Персональные инструменты
 

ИТ-инфраструктура современных компаний:общие тенденции — различия между версиями

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «<blockquote> ''В журнале [http://www.iemag.ru/numbers/index.php?YEAR_ID=1554&ID=28336 Intelligent Enterprise Management (№4/2013)] опубликова…»)
 
 
Строка 1: Строка 1:
<blockquote>
+
#перенаправление [[ИТ-инфраструктура современных компаний: общие тенденции]]
''В журнале [http://www.iemag.ru/numbers/index.php?YEAR_ID=1554&ID=28336 Intelligent Enterprise Management (№4/2013)] опубликована статья нашего ведущего системного инженера [[:Категория: Дмитрий Морозов (Статьи)|Дмитрия Морозова]], посвященная современным общим тенденциям в развитии бизнеса, которые по-новому влияют на развитие ИТ-инфраструктуры. Какие требования предъявляются к&nbsp;ИТ-инфраструктуре со&nbsp;стороны бизнеса? Как меняются эти требования в связи с бурным развитием мобильных и сетевых технологий? Почему специфика бизнеса на современном этапе уходит на второй план по отношению к ИТ-инфраструктуре? Об&nbsp;этом&nbsp;— в&nbsp;статье [http://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=28438 «ИТ-инфраструктура современных компаний: общие тенденции»] на&nbsp;сайте и&nbsp;в&nbsp;бумажной версии журнала.''
+
</blockquote>
+
 
+
 
+
Современные компании, обладающие эффективной ИТ-инфраструктурой, получают серьезное конкурентное преимущество стратегического уровня. Причем постоянное развитие бизнеса, например расширение филиальной сети, выход на новые рынки, усложнение процессов, влечет за собой непрерывное усложнение программно-аппаратного комплекса компании. Поэтому необходимость рационального управления ИТ, особенно для крупных компаний, выходит на первый план.
+
 
+
Важной особенностью современных больших компаний является оперативность, точность и работа с огромным количеством информации, которую необходимо хранить и защищать. ИТ-инфраструктура таких организаций, состоящая из большого числа компонентов — приложений, коммуникационных сервисов, инфраструктуры серверов, АРМ и систем хранения данных, системы информационной безопасности, сетевой и инженерной инфраструктуры, — требует системного подхода к управлению. Ключевыми задачами являются грамотный выбор программных и аппаратных решений, адекватное управление всеми системами организации, обеспечение бесперебойности и безопасности работы.
+
 
+
Традиционно требования различных компаний к ИТ-инфраструктуре зависят от особенностей бизнеса.
+
 
+
К примеру, для крупных торговых компаний критически важна возможность быстро наращивать розничную сеть: открывать новые магазины и склады и оперативно интегрировать их в общую ИТ-систему. В связи с этим для ИТ-инфраструктуры торговых сетей характерна масштабность и большая территориальная распределенность.
+
 
+
В банковском секторе приоритеты традиционно смещены в сторону безопасности: огромное значение придается защите финансовой и персональной информации. В банках всегда использовалась практика резервирования ЦОД на удаленной площадке и глубоко эшелонированная система доступа к данным.
+
 
+
Современные тенденции развития бизнеса крупных компаний, оказывающих массовые услуги, предъявляют ряд требований к ИТ-инфраструктуре независимо от специфики их деятельности.
+
 
+
*Переход к '''персональной работе с каждым клиентом''' требует хранения, обработки и защиты огромных объемов информации. Если для банков работа с персональными данными клиентов всегда была одним из ключевых процессов, то для торговых сетей это — новый тренд. Массовый выпуск скидочных и бонусных карт, запуск разнообразных промоакций и других программ лояльности позволяет торговым компаниям собирать и анализировать персональные данные покупателей, которые нужно также хранить и защищать.
+
 
+
*Необходимость предоставлять '''массовые услуги в полном объеме и одинакового качества во всех точках обслуживания''' требует централизованного управления распределенной ИТ-системой. Стандартом банковского бизнеса становится прозрачность операций по всей сети банка и одинаково высокий уровень клиентского сервиса во всех отделениях и филиалах независимо от территориального расположения.
+
 
