Персональные инструменты
 

РКЦ как основа единой городской информационной системы

Материал из CustisWiki

Версия от 03:00, 9 апреля 2009; BenderBot (обсуждение | вклад) (1 версия)

Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск
Авторы
  • Кулапин Алексей Иванович, директор МУП «Единый расчетно-кассовый центр г. Саратова», доктор химических наук, депутат Саратовской городской Думы.
  • Новожилов Владислав Владимирович, первый заместитель директора МУП «Единый расчетно-кассовый центр г. Саратова».

«Расчетные центры в реформе ЖКХ»[1]

Издревле замечено, что действительно успешная деятельность определяется не чрезмерным избытком ресурсов, но их корректным учетом и управлением. В стабильном достатке живет не тот, у кого много денег, а тот, кто ими эффективно распоряжается, не копит долги, открыт для достижений будущего.

Эффективный менеджмент и детальный учет всех видов ресурсов, в том числе и денежных, — это то, без чего реформа жилищно-коммунального хозяйства не сможет достичь результата, которого ждут от нее не только сотни тысяч работников отрасли, но и все жители страны, являющиеся потребителями жилищно-коммунальных услуг.

Накопленный в последние годы опыт реформирования жилищно-коммунального хозяйства показал, насколько эффективно может работать созданная в этот период единая государственная система федеральных стандартов перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

Система стандартов позволила повлиять на снижение разброса в стоимости отдельных видов услуг коммунального назначения по регионам России с 30-50 раз до 15-30, чему способствовало упорядочение формирования себестоимости и тарифообразования. Однако, нельзя не отметить, что принятие Советом Федерации поправки к Закону РФ о продлении сроков перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг увеличивает пропасть между потребностями отрасли в финансировании и возможностью государства поддерживать эти процессы.

В органах местного самоуправления, понимающих это, как правило, активно работают в двух направлениях:

  • формируют местные тарифы, отвечающие реальным затратам, возможностям финансирования и объемам выполненных работ
  • снижают затраты на энергоресурсопотребление, вводя дифференциацию цен в зависимости от объемов, времени и качества поставляемых услуг, лимитируя их потребление в социальной сфере

Многие регионы идут по пути увеличения уровеня оплаты населением коммунальных услуг сверх установленных субъектом Федерации значений, понимая, что переход на 100% оплату является единственно выходом в ситуации реального финансирования при рыночных методах хозяйствования.

Тем не менее, сфера жилищно-коммунального хозяйства сегодня — один из наиболее перспективных рынков, на который выходят и крупные корпорации, и эффективный частный бизнес. Одной из главных проблем сегодня называют отсутствие в отрасли адекватных биллинговых компаний, сочетающих в себе современные информационные технологии и функции независимого оператора управления платежами населения за жилищно-коммунальные услуги. Таким оператором и призваны стать расчетно-кассовые центры.

На наш взгляд, востребованы те РКЦ, которые могут корректно вести учет потребляемых жителями услуг, производить начисление, прием и перечисление средств поставщикам услуг. При этом не следует забывать, что в условиях реформирования ЖКХ и прихода в отрасль частного капитала неизбежна конкуренция поставщиков. Опыт Саратова показывает, что в течение времени происходит не только замена одних поставщиков другими, но и острая конкуренция между компаниями, управляющими жилищным фондом.

Этот процесс необратим. Собственники жилья, будь то муниципалитет или ТСЖ, уже сегодня могут выбирать управляющую компанию и поставщиков большинства услуг по рыночным критериям. И современный расчетно-кассовый центр служит для них гарантией того, что все информационные фонды не будут потеряны со сменой поставщика. Распределение денежных средств, собираемых с населения, будет произведен в соответствии с периодами оказания услуг каждого из поставщиков.

Безусловно, для реализации такого подхода необходимы самые современные технологии. Программное и техническое обеспечение современного РКЦ должны быть как минимум сопоставимы по сложности и масштабу с информационными системами банков (причем не мелких), а в идеале и превосходить банковские системы в части возможности хранения не только финансовой информации, но и технических данных о характеристиках жилищного фонда, качестве поставляемых населению жилищно-коммунальных услуг.

Такое программное обеспечение, учитывая специфику каждого региона, невозможно приобрести в виде готовой «коробки с дискетами». Создать силами собственного программиста тоже вряд ли получится. Как и любое серьезное программное обеспечение, такую систему нужно заказывать у профессионалов, оговорив в контракте и обследование региональных бизнес-процессов, и адаптацию программного обеспечения под специфику региона, и дальнейшее сопровождение приобретенного решения в постоянно изменяющейся ситуации.

