Персональные инструменты
 

Какой расчетный сервис нужен поставщикам ЖКУ

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск

Владимир Рахтеенко, генеральный директор ООО «Заказные ИнформСистемы».

«Какой расчетный сервис нужен поставщикам ЖКХ»[1]

Note.svg Статья посвящена анализу взаимоотношений между поставщиками жилищно-коммунальных услуг и расчетно-кассовыми центрами.

Как разработчики коммунальной биллинговой системы, мы получаем запросы и информацию от разных участников рынка жилищно-коммунальных услуг и можем, в какой-то мере, проанализировать направление развития их интересов. В рамках настоящей статьи хотелось бы отметить последние тенденции в сфере организации расчетов за ЖКУ.

Эти тенденции заключаются в настойчивом стремлении поставщиков услуг и ресурсов к созданию или развитию собственных абонентских служб. Более того, крупные поставщики и управляющие компании строят вполне серьезные планы по созданию собственных расчетных центров. Предполагается, что эти новые расчетные центры придут на смену существующим муниципальным ВЦ/РКЦ, а те, в свою очередь, «отомрут», как уже «отмирают» во многих городах муниципальные поставщики ЖКУ.

Рассмотрим некоторые аспекты, которые, на наш взгляд, определяют перспективы взаимоотношений поставщиков и управляющих компаний с расчетно-кассовыми центрами (РКЦ):

  • влияние на деятельность поставщиков и управляющих компаний начавшегося процесса коммерциализации ЖКХ;
  • взаимоотношения РКЦ и собственных сбытовых компаний поставщиков;
  • риски поставщиков при организации сбыта их услуг через РКЦ.

В настоящее время в ЖКХ выбор сфер деятельности достаточно прибыльных, интересных с точки зрения частного бизнеса, весьма ограничен: это сетевые компании электроэнергетики вместе с предприятиями энергосбыта, а также управляющие компании по обслуживанию жилого фонда. Остальные сферы зачастую не являются достаточно привлекательными из-за тарифного дисбаланса и высоких рисков.

Следовательно, пока государство не наведет порядок в тарифах и правилах обслуживания, наплыва частных инвесторов ожидать не приходится. По мере того, как число доходных сегментов будет расти, все больше поставщиков будут проявлять готовность инвестировать в модернизацию отрасли для создания стабильного и масштабного бизнеса.

Сбыт — забота общая

Общим узким местом для всех поставщиков ЖКУ является сбыт услуг населению. Если сбыт поставлен плохо, то вместо живых денег за свои услуги поставщики получают на балансе просроченную дебиторскую задолженность. Можно сказать, что коммерческий успех поставщика или управляющей компании в значительной степени оказывается зависим от его сбыта.

Какие основные проблемы видят крупные поставщики при организации сбыта? По традиции это — совершенно непрофильная для них адресная работа с населением, с большим числом частных лиц. Причем доля отдельного поставщика в общих платежах населения может быть довольно незначительной (например, плата за электроэнергию в суммарных платежах за ЖКУ составляет около 10 %). Если к тому же оказываемые услуги относятся к категории «неотключаемых», то риски получить дебиторскую задолженность вместо реальных доходов еще возрастают.

Всем хорош РКЦ … с точки зрения РКЦ

Какие преимущества предлагает поставщикам единый расчетно-кассовый центр? Что они получат, если их потребители переходят к оплате услуг через единый платежный документ вместо абонентских книжек? Несколько лет развития РКЦ в разных регионах позволяет отметить некоторые положительные тенденции. Эффект масштаба при переходе на обслуживание в расчетно-кассовом центре, в принципе, может давать экономическую выгоду.

В частности, опыт наших клиентов показывает, что при переходе на единый платежный документ сборы возрастают на 10-20 %, а сроки и объемы задолженностей существенно сокращаются. В несколько раз сокращаются затраты поставщиков на содержание абонентских служб и более того, РКЦ может предоставлять им дополнительный сервис по равномерной или даже опережающей оплате за их услуги.

За счет чего РКЦ удается увеличивать собираемость платежей? Наиболее существенные факторы, вызывающие данный эффект, носят как экономический, так и психологический характер:

  • Уменьшение числа платежных документов (квитанций) к оплате;
  • Возможность частичной оплаты квитанции;
  • Возможность авансовой оплаты квитанций;
  • Прием разных платежных документов в режиме «единого окна»;
  • Многообразие форм оплаты (наличными, через банкомат, вычетами из заработной платы и т. д.).

