|
Персональные инструменты |
|||
|
2010-06-08 Балдеющие и зомбированныеМатериал из CustisWiki
Текущая версия на 18:28, 26 февраля 2014Отзыв о книжке «Балдеющие от адреналина и зомбированные шаблонами». СодержаниеО формате книжки и о том, где искать пользуКогда мы обсуждали эту книжку в команде, прозвучало такое мнение, что книжки, в которых нет ничего, кроме сборника советов «как хорошо» и «как плохо» не очень-то полезны. Вот если бы рассказывалось о том, как избежать плохих вариантов — было бы гораздо лучше! Но в области командной организации труда четких рецептов, по-видимому, не существует. Не знаю, как вы, а я люблю читать предисловия и введения к разным книжкам. Иногда даже с интересом читаю типографские выходные данные (шутка). В книжке, о которой мы поговорим, «Балдеющие от адреналина и зомбированные шаблонами», в кратеньком двухстраничном введении содержится чрезвычайно важный посыл, который наполняет весь остальной объем совершенно особенным смыслом. Не пропускайте введение! Суть этого посыла в том, что вы можете начать работать своим левым полушарием мозга с каким-то явлением только после того, как вычлените его, отделите от всего остального и как-то назовете. До этого вам придется оперировать на уровне туманных правополушарных ощущений и предчувствий. А западная цивилизация слишком отвыкла доверять ощущениям и предчувствиям, разучилась их использовать. Нашему левополушарному человеку вынь да положь понятия, концепции и формулы, которые можно проанализировать логически сознательно. И в этом смысле паттерны командного поведения, изложенные так как есть, без начала и конца, в произвольном порядке, позволяют взглянуть на ситуации, которые происходят вокруг вас, более внимательно, более осознанно. Осознание начинается с узнавания, с выявления подобия. Обычно это узнавание происходит при сравнении текущей ситуации с нашим прошлым жизненным опытом. Но у большинства из нас не было такого большого опыта командной разработки ПО в разных командах и разных организациях, какой накопился у авторов книги. Эта книга — способ передать нам хотя бы часть этого опыта. И возможность для нас — перенять этот опыт в малой его части, и получить материал для сравнения, узнавания, и осознания, которые могут нам позволить хоть чуть-чуть изменить ситуацию к лучшему. По-моему, это не так уж мало! О стиле книжкиКроме практической пользы нельзя не упомянуть об эстетическом удовлетворении, которое я получил от книжки (и переводом она вроде не изгажена). Небольшие главки с описаниями паттернов снабжены прикольными картинками, фотографиями, изящными эпиграфами и читаются «на ура» как отдельные маленькие истории. Язык очень выразительный, отточенный, меткий. Мыслью по древу авторы не растекаются. Я лично просто напросто читал с большим удовольствием. О паттернах у насКонечно, в процессе чтения я пытался рефлексировать и соотносить каждый паттерн с тем, что я наблюдаю в нашей компании (команде). За проявления некоторых положительных паттернов я чувствовал гордость за компанию, по поводу некоторых отрицательных — хотелось повздыхать: «Да, да, так и есть…». А читая еще про некоторые паттерны я с удивлением обнаруживал, что это тоже про нас. Последние, как мне кажется, были самыми полезными — это и есть то самое осознание через узнавание. Надо сказать, что самых мерзких паттернов у нас нет, как я понимаю, никогда не было, и, надеюсь, не будет. Я говорю о таких вещах, как, например, «Дохлая рыба», «Собрание для оваций», «Карандашный огрызок» и «Оффшорное безрассудство». Более того, за свою практику я вообще не встречал таких проявлений. Может, мне везло? :) С удовольствием я отмечал, что многие положительные паттерны у нас воспринимаются как само собой разумеющееся. Это, например, паттерны «Я не знаю», «Взаимное обучение», «Естественный авторитет». Есть такие паттерны, которые скорее относятся к индивидуальным проявлениям: «Правоверный», «Атлант» — такие у нас тоже встречаются :) Хочется остановиться подробнее еще на нескольких. Я попробую «перевести» эти паттерны на язык наших конкретных ситуаций и коротко прокомментировать. Может, вас это заинтересует и подтолкнет к самостоятельному прочтению книжки :)
Мы пытаемся решить какую-то проблему, например, что тестировщики не успевают протестировать функционал до конца итерации из-за того, что разработчики оставили им слишком мало времени. Мы придумываем какие-то способы, которые вроде призваны решить проблему, но есть четкое ощущение, что это лечение симптоматическое, как парацетамол при гриппе.
