|
Персональные инструменты |
|||
|
Какой расчетный сервис нужен поставщикам ЖКХМатериал из CustisWikiВерсия от 10:58, 9 апреля 2009; StasFomin (обсуждение | вклад) (→Всем хорош РКЦ … если это свой РКЦ) Владимир Рахтеенко, генеральный директор ООО «Заказные ИнформСистемы». «Какой расчетный сервис нужен поставщикам ЖКХ»[1] Статья посвящена анализу взаимоотношений между поставщиками жилищно-коммунальных услуг и расчетно-кассовыми центрами. Как разработчики коммунальной биллинговой системы, мы получаем запросы и информацию от разных участников рынка жилищно-коммунальных услуг и можем, в какой-то мере, проанализировать направление развития их интересов. В рамках настоящей статьи хотелось бы отметить последние тенденции в сфере организации расчетов за ЖКУ. Эти тенденции заключаются в настойчивом стремлении поставщиков услуг и ресурсов к созданию или развитию собственных абонентских служб. Более того, крупные поставщики и управляющие компании строят вполне серьезные планы по созданию собственных расчетных центров. Предполагается, что эти новые расчетные центры придут на смену существующим муниципальным ВЦ/РКЦ, а те, в свою очередь, «отомрут», как уже «отмирают» во многих городах муниципальные поставщики ЖКУ. Рассмотрим некоторые аспекты, которые, на наш взгляд, определяют перспективы взаимоотношений поставщиков и управляющих компаний с расчетно-кассовыми центрами (РКЦ):
В настоящее время в ЖКХ выбор сфер деятельности достаточно прибыльных, интересных с точки зрения частного бизнеса, весьма ограничен: это сетевые компании электроэнергетики вместе с предприятиями энергосбыта, а также управляющие компании по обслуживанию жилого фонда. Остальные сферы зачастую не являются достаточно привлекательными из-за тарифного дисбаланса и высоких рисков. Следовательно, пока государство не наведет порядок в тарифах и правилах обслуживания, наплыва частных инвесторов ожидать не приходится. По мере того, как число доходных сегментов будет расти, все больше поставщиков будут проявлять готовность инвестировать в модернизацию отрасли для создания стабильного и масштабного бизнеса. СодержаниеСбыт — забота общаяОбщим узким местом для всех поставщиков ЖКУ является сбыт услуг населению. Если сбыт поставлен плохо, то вместо живых денег за свои услуги поставщики получают на балансе просроченную дебиторскую задолженность. Можно сказать, что коммерческий успех поставщика или управляющей компании в значительной степени оказывается зависим от его сбыта. Какие основные проблемы видят крупные поставщики при организации сбыта? По традиции это — совершенно непрофильная для них адресная работа с населением, с большим числом частных лиц. Причем доля отдельного поставщика в общих платежах населения может быть довольно незначительной (например, плата за электроэнергию в суммарных платежах за ЖКУ составляет около 10 %). Если к тому же оказываемые услуги относятся к категории «неотключаемых», то риски получить дебиторскую задолженность вместо реальных доходов еще возрастают. Всем хорош РКЦ … с точки зрения РКЦКакие преимущества предлагает поставщикам единый расчетно-кассовый центр? Что они получат, если их потребители переходят к оплате услуг через единый платежный документ вместо абонентских книжек? Несколько лет развития РКЦ в разных регионах позволяет отметить некоторые положительные тенденции. Эффект масштаба при переходе на обслуживание в расчетно-кассовом центре, в принципе, может давать экономическую выгоду. В частности, опыт наших клиентов показывает, что при переходе на единый платежный документ сборы возрастают на 10-20 %, а сроки и объемы задолженностей существенно сокращаются. В несколько раз сокращаются затраты поставщиков на содержание абонентских служб и более того, РКЦ может предоставлять им дополнительный сервис по равномерной или даже опережающей оплате за их услуги. За счет чего РКЦ удается увеличивать собираемость платежей? Наиболее существенные факторы, вызывающие данный эффект, носят как экономический, так и психологический характер:
