|
Персональные инструменты |
|||
|
|
Риск под контролем. Внедрение коммунальной биллинговой системыМатериал из CustisWiki
«Риск под контролем. Внедрение коммунальной биллинговой системы»[1] В ходе реформирования коммунальной отрасли происходит неизбежный переход от кустарных методов автоматизации к использованию промышленных решений. Этот переход обусловлен, в первую очередь, более высокими требованиями к информационному обеспечению со стороны органов местного самоуправления и частных инвесторов. К сожалению, научно-технический прогресс имеет и свою оборотную сторону. Внедрение новых технологий связано с дополнительными проектными рисками. Чтобы избежать разочарований и финансовых потерь необходим тщательный анализ и учет данных рисков в планах развития муниципальных информационных фондов. Обычные риски проектной деятельности хорошо известны и описаны в специальной литературе. К ним, например, относятся риски, связанные с качеством управления проектом, особенностями используемой технологии и т.п. Для проектов внедрения коммунальных биллинговых систем или автоматизации расчетных центров наряду с обычными рисками проектной деятельности характерны дополнительные риски, которые связанны как минимум с тремя факторами:
Действие приведенных факторов имеет множество следствий. В рамках настоящей статьи нам бы хотелось ограничиться рассмотрением трех групп специальных рисков, которые возникают именно в силу высокого уровня сложности, наукоемкости и социальной значимости коммунального биллинга. Наши наблюдения основаны на опыте внедрения биллинговых систем в нескольких городах Российской Федерации. Наши первые проекты в городах с населением до 100 тыс. человек сразу выявили ключевые риски, возникающие про внедрении высокотехнологичных информационных систем в ЖКХ в масштабе целого города. Их преодоление помогло нам перестроить свои проектные технологии так, чтобы в крупномасштабном проекте внедрения биллинговой системы в г. Саратове, население которого составляет 900 тыс., риски постоянно контролировались и минимизировались. Эти специальные риски также могут быть условно разбиты на три группы:
На первом месте по степени важности находятся политические риски. Четкая позиция местных органов власти является главным фактором успеха проекта автоматизации городского расчетного центра. Это, в частности, означает, что поддержка проекта должна быть гарантирована на протяжении всего периода внедрения, а руководство биллингового центра должно иметь большой кредит доверия у администрации. Вторую группу составляют кадровые риски, то есть риски, связанные с профессиональными качествами руководителей и специалистов биллингового центра. Здесь первое место по важности, естественно, занимают риски неэффективного управления расчетным центром. Как и в других отраслях экономики, успех в значительной мере зависит от правильного выбора руководителя и менеджерской команды на первых же этапах проекта. Единый расчетный центр должны возглавлять опытные управленцы, готовые потратить два-три года жизни на то, чтобы создать действительно эффективный биллинговый центр. Причем желательно, чтобы они имели опыт создания предприятий «с нуля» или опыт антикризисного управления, разбирались в финансовых вопросах. Практика показала, что опыт работы в жилищно-коммунальном хозяйстве при этом не обязателен, а в чем-то даже и вреден. Безусловно, к области кадровых рисков относятся и риски, связанные с рядовым персоналом биллингового центра, включая технических специалистов и операторов программно-технологического комплекса. В сфере ЖКХ по понятным причинам ощущается недостаток квалифицированных программистов и системных администраторов, тем более с опытом работы на промышленных программных платформах. Квалификация персонала расчетных центров также требует пристального внимания как со стороны руководителей, так и со стороны поставщиков программных решений. Пренебрежение к этой группе рисков может обернуться низким качеством обслуживания населения и поставщиков ЖКУ, серьезными недостатками в сервисном сопровождении программно-технического комплекса. Методы минимизации таких рисков относительно просты в теории, но сложны в исполнении. К примеру, разумно производить отбор технических специалистов по конкурсу, а не на основании родственных и дружеских связей. На подготовку службы поддержки и операторов информационной системы необходимо выделять адекватные бюджеты и сроки. Всех операторов следует снабдить подробными технологическими инструкциями. К сожалению, далеко не везде эти простые правила находят понимание и поддержку. Отдельную проблему может представлять низкая компьютерная грамотность рядовых сотрудников. Довольно типичной является ситуация, когда опытные коммунальные работники шарахаются от компьютера, не знают как пользоваться «мышкой». И напротив, знакомая с компьютерами молодежь может не разбираться в тонкостях расчета квартплаты. А те, кто разбирается, иной раз чрезмерно полагаются на свой прошлый опыт, независимо от того, насколько этот опыт соответствует закону и здравому смыслу. Результат — ошибки при вводе данных, неправильные расчеты, недовольство населения и поставщиков услуг. Решение этих проблем — обучение и еще раз обучение. Причем обучение должно проводиться по апробированной методике, являющейся неотъемлемой частью избранной городом биллинговой системы. Необходимо ориентировать и стимулировать персонал на неукоснительное следование технологическим инструкциям, ввести регулярную аттестацию и переподготовку кадров. Хорошей практикой является периодический контроль правильности данных, автоматизированные проверки состояния информационных фондов. Третью особую группу составляют так называемые инициализационные риски проекта. Инициализационный риск связан с качеством тех информационных фондов, которые обычно существуют в городе до перехода на промышленную биллинговую систему. Как правило, это очень «замусоренные» данные. Работа местных программистов редко оплачивается на рыночном уровне, изменения в кустарных программах производятся бессистемно, появляется много «подпорок», много временных и случайных решений. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев старые программы городских вычислительных центров не сопровождаются описанием бизнес-процессов и даже технической документацией.
При этом необходимо отметить, что выверка расчетов с населением, выверка долгов — это не только техническая проблема, но и большой социально-политический риск. В случае большого процента ошибок возможен массовый наплыв абонентов и серьезные конфликтные ситуации. Поэтому, при переходе на более современные технологические решения необходимо проводить тщательную выверку данных на начальных этапах проекта. А в тех случаях, когда картотеки лицевых счетов существуют только в бумажной форме, следует предусмотреть возможность привлечения дополнительного персонала для ручного ввода данных. Конечно, риски проектов внедрения коммунальных биллинговых систем не исчерпываются теми тремя группами, которые описаны выше: инициализационными, кадровыми и политическими. Полноценный план развития информационных ресурсов города должен включать в себя более широкий перечень рисков, возможностей и ограничений. Мы привели лишь основные риски, связанные с особым характером информационно-инфраструктурных проектов, их высокой сложностью, наукоемкостью и социальной значимостью. Минимизация этих рисков является одним из ключевых условий успеха автоматизации коммунальных расчетов и развития информационной базы коммунального комплекса.
Ссылки
Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||