Кроме того, дополнительную экономию создают такие сервисы РКЦ, как автоматизированная претензионная работа с населением (особенно при массовых перерасчетах сумм платежей), а также автоматизация массовых начислений с возможностью проводить перерасчеты на глубину исковой давности.

Уменьшение задолженности населения перед поставщиком при оплате услуг через РКЦ обеспечивают разные формы адресной работы с неплательщиками. Например, выставление детальных долговых счетов на оплату.

При соответствующих инвестициях в учетные технологии РКЦ имеет возможность реализовывать различные дисциплины платежей, распределяя их за определенный период, по методу ФИФО или по методу ЛИФО.

РКЦ имеет возможность быстро информировать поставщиков о наличии задолженности у плательщика, а также автоматически отслеживать срочную задолженность с учетом перерасчетов.

Всем хорош РКЦ … если это свой РКЦ

Экономическая привлекательность биллингового бизнеса подтверждается тем, что к нему стали проявлять интерес такие компании как РАО ЕЭС, РКС, КЭС, Русэнерго.

Приступая к созданию собственного биллингового бизнеса, поставщики и управляющие компании проводят конкурсы и консультации по его организации, ведут активный поиск программных решений для обеспечения для этого бизнеса (биллиновых информационных систем) или начинают сами его разрабатывать, а в итоге — отказываются от услуг РКЦ.

Анализ причин такого движения в сторону «автономизации» сбыта показывает следующую картину распределения рисков работы через РКЦ с точки зрения поставщиков:

  1. Отсутствие прямого контроля за сбытом. Менталитет управленцев, унаследованный с советских времен, уверенных, что для устойчивой работы нужно иметь все в своем хозяйстве, достаточно силен и по сей день. В новые времена он трансформировался по форме: «чей менеджер, тот деньгами и крутит», — но не по содержанию.
  2. Отсутствие финансовых гарантий. Хотя через расчетные центры проходят большие потоки денежных средств, сами они не имеют ни больших уставных капиталов, ни основных средств, ни ликвидных активов. Если РКЦ задержит платежи или объявит себя банкротом, то как поставщик или управляющая компания могут востребовать с него свои деньги? Практически никак.
  3. Риск монопольного положения РКЦ. Нельзя считать необоснованными опасения о том, что предложив поставщикам хорошие условия сейчас и спровоцировав упразднение их собственных сбытовых служб, РКЦ затем воспользуется монопольным положением и существенно поднимет тарифы за обслуживание.
  4. Отсутствие финансовой прозрачности. Поскольку вся исходная информация о платежах населения оказывается в РКЦ, поставщик вынужден выступать перед ним «просителем», чтобы получать полную и адекватную, с его точки зрения, картину распределения финансовых потоков.

На наш взгляд, более объективно пространство рисков представляет иная их последовательность (в порядке убывания важности риска):

  1. Отсутствие финансовых гарантий;
  2. Отсутствие финансовой прозрачности;
  3. Риск монопольного положения РКЦ;
  4. Отсутствие прямого контроля за сбытом.

Однако, независимо от значимости каждого из перечисленных видов риска, все они дополняются еще и тем фактом, что для мощных производственных структур содержание собственных сбытовых и расчетных подразделений обходится сравнительно недорого. Таким образом, кажется, что резонов работать через РКЦ у новых рыночных структур, приходящих в ЖКХ, практически нет.

Стратегия выживания для РКЦ

Чтобы остаться на рынке, РКЦ должны искать адекватные ответы на все эти вызовы. На наш взгляд, наименее значимые риски типа монопольного положения РКЦ и отсутствия прямого контроля за сбытом снимаются правильной системой договорных отношений.

А вот серьезный риск отсутствия финансовых гарантий, одними юридическими средствами преодолеть нельзя. Он преодолевается, во-первых, сокращением длительности операционного цикла РКЦ: чем короче срок пребывания собранных денежных средств на банковском счете РКЦ, тем ниже риски поставщиков.

