Персональные инструменты
 

Небольшая историческая реконструкция Web-scale IT

Материал из CustisWiki

Версия от 17:29, 2 июня 2016; KseniyaKirillova (обсуждение)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Игорь Беспальчук, наш руководитель проектов дирекции развития технологий, поделился с журналом «Директор информационной службы» исторической реконструкцией тренда Web-scale IT. Какими были предпосылки его возникновения? Какие преимущества для компаний открыл цифровой характер веб-индустрии? Как новые технологии позволяют захватывать «старые» рынки? Ответы на эти и многие другие вопросы — в материале «Небольшая историческая реконструкция Web-scale IT» в бумажной версии издания.

Веб-индустрия начиналась почти исключительно как цифровая. Сами услуги, поставляемые ею ценности были цифровыми, и это определило очень многое.

Во-первых, клиент компании оказывался по совместительству пользователем ее софта. И наоборот — пользователь софта переставал быть нанятым сотрудником, а неожиданно становился клиентом компании. Это в корне перевернуло отношение к качеству пользовательских интерфейсов и породило целую новую специализацию — UX-инженерию. Потому что если пользовательский интерфейс непонятен или неудобен клиенту, тот быстро перестает быть клиентом — в отличие от нанятого сотрудника, которому за использование самого ужасного интерфейса платят деньги и на чье место легко найдется другой.

Во-вторых, цифровая услуга не имеет классических барьеров масштабирования, обусловленных физическими точками продаж, перемещением и хранением материалов и продукции, обучением сотрудников и т. д. Цифровой бизнес оказался крайне масштабируемым, и если рынок являлся достаточно большим, чтобы не стать естественным ограничителем роста, то и к софту также предъявлялись требования по все большему масштабу обслуживания вплоть до невероятных, невозможных ранее величин. Это породило целый класс новых исследований, технологий и архитектур.

Добавим еще факторы — растущая конкуренция, обилие новых технологий, появляющихся высокими темпами, — и получим, что для того, чтобы выжить в мире цифровых услуг, было необходимо обеспечить крайне быстрое развитие своих ИТ. Те, кто менялся недостаточно быстро (несмотря на растущие масштабы!), — просто вымерли. А у выживших сформировались сильно отличающиеся от классических подходы к разработке и развитию крупных ИТ-систем, особые культуры, намного более децентрализованные, подвижные, быстрые. В результате скоротечной рыночной эволюции, длившейся около двух десятков лет, в веб-индустрии появились крайне успешные компании, которые смогли вырасти до гигантских размеров, и при этом их ИТ-системы и ИТ-производство обеспечивают удивительную для классического мира корпоративных ИТ совокупность свойств: высочайшую масштабируемость, привлекательность для клиентов и способность быстро, устойчиво развиваться.

А еще через некоторое время неожиданно выяснилось, что, обладая этими исключительными способностями, интернет-компании могут повернуться от чисто цифровых услуг (где доставляемая клиенту ценность имеет исключительно информационную природу) к более традиционным услугам и легко занять там немаленькую нишу.

Для начала — можно сделаться информационным посредником с удобным клиентским интерфейсом, и порог входа для этого оказывается совсем невысоким. Не нужны масштабные капитальные вложения в офисы, оборудование и склады, если все это уже делает кто-то другой, пусть и по старинке. Но зато можно обеспечить совершенно новый заказ для всех этих мощностей, причем, возможно, от конкурирующих «немасштабируемых» поставщиков, и создать новый сервис только за счет удобной «информационной добавки», забрав на себя чисто информационную (!) масштабируемую (!) функцию заключения контракта.

А если это удалось проделать и выяснилось, что рынок действительно гораздо больше того, что могли «окучить» обычные поставщики с низким уровнем обслуживания клиентов, то не за горами и второй шаг: можно, уже обладая капиталом и преимуществом выхода на клиента, полностью перестроить этот рынок, включая область предоставления материальных услуг.

Именно это мы сейчас и наблюдаем. Крупные, очень динамично развивающиеся, горизонтально масштабируемые и привлекательные для клиента сервисы из «мира веб» медленно, но верно начинают перехватывать и переделывать старые рынки, где давно сложившиеся паритеты, нормы и правила игры, оказывается, устарели и неконкурентоспособны.

Тенденция Web-scale IT, отмеченная Gartner, означает следующее: в долгой перспективе выживут только те крупные классические корпорации, которые смогут перестроить свои методы работы таким образом, чтобы стать конкурентоспособными в новой борьбе, по новым правилам, найдут в себе силы отбросить те традиции, которые безнадежно удерживают их в прошлом, смогут посредством невероятной трансформации обрести те же ключевые способности, что свойственны лучшим из «мира веб». Придется догонять. Ну а тем, кто не сможет или не захочет меняться, Web-scale IT не интересны, но и место под солнцем завтрашнего дня им, мягко говоря, не гарантировано.