов. Не стоит.
+
Так что наверное, про эту книгу, в отличие от книги, например, Джефа Раскина, нельзя рекомендовать как MUST READ для программистов. Не стоит.
Хотя, с другой стороны, столкнувшись с очередным убогим вебинтерфейсом, или наблюдая унылые формы «enteprise software», хочеться распечатать большой демотиватор «Читай Раскина и Купера, псих! Читай их до конца, сука!» (отсылка к классике — «[http://lurkmore.ru/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:000h329h.jpg Погладь кота!]».
Хотя, с другой стороны, столкнувшись с очередным убогим вебинтерфейсом, или наблюдая унылые формы «enteprise software», хочеться распечатать большой демотиватор «Читай Раскина и Купера, псих! Читай их до конца, сука!» (отсылка к классике — «[http://lurkmore.ru/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:000h329h.jpg Погладь кота!]».
Версия 22:30, 19 августа 2010
«Психбольница в руках пациентов. Алан Купер об интерфейсах. Почему высокие технологии сводят нас с ума и как восстановить душевное равновесие. Издание исправленное»
«Создайте еще более простой интерфейс, и мир создаст еще более тупого юзера.»
Неоднозначная книга. Хотя надо видимо, отдать должное, в свое время (1999 год), она видимо дала здорового пинка разработчикам, развернув маятник от одной крайности — «Пользователь идиот, если не обладает Компьютерной Грамотностью», к другой — «Идиот — это программист, не выпускайте его из трюма к Людям, спускайте ему Еду и Разжеванные Задания».
Да, идеи Купера — что разработкой интерфейсов должны заниматься только специально обученные и генетически отобранные[1] люди.
Эти Непогрешимые Проектировщики Интерфейсов имеют абсолютную власть и полный карт-бланш — не ограничено время проектирования («лучше день потерять, затем за час долететь …и завоевать весь рынок…»), проблемы и экономия времени программистов их не волнует — «если вы настоящие гики, вы должны любить сложные задачи, так что SHUT UP и сделайте на 100 % как мы скажем».
Вот если бы были Идеальные Проектировщики (ну очевидно, как пример предлагается фирма Купера), то вот, они бы года за три поняли правильную ментальную модель пользователя и спроектировали интерфейс, по которому любой пользователь стартует без обучения и не приходя в сознание.
Что можно сказать на это?
Ну да, программисты склонны к локальной оптимизации, при отсутствии четко известных требований к продукту (а это почти всегда так), они склонны оптимизировать единственный более-менее ощущаемый параметр — собственные трудозатраты (ну плюс стоимость работы субподрядчиков или покупных средств/библиотек).
И это на самом деле не так уж и плохо. Ведь откуда взять в реальном мире Настоящих Идеальных Проектировщиков Интерфейсов? Откуда взять Настоящие Пожелая Пользователя, особенно, когда их не знает он сам? На практике получится что-то типа:
Во-первых, у пользователя нет почти никаких врожденных ментальных моделей сложных бизнес-процессов или промышленных операций, особенно если этот клерк, кассир или рабочий видит только фрагмент общей картины.
Да такой интерфейс не обязан быть sexy, ему не обязательно быть самоочевидным. За работу с ним люди получают деньги, они вполне могут пройти обучение по работе с ним, а дальше — он может быть внешне достаточно дубовым, но главное, чтобы он был адекватен пользовательским задачам, чтобы там не было ежедневно проходимых «кружных путей» или «острых углов» раздражающих пользователя своей регулярностью и неизбежностью.
Во-вторых, важна тут именно скорость реализации — если вы встанете в позу, что процесс разработки будет идти по жесткому каскадному процессу с долгим проектированием Идеальными Юзабилистами до спуска ТЗ программистам, то результат ГАРАНТИРОВАННО будет одним — система будет реализована. Гораздо быстрее. Конкурентами. И в—третьих (по сути, дополнение во-вторых), каскадное долгое проектирование «не покатит» из-за постоянного дрейфа требований, изменений бизнес-процессов, технологий, и т. п.
Так что наверное, про эту книгу, в отличие от книги, например, Джефа Раскина, нельзя рекомендовать как MUST READ для программистов. Не стоит.
Хотя, с другой стороны, столкнувшись с очередным убогим вебинтерфейсом, или наблюдая унылые формы «enteprise software», хочеться распечатать большой демотиватор «Читай Раскина и Купера, псих! Читай их до конца, сука!» (отсылка к классике — «Погладь кота!».
Ссылки
↑Это не преувеличение — допуском к проектированию интерфейсов является не образование/знания — а именно отбор по тестам, типа «Узнай, кто ты в самолете»
Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».