Второй принципиальный момент, позволяющий существенно снизить этот риск — увеличение уставного капитала РКЦ до размеров, покрывающих (страхующих) его расчетную позицию. Это выводит РКЦ на уровень надежности, сравнимый с банком, отвечающим своим деньгами (уставным капиталом) по обязательствам. Причем размер собственного капитала должен превышать совокупный размер обязательств РКЦ перед всеми поставщиками ЖКУ. Надо сказать, что в настоящее время это важнейшее условие страхования финансовых рисков РКЦ практически нигде не выполняется.

Финансовые гарантии РКЦ перед поставщиками и управляющими компаниями должны быть подкреплены и с помощью технологий. Надо предоставить заинтересованным сторонам дополнительный сервис — мониторинг расчетов в режиме реального времени (on-line) или на ежедневной основе. И конечно, прозрачная договорная схема для подобных гарантий также необходима.

Технологически финансовая прозрачность РКЦ достигается мониторингом расчетов, то есть информационным обслуживанием вплоть до установки у поставщика автоматизированных рабочих мест, с которых в реальном времени осуществляется санкционированный доступ к базе данных о начислениях и платежах.

Естественно, подсистема безопасности автоматизированной биллинговой системы РКЦ должна контролировать и разрешать доступ только к той информации, которая имеет отношение к данному конкретному поставщику.

Крупный поставщик ЖКУ может выступить акционером РКЦ. В этом случае он также получает право заказать аудит РКЦ и контролировать его менеджмент. Естественно, сокращение операционного цикла положительным образом скажется и на финансовой прозрачности РКЦ.

Выполнение такого необходимого минимума правил «рыночного поведения» позволит РКЦ сохранить свои позиции и отстоять свою уникальную роль в ЖКХ. Сохранение муниципальных РКЦ или их правопреемников позволит и впредь развивать инфраструктурные сервисы, основанные на современных технологиях, такие как:

  • Ведение информационных ресурсов поставщика
  • Обеспечение взаимодействия поставщиков с органами социальной защиты
  • Развитие муниципальных информационных ресурсов
  • Поддержка перерасчетов и претензионной работы в пределах срока исковой давности
  • Управление жилищным фондом с возможностью замены поставщика услуги без потери данных о потребителях
  • Управление дебиторской задолженностью
  • Ведение взаиморасчетов по пени

Идеальный рыночный партнер поставщика ЖКУ

В заключение, хотелось бы перечислить те качества, которые, на наш взгляд, способны сделать РКЦ желанным партнером для коммерческих поставщиков ЖКУ и управляющих компаний.

  • Первое. Обеспечение гарантированного договором уровня сбора платежей. Это очень непросто в рамках текущего законодательства. Но именно это — главное условие выживания РКЦ. Причем, по информации, получаемой от разных поставщиков, гарантированный уровень в 90 % считается вполне приемлемым.
  • Второе. Претензионная работа с неплательщиками в полном объеме — от разбора исковых заявлений до организации PR-компаний. В этом случае РКЦ не только «вынимает» долги из населения в пользу поставщиков, но и берет на себя ответственность перед населением по обязательствам поставщика. В сложных случаях недопоставок это приводит РКЦ к необходимости в одностороннем порядке актировать факты неоказания услуг поставщиками и к выработке соответствующих процедур разрешения подобных споров.
  • Третье. Покупка долгов населения перед поставщиками. Такие формы весьма распространены на Западе, но пока еще редко практикуются у нас. Вопрос о том, какой процент от полной суммы при продаже долгов населения поставщик сочтет приемлемой ценой, остается открытым — мнения сторон пока существенно расходятся. Но очевидно, что рыночная цена на подобные долги рано или поздно сложится. Она будет связана с условиями вхождения частного капитала в бизнес ЖКХ, обремененный прошлыми структурными долгами, накопленными за то время, когда термин «бизнес» в этой сфере еще не применялся.

Только бескомпромиссное стремление к повышению качества обслуживания поставщиков ЖКУ поможет РКЦ сохранит свой бизнес в условиях реформирования отрасли. В процессе перехода рынка услуг ЖКХ на коммерческие рельсы они призваны обеспечить поставщикам гарантированный уровень сбора платежей, а также предоставить рыночные гарантии надежности и высокий уровень биллингового сервиса.

Ссылки

  1. Ежемесячный журнал руководителя и главного бухгалтера «ЖКХ», № 11, ноябрь 2005, стр. 73-78.



Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».