Персональные инструменты
 

Корпоративный ЦОД: за и против

Материал из CustisWiki

Версия от 19:38, 22 апреля 2015; AlexandraVelyaninova (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

В журнале «Технологии и средства связи» (№4/2013) опубликована статья ведущего системного инженера Дмитрия Морозова, посвященная вопросам эффективной эксплуатации корпоративных ЦОД, плюсам и минусам размещения IT-инфраструктуры в коммерческих и корпоративных ЦОД, а также особенностям управления IT-инфраструктурой в привязке к бизнес-процессам организации. Об этом — в статье «Корпоративный ЦОД: за и против» на сайте и в бумажной версии журнала.

Нужен ли корпоративный ЦОД?

Последние несколько лет все большую популярность обретают облачные технологии и модель аренды инфраструктуры в коммерческих ЦОД. Но в то же время интерес крупных компаний к созданию собственных центров обработки данных нисколько не снижается.

Основными задачами управления IT-системами, как известно, являются снижение стоимости владения и увеличение стабильности и качества предоставляемых бизнесу информационных сервисов. Одновременно существует необходимость сохранения должной степени управляемости IT-систем. Поиск оптимального баланса между стоимостью, качеством и управляемостью является первостепенной задачей при переходе в облака. В ряде отраслей баланс значительно смещен в сторону управляемости и безопасности.

Так как использование публичной облачной платформы является разновидностью аутсорсинга, то и все его недостатки «наследуются» публичными облаками. Заказчик не имеет доступа к внутренней инфраструктуре облака. И сохранность, и безопасность его данных в значительной степени зависят от поставщика услуг. Основные факторы, тормозящие переход компаний к коммерческим ЦОД, — отсутствие гарантий безопасности размещения данных (как от потерь, так и от утечек информации) и невозможность напрямую контролировать процессы функционирования ЦОД.

Если обратиться к статистике по коммерческим ЦОД, то выяснится, что реже всего их используют финансовые организации, медицинские учреждения и операторы персональных данных. В целом на данный момент публичные ЦОД пока плохо подходят для организаций, обрабатывающих информацию ограниченного доступа. Здесь со мной не согласятся провайдеры публичных облаков, но большинство финансовых организаций предпочитает хранить и обрабатывать данные в собственных ЦОД. Это связано с тем, что на сегодняшний день отечественным банкам сложно найти поставщика, который соответствовал бы их требованиям по безопасности и надежности. Так, например, свои большие ЦОД имеют и Сбербанк, и ВТБ24, и Альфа-Банк.

Ключевым различием между корпоративным и коммерческим ЦОД является то, под чьим контролем находятся данные. В отличие от коммерческого, корпоративный ЦОД находится под контролем IT-отдела компании. Пользователи получают услуги в соответствии со стандартами, принятыми в организации. Но корпоративные ЦОД обладают более высокой стоимостью владения из-за затрат на обслуживающий персонал. Коммерческие центры обработки данных благодаря объединению больших ресурсов предоставляют почти неограниченные возможности масштабируемости, гибкости и скорости развертывания. Кроме того, облачная концепция «сколько использовал — столько и заплатил» позволяет значительно сократить стоимость владения.

Для корпоративных ЦОД возможности масштабируемости, гибкости и скорости развертывания ограничены возможностями и бюджетом IT-отдела. Недостатком корпоративных ЦОД также считается необходимость самостоятельного развертывания облака и обучения специалистов. Последнее, правда, можно исключить, заказав создание ЦОД у интегратора.

Но главным требованием к ЦОД является надежность предоставления услуг и отсутствие простоев и потери данных. В случае с корпоративным ЦОД уровень надежности контролируется собственными IT-специалистами и соответствует стандартам компании. Это, несомненно, значительный плюс для бизнеса, ради которого может быть затеяно построение корпоративного ЦОД.

Еще одним аргументом в пользу собственного ЦОД является отсутствие надежных скоростных каналов связи. Прежде всего эта проблема актуальна для регионов.

Техническое оснащение ЦОД и его надежность

Под надежностью ЦОД в первую очередь понимают техническую отказоустойчивость. Для этого при строительстве ЦОД проектируются системы бесперебойного электропитания (состоящие из нескольких независимых линий питания от различных подстанций с автоматическим вводом резерва и систем бесперебойного электроснабжения — ИБП и дизель-генераторных электростанций [1]), системы кондиционирования, поддерживающие заданную температуру и влажность воздуха (и также обеспеченные бесперебойным электропитанием), системы защиты и резервируемые каналы связи.

