Персональные инструменты
 

Интеграция — главная ИТ-услуга для госсектора

Материал из CustisWiki

Версия от 12:38, 8 апреля 2015; KseniyaKirillova (обсуждение)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Андрей Гущин, руководитель направления «Государственный сектор», рассказал порталу CNews о проблемах коммерческого сопровождения свободного ПО, актуальных задачах ИТ-департаментов и особенностях сложных ИТ-проектов. Комментарий Андрея опубликован в материале «Интеграция — главная ИТ-услуга для госсектора» в рамках обзора «Рынок ИТ-услуг 2014».

Тенденции и приоритеты рынка ИТ-услуг

За годы работы у большинства крупных российских компаний, в том числе в государственном секторе, сформировался сложный ИТ-ландшафт, представляющий собой множество разнообразных автоматизированных систем, разработанных разными производителями и отвечающих каждая своей архитектурной и функциональной логике. Поэтому сейчас самой актуальной для ИТ-департаментов и разработчиков задачей становится создание единой информационной платформы, то есть начало постепенной консолидации отдельных составляющих ИТ-ландшафта и ИТ-архитектуры в целостную систему. Эта задача требует смены подходов ко многим направлениям деятельности, в частности, определения норм, требований и единых стандартов, предъявляемых к инструментам, документации и подрядчикам.

Однако так называемая платформизация является лишь формальным воплощением тенденции более высокого содержательного уровня — смещения фокуса внимания с автоматизации задач отдельных департаментов и отделов на автоматизацию сквозных функций и бизнес-процессов. То есть компании постепенно начинают подходить к выстраиванию ИТ-ландшафта все более централизованно, стараясь решать ИТ-задачи целостно. Переход к такому формату работы — вопрос не одного дня и даже не одного года, поскольку он требует изменения внутренней организации и ментальности для более стратегического управления ИТ.

Ряд компаний, в том числе из госсектора, уже провели централизацию ИТ-функций посредством выделения самостоятельных департаментов или центров разработки. На рынке ИТ-услуг есть тенденция к концентрации целевой функции ИТ в некой внешней структуре, которая к тому же потенциально может быть рыночной. Всегда ли эта внешняя структура достаточно отделена от внутренней «кухни» корпорации, чтобы иметь независимость и быть глубоко погруженной в ИТ-отрасль, как неаффилированные ИТ-компании, пока говорить сложно. Но такое движение на рынке отмечается.

Open Source Software

Open Source решения можно условно разделить на готовые продукты, большинство из которых подходят только для домашнего использования; отдельные элементы разработки (библиотеки, фреймворки), которые активно применяются ИТ-компаниями; и системное ПО (базы данных, операционные системы, серверы приложений). На мой взгляд, выстраивание отдельного бизнеса по оказанию поддержки свободного ПО пока не имеет особых перспектив. Потребители готовых Open Source продуктов изначально ориентированы на получение бесплатного товара или услуги и не готовы платить за их обслуживание. Сопровождение Open Source элементов (например, библиотек), используемых в коммерческой разработке, чаще всего осуществляется самими компаниями-разработчиками ИТ-систем, в которых применяются эти элементы. Коммерческое сопровождение системного свободного ПО уже существует, но распространено не так широко, как на Западе. Массовый спрос на эту услугу в России отсутствует в связи с небольшой распространенностью самих продуктов, а также ввиду наличия соответствующих служб внутри ИТ-блока компаний-заказчиков ИТ-услуг, и нет предпосылок, чтобы он появился в ближайшее время.

Сложная ИТ-разработка и потребности заказчика

Требования бизнеса к качеству ИТ-услуг в России в последние годы существенно возросли. Причем не только в отношении технологичности и скорости разработки. Российские компании уже имеют богатый опыт работы с ИТ-подрядчиками и осознают, что лучшего качества можно добиться не с теми подрядчиками, которые соблюдают букву технического задания, а с теми, которые более ориентированы на изучение и понимание истинных потребностей автоматизации. Это заставляет компании искать новые формы сотрудничества, которые сделали бы возможным совместное проектирование и разработку от бизнес-замысла, а не просто выполнение ТЗ.

Под сложными ИТ-проектами часто понимаются очень разные вещи. Например, создание систем, работающих с большими объемами и (или) сложной структурой данных, интеграция решений в сложный ИТ-ландшафт и даже разработка в условиях жестко ограниченных ресурсов, в том числе временных. Но сейчас под этим все чаще понимается реализация крупных ИТ-проектов масштаба компании, которые охватывают все слои архитектуры предприятия, выполняются в тесном сотрудничестве с ИТ-подрядчиком и нацелены на реализацию стратегических задач бизнеса.

Сложными ИТ-проектами в России интересуются, как правило, только крупные организации и лидеры отраслей. С одной стороны, они обладают достаточным горизонтом планирования для создания решений такого масштаба и концептуальности, а с другой — перед ними постоянно стоят новые вызовы, и они обязаны удерживать свои позиции. Это касается в первую очередь крупнейших банков, сетевых ритейлеров, телеком-операторов, госкорпораций, инфраструктурных институтов.


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».


Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Интеграция — главная ИТ-услуга для госсектора»