Кроме того, дополнительную экономию создают такие сервисы РКЦ, как автоматизированная претензионная работа с населением (особенно при массовых перерасчетах сумм платежей), а также автоматизация массовых начислений с возможностью проводить перерасчеты на глубину исковой давности. Уменьшение задолженности населения перед поставщиком при оплате услуг через РКЦ обеспечивают разные формы адресной работы с неплательщиками. Например, выставление детальных долговых счетов на оплату. При соответствующих инвестициях в учетные технологии РКЦ имеет возможность реализовывать различные дисциплины платежей, распределяя их за определенный период, по методу ФИФО или по методу ЛИФО. РКЦ имеет возможность быстро информировать поставщиков о наличии задолженности у плательщика, а также автоматически отслеживать срочную задолженность с учетом перерасчетов. Всем хорош РКЦ … если это свой РКЦЭкономическая привлекательность биллингового бизнеса подтверждается тем, что к нему стали проявлять интерес такие компании как РАО ЕЭС, РКС, КЭС, Русэнерго. Приступая к созданию собственного биллингового бизнеса, поставщики и управляющие компании проводят конкурсы и консультации по его организации, ведут активный поиск программных решений для обеспечения для этого бизнеса (биллиновых информационных систем) или начинают сами его разрабатывать, а в итоге — отказываются от услуг РКЦ. Анализ причин такого движения в сторону «автономизации» сбыта показывает следующую картину распределения рисков работы через РКЦ с точки зрения поставщиков:
На наш взгляд, более объективно пространство рисков представляет иная их последовательность (в порядке убывания важности риска):
Однако, независимо от значимости каждого из перечисленных видов риска, все они дополняются еще и тем фактом, что для мощных производственных структур содержание собственных сбытовых и расчетных подразделений обходится сравнительно недорого. Таким образом, кажется, что резонов работать через РКЦ у новых рыночных структур, приходящих в ЖКХ, практически нет. Стратегия выживания для РКЦЧтобы остаться на рынке, РКЦ должны искать адекватные ответы на все эти вызовы. На наш взгляд, наименее значимые риски типа монопольного положения РКЦ и отсутствия прямого контроля за сбытом снимаются правильной системой договорных отношений. А вот серьезный риск отсутствия финансовых гарантий, одними юридическими средствами преодолеть нельзя. Он преодолевается, во-первых, сокращением длительности операционного цикла РКЦ: чем короче срок пребывания собранных денежных средств на банковском счете РКЦ, тем ниже риски поставщиков. Второй принципиальный момент, позволяющий существенно снизить этот риск — увеличение уставного капитала РКЦ до размеров, покрывающих (страхующих) его расчетную позицию. Это выводит РКЦ на уровень надежности, сравнимый с банком, отвечающим своим деньгами (уставным капиталом) по обязательствам. Причем размер собственного капитала должен превышать совокупный размер обязательств РКЦ перед всеми поставщиками ЖКУ. Надо сказать, что в настоящее время это важнейшее условие страхования финансовых рисков РКЦ практически нигде не выполняется. Финансовые гарантии РКЦ перед поставщиками и управляющими компаниями должны быть подкреплены и с помощью технологий. Надо предоставить заинтересованным сторонам дополнительный сервис — мониторинг расчетов в режиме реального времени (on-line) или на ежедневной основе. И конечно, прозрачная договорная схема для подобных гарантий также необходима. Технологически финансовая прозрачность РКЦ достигается мониторингом расчетов, то есть информационным обслуживанием вплоть до установки у поставщика автоматизированных рабочих мест, с которых в реальном времени осуществляется санкционированный доступ к базе данных о начислениях и платежах. Естественно, подсистема безопасности автоматизированной биллинговой системы РКЦ должна контролировать и разрешать доступ только к той информации, которая имеет отношение к данному конкретному поставщику. Крупный поставщик ЖКУ может выступить акционером РКЦ. В этом случае он также получает право заказать аудит РКЦ и контролировать его менеджмент. Естественно, сокращение операционного цикла положительным образом скажется и на финансовой прозрачности РКЦ. Выполнение такого необходимого минимума правил «рыночного поведения» позволит РКЦ сохранить свои позиции и отстоять свою уникальную роль в ЖКХ. Сохранение муниципальных РКЦ или их правопреемников позволит и впредь развивать инфраструктурные сервисы, основанные на современных технологиях, такие как:
Идеальный рыночный партнер поставщика ЖКУВ заключение, хотелось бы перечислить те качества, которые, на наш взгляд, способны сделать РКЦ желанным партнером для коммерческих поставщиков ЖКУ и управляющих компаний.
Только бескомпромиссное стремление к повышению качества обслуживания поставщиков ЖКУ поможет РКЦ сохранит свой бизнес в условиях реформирования отрасли. В процессе перехода рынка услуг ЖКХ на коммерческие рельсы они призваны обеспечить поставщикам гарантированный уровень сбора платежей, а также предоставить рыночные гарантии надежности и высокий уровень биллингового сервиса. Ссылки
Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Какой расчетный сервис нужен поставщикам ЖКХ» |
||