Современный ЦОД невозможно представить без систем виртуализации. Они позволяют наиболее полно отвечать потребностям бизнеса, увеличивая надежность работы IT-систем, и обладают целым рядом преимуществ.

  • Виртуализация позволяет консолидировать системы и уменьшить количество физических серверов, а значит, снизить стоимость оборудования, сократить расходы на электричество и охлаждение, освободить дополнительное место в ЦОД.
  • Благодаря объединению серверов виртуализации в кластеры увеличивается отказоустойчивость и масштабируемость IT-инфраструктуры. В случае выхода из строя одного из физических серверов виртуальные машины мигрируют на другие серверы кластера, а число таких серверов можно гибко наращивать или сокращать.
  • Благодаря специальным соглашениям на использование программного обеспечения в виртуальных средах достигается значительная экономия на лицензиях. Например, на гипервизор с Microsoft Windows Server версии Datacenter разрешается устанавливать неограниченное количество виртуальных машин.
  • Системы резервного копирования виртуальных сред позволяют обеспечить практически непрерывную защиту данных. В результате восстановление выполняется быстрее, а время простоя сервисов сокращается.
  • Возможность создания виртуальной машины из заранее подготовленного шаблона значительно ускоряет процесс развертывания новых серверов.

Развитием идеи виртуализации является концепция облаков. Облачный сервис представляет собой особую клиент-серверную технологию. Клиент использует группу серверов как единый виртуальный сервер. При этом клиент может прозрачно и гибко регулировать объемы потребляемых ресурсов. Оплата услуг в большинстве случаев осуществляется по схеме «сколько вычислительных ресурсов потратил — столько и заплатил» [2].

Чем облако отличается от виртуализированного ЦОД? По сути, облако — это и есть виртуализированный ЦОД, но с очень важным свойством: его клиенты имеют возможность самостоятельно изменять объемы потребляемых ресурсов. Кроме того, свойством облаков является высокий уровень автоматизации и масштабирования. Согласитесь — крайне сложно организовать обслуживание сотен тысяч виртуальных машин в облаке в ручном режиме.

Но если виртуализированный ЦОД также может обладать высоким уровнем автоматизации и масштабируемости, то самообслуживание присуще только облакам.

Технических решений недостаточно

Однако одной технической надежности ЦОД для бесперебойной работы IT-систем недостаточно. Корпоративный ЦОД (и в еще большей степени частное облако) — это симбиоз технических и организационных средств управления инфраструктурой компании. Максимальный эффект возникает при их правильном сочетании, поэтому эффективное использование ЦОД требует специальных усилий не только сотрудников IT-отдела, но и тех специалистов, чьи бизнес-процессы будут затронуты.

Перевод инфраструктуры в облачный ЦОД делает ее более прозрачной и управляемой, расширяет возможности ее масштабирования, упрощает внесение изменений в IT-инфраструктуру. Однако эти изменения осуществляются не «в вакууме», а в условиях непрерывности бизнес-процессов компании. У нас сложилась и хорошо себя зарекомендовала практика проведения анализа тех процессов, которые предстоит перевести в частное облако. Таким образом вырабатываются соглашения об объеме предоставляемых IT-отделом услуг, а также правила и регламенты взаимодействия сотрудников бизнес- и IT-подразделений — своего рода SLA. И только с учетом этих условий создается техническая архитектура облачного ЦОД.

Что имеем в сухом остатке? Использование современных технологий в ЦОД дает существенное преимущество в обеспечении отказоустойчивости IT-систем, увеличении их масштабируемости, уменьшении стоимости владения. Коммерческий ЦОД предоставляет практически неограниченные возможности масштабируемости [3]. В противовес этому системы, размещенные в корпоративном ЦОД, управляются IT-департаментом согласно внутренним регламентам компании.

Таким образом, возможны самые разные подходы — от «выращивания» частного облака до передачи всех услуг по созданию и поддержке IT-инфраструктуры на аутсорсинг, и у каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Переводить ли IT в публичное облако или создавать корпоративный ЦОД — решение в каждом случае сугубо индивидуальное, зависящее от специфики компании и ее бизнес-процессов.


1. Александр Мартынюк. Повышение экономической эффективности систем электроснабжения ЦОД. http://www.osp.ru/lan/2007/09/4375770/

2. Облачные вычисления. http://ru.wikipedia.org

3. ЦОДы уходят в облака. http://habrahabr.ru/company/dell/blog/187510/


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Корпоративный ЦОД: за и против»