+
*Стремительное '''развитие мобильных и интернет-технологий''' заставляет компании очень быстро принимать решения и реагировать на изменения. Интернет- и мобильные продажи, RFID-метки, бесконтактные технологии платежей, Self Checkout кассы самообслуживания — в борьбе за современного «продвинутого» покупателя компании постоянно придумывают новые технологичные способы продаж. Аналогичные процессы можно наблюдать и в банковской сфере: если раньше вывод на рынок нового банковского продукта занимал несколько недель, то с развитием новых технологий это время сокращается до нескольких часов.
+
 
+
Эти тенденции делают особенно значимыми следующие требования к ИТ-инфраструктуре (см. рисунок):
+
 
+
*'''бесперебойная работа;'''
+
 
+
*'''масштабируемость;'''
+
 
+
*'''безопасность;'''
+
 
+
*'''скорость изменений;'''
+
 
+
*'''прозрачность и управляемость;'''
+
 
+
*'''адекватная стоимость владения.'''
+
 
+
[[Файл:CUSTIS ИТ-инфраструктура современных компаний Д. Морозов.png|thumb|450px|центр|Требования современных крупных компаний к ИТ]]
+
 
+
Рассмотрим, как перечисленные требования отражаются в необходимых свойствах ИТ современных крупных компаний.
+
 
+
==Бесперебойная работа==
+
 
+
В первую очередь, ИТ-инфраструктура не должна мешать протеканию бизнес-процессов. От ИТ современных крупных компаний требуется работа в режиме 24/7: даже кратковременные сбои в работе приводят к простою критичных бизнес-процессов, крупным финансовым и репутационным потерям.
+
 
+
Сбои в работе происходят по двум основным причинам: выход из строя оборудования и различные ошибки — пользовательские или программного обеспечения.
+
 
+
Проблему с оборудованием можно решить '''дублированием''' или '''объединением нескольких экземпляров оборудования в кластер.''' Тогда при выходе из строя одного из экземпляров остальные будут выполнять его работу. В частности, механизм '''виртуализации''' позволяет еще больше расширить возможности дублирования.
+
 
+
Для защиты от ошибок пользователя и сбоев программного обеспечения компании создают '''систему резервного копирования и восстановления,''' которая позволяет восстанавливать актуальные данные в короткий срок.
+
 
+
Вероятные проблемы и сбои лучше предотвращать или останавливать на ранних стадиях, чем исправлять. Для этих целей в крупных компаниях используются '''системы проактивного мониторинга,''' которые сообщают администраторам о проблемах в ИТ-инфраструктуре раньше, чем эти проблемы приведут к неприятным последствиям и остановке бизнес-процессов.
+
 
+
==Масштабируемость==
+
 
+
Проактивный мониторинг также необходим для своевременного определения «узких мест» в ИТ-инфраструктуре, которые ограничивают масштабируемость бизнеса. При регулярном отслеживании и «расшивке» таких мест значительно уменьшается вероятность того, что в результате расширения бизнеса придется перестраивать всю ИТ-инфраструктуру компании.
+
 
+
Для улучшения масштабируемости применяются '''унифицированные решения:''' от одинаковых конфигураций операционных систем и программного обеспечения до шаблонов и скриптов для разворачивания инфраструктуры целых филиалов (например, новых банковских отделений или розничных магазинов). Чем больше процессов в ИТ-инфраструктуре автоматизировано, тем, как правило, лучше ее масштабируемость и управляемость.
+
 
+
Унифицированные решения также способствуют повышению скорости изменений ИТ в ответ на развитие бизнеса. Быстрее один раз поменять общий шаблон, чем вносить изменения в каждый экземпляр. Простейшим примером такого ИТ-инструмента для тиражирования решений могут служить групповые политики. Единожды изменив настройку политики на центральном сервере, мы освобождаемся от необходимости изменения настроек на каждом сервере или рабочей станции.
+
 
+
==Безопасность==
+
 
+
Чем сложнее инфраструктура, чем больше различных систем она включает, тем она уязвимее. Объемы данных и сложность бизнес-процессов непосредственно влияют на архитектуру систем защиты информации.
+
 
+
За информацией, обрабатываемой в банковских системах, стоят реальные деньги. Очевидно, что доступ к таким данным может привести к серьезным убыткам. Эта особенность резко расширяет круг потенциальных злоумышленников и повышает требования к безопасности.
+
 