Действительно, мы часто не глядим дальше
CISForms, no comments ;) Я горжусь этими людьми.
Возникает необходимость запустить новый модуль для Спортмастера, но мы «вдруг» обнаруживаем, что собирать команду неоткуда, все группы и так сильно «обескровлены», свободных людей нет, из-за этого страдает мобильность и способность качественно реагировать на изменения. Переливаем из пустое в порожнее.
Нам (Торговые сети) в этом плане везет — мы имеем сильнейшее конкурентное преимущество, так как уже «встали» в Спортмастере. Но что будет дальше?
У нас есть много правил и практик, которых мы не придерживаемся :(
Очень важный паттерн, я про него раньше «знал», но книжка позволила мне его вербализировать и получить уверенность в том, что этот паттерн очень положительный. Речь идет о том, что один разработчик склонен делать только то, что ему было явно указано, а второй — делает гораздо больше, и спрашивает разрешения (или даже извиняется постфактум) только про то, что было явно запрещено, и двигает при этом продукт вперед, активно работая в «пограничной зоне». Второе — гораздо более предпочтительно и неправильно ругать за такое проявление инициативы. С радостью вспоминаю, что я сам часто проявлял такое поведение на проектах (улучшал продукт «тайком от менеджера»), и с гордостью говорю, что у нас такие люди есть! Хотя, конечно, с этим есть свои проблемы, но полученный результат их стоит.
Это проблемный паттерн в Спортмастере — частенько не хватает человека, который бы обозревал бизнес-процесс целиком. В результате пользователи работают в трех системах, Excel’е и бумажном журнале.
Два важных паттерна, которые я вдруг «узнал» (или мне так показалось). Речь идет о том, что в организации яркое проявление эмоций или рабочий конфликт считаются неприемлемыми и свидетельствующими о неспособности человека к общению. Это не так. Совершенно шикарное утверждение из книжки: «Люди спорят и выплескивают эмоции только до тех пор, пока обсуждаемое дело им небезразлично». Безразличие гораздо хуже, а яркие эмоции просто нужно учиться адекватно воспринимать. Проблема бывает не в говорящем, а в слушающем. Аналогично — с конфликтами. Конфликт — это нормально, а иногда даже и хорошо, если он, конечно, не переходит на личности. Просто с конфликтами нужно учиться работать.
Это про наши оценки :) Действительно, бывает так трудно адекватно оценить лучших и худших.
Приводится оценка, что человек, занятый в трех проектах, теряет 60 % своей эффективности по сравнению с тем, как если бы он работал над одним проектом.
Это про «истинный Agile», как я его для себя недавно понимал, как об этом рассказывает Д.Петелин. Команда сверх-заряженных чуваков, которые со скоростью молнии все пишут и переписывают. Ирония в том, что такие команды годятся далеко не для всех проектов.
Нам этого очень явно не хватает — выделенного ресурса исследования, сознательно направленного на внешний мир.
Хороший вопрос — бывает ли командная ответственность? Бывает ли она у нас?
Недавно был прецедент, связанный со словом «операция». Выяснилось, что одна сторона понимала под операцией проводки, а другая — нечто совершенно свое. При интеграции случился конфуз :)
У нас есть футбол по четвергам, но это подходит не всем. А может, есть ли еще какие-то регулярные нерабочие тематические встречи, о которых многие не знают?
Очень интересно было бы посчитать по каждой команде процент сдачи в срок (в конце итерации сделано все, что планировалось) и посмотреть на сводную табличку. У нас процент, увы, очень невелик :(В чем истинная, корневая проблема этого? Краткое заключениеКнижка очень понравилась, советую прочитать и порефлексировать на тему прочитанного всем, кому интересно и небезразлично, в какой команде и компании он работает. Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Игорь Беспальчук/2010-06-08 Балдеющие и зомбированные» Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». |
||||||||||||||||||||||||||