+
Система защиты информации в банках обязательно включает '''управление правами доступа, шифрование каналов связи, тотальный мониторинг, подробное логирование.'''
+
 
+
В меньшей мере данный вопрос касается торговых сетей, но и здесь важность финансовой и персональной информации, а также увеличение объемов электронных платежей выставляют практически такие же требования к безопасности, как и в банковском секторе.
+
 
+
==Скорость изменений==
+
 
+
Конкуренция заставляет компании постоянно повышать уровень сервиса и качество предоставляемых услуг. Изменение бизнес-процессов должно поддерживаться сервисами ИТ-инфраструктуры: если принято решение об изменениях, они должны реализовываться в кратчайшие сроки.
+
 
+
Примером может служить развитие '''интернет- и мобильных продаж и банкинга:''' банки и торговые сети стремятся не просто следить за новыми технологиями и быть «не хуже конкурентов», но работать «на опережение», стараясь быть первыми и предлагать клиентам все новые технологичные услуги и сервисы.
+
 
+
==Прозрачность и управляемость==
+
 
+
Чем проще и прозрачнее инфраструктура, тем проще управление, тем меньше ошибок и дешевле обслуживание. Прозрачность и управляемость ИТ-инфраструктуры означает предсказуемый отклик ИТ на изменения бизнеса. Это гарантирует обоснованную оценку: способна ли инфраструктура поддержать необходимые изменения бизнеса и если да, то в какие сроки и какой ценой.
+
 
+
Прозрачность достигается путем '''сбора данных''' об информационной системе компании. Это могут быть отчеты о работе оборудования и программного обеспечения, сведения об изменениях в архитектуре, учет лицензий — все, что позволяет прогнозировать поведение ИТ при любых изменениях. Чем больше информации о процессах и состоянии ИТ-инфраструктуры учитывается, тем более точно мы можем предсказывать ее поведение и, следовательно, тем более эффективно можем ею управлять.
+
 
+
Но просто получить информацию на какой-то определенный момент времени недостаточно. Необходима история изменения состояний, история событий, происходивших в ИТ. Получить такую информацию без '''постоянного мониторинга инфраструктуры''' невозможно. Если каждое из событий не только фиксируется, но и описывается, оценивается, это позволяет получить более полный прогноз на случай возникновения проблемы в будущем, а также сократить затраты и время на ее решение.
+
 
+
==Адекватная стоимость владения==
+
 
+
Следует иметь в виду, что основные затраты крупной компании идут не на покупку или создание инфраструктуры, а на ее поддержку, которая подразумевает постоянную корректировку под текущие потребности бизнеса. Для современных крупных компаний, использующих сложные бизнес-процессы, изменения сами по себе не дешевы. А помноженные на масштаб, они зачастую составляют астрономические суммы. Потому требование разумной стоимости владения ИТ-инфраструктурой становится особенно важным.
+
 
+
'''Модульная структура''' позволяет изменять части инфраструктуры, добавлять новый функционал и избавляться от устаревших компонентов с минимальными затратами, а '''распространенные и проверенные технологии''' удешевляют интеграцию с другими системами и облегчают поиск специалистов, оказывающих поддержку. Потому изначально ИТ-инфраструктура должна быть построена по модульному принципу и на базе mainstream-технологий: это даст возможность вносить в нее изменения в короткие сроки и с минимальными затратами.
+
 
+
Итак, современные тренды таковы, что для крупных компаний специфика бизнеса по отношению к ИТ-инфраструктуре уходит на второй план. Бизнес становится более технологичным, появляется много новых инструментов, что неизбежно влечет усложнение ИТ-инфраструктуры. Если раньше ИТ только поддерживали бизнес-процессы, то сейчас технологии становятся неотъемлемой частью бизнеса, самой сутью новшеств.
+
 
+
[[Категория: Intelligent Enterprise (Публикации)]]
+
[[Категория: Дмитрий Морозов (Статьи)]]
+
[[Категория: 2013 год (Статьи)]]
+
 
+
{{replicate-from-custiswiki-to-lib}}
+

Текущая версия на 16:03, 25 декабря 2013