В качестве преимуществ организации системы управления коммунальными платежами на базе современного РКЦ можно отметить следующие аспекты:

  • оптимизацию системы управления финансовыми потоками в рамках города;
  • сокращение срока прохождения платежей по цепочке Плательщик-Поставщик услуг;
  • оперативную информацию о расчетах с поставщиками и уровне сборов с населения;
  • корректный учет предоставленных льгот и субсидий;
  • унифицированный подход к анализу и обработке информации о движении средств, собранных с населения, и их учету.

Построение системы управления коммунальными платежами на базе городского РКЦ, оперирующего единой городской базой данных, предоставляет органам местного самоуправления эффективный инструмент для управления. Эффективность этого инструмента выражается в:

  • принятии корректных управленческих решений на основе аналитических отчетов единой базы данных;
  • возможности создания эффективной системы адресной социальной помощи;
  • хранении полной истории начисления и оплат за ЖКУ;
  • обеспечении преемственности оказания жилищно-коммунальных услуг, (при смене управляющей компании, поставщика и т.п.), что является необходимым условием для создания конкуренции на этом рынке.

Всем, кто связан с управлением городским хозяйством давно известно, что эффективно налаженная система сбора платежей с населения и надежное прохождения финансовых потоков до поставщиков услуг — это весомый залог успеха. Система управления платежами за ЖКУ должна иметь достаточное количество степеней защиты от любых внесистемных воздействий как внутри себя, так и извне. В этой части нами накоплен определенный опыт, которым мы готовы делиться.

Созданная на базе МУП «Единый расчетно-кассовый центр г. Саратова» система управления платежами за жилищно-коммунальные услуги обладает рядом характеристик, позволяющих говорить о достаточной надежности и устойчивости.

Наиболее важной из них, на наш взгляд, является ориентация системы на документ-основание. Любой из операторов, работающих с населением, имеет возможность изменить базу начисления только при условии наличия документального подтверждения для своих действий. Ориентация системы на документ-основание делает оператора «регистратором событий». Все финансовые проводки производятся автоматически на основании введенных документов.

Для полного контроля за работой системы любое изменение базы данных фиксируется в системе и хранится в ней постоянно. Любое действие, совершенное оператором в системе оставляет свой след. Иными словами, любое действие, совершенное оператором в системе, оставляет свой след, поэтому можно абсолютно точно выяснить, какой оператор, в какое время сделал то или иное изменение.

Такой подход требует серьезного технического обеспечения. Только за один год работы с новым программно-технологическим комплексом МУП «ЕРКЦ г. Саратова» увеличило собственную базу данных более чем на 90 миллионов финансовых проводок. Не каждое техническое решение способно выдержать такую нагрузку.

Хранение полной истории финансовых проводок и изменений позволяет не только корректно распределять финансовые средства, собираемые с населения за различные периоды, но и получить уникальный информационный ресурс для анализа.

Благодаря реализации такой схемы предприятия-поставщики жилищных и коммунальных услуг имеют возможность проконтролировать объемы собранных денежных средств за предоставленные услуги и оперативно получать необходимую информацию по начислениям, перерасчетам и сборам денежных средств. Это позволяет обеспечить гарантированно целевое использования средств, собранных с населения за жилищно-коммунальные услуги.

Информация, хранимая в базах данных РКЦ, таким образом, становитсяуникальным информационным продуктом, имеющим огромную ценность для муниципалитета и иных собственников жилищного фонда. Ее потеря может вызвать катастрофические последствия, всплеск социальной напряженности и коллапс городского хозяйства. Поэтому защита информации является для РКЦ отдельной организационной и технической задачей, связанной с физическим разделением используемых сетей передачи данных и общедоступной сети Интернет, шифрацией передаваемых данных, созданием территориально разделенных резервных серверных мощностей с постоянно актуальной базой данных. Хорошо построенная система не должна безвозвратно рушиться ни от атаки хакера, ни от падения самолета на серверное помещение.

Но создание стабильно работающей системы обработки данных — это далеко не исчерпывающая задача РКЦ. Не менее важным следует считать и повышение собираемости платежей, что невозможно без обеспечения удобства жителям муниципалитета при оплате жилищно-коммунальных услуг. Для этого необходимо создавать сеть абонентских и кассовых пунктов. С одной стороны, современные информационные технологии позволяют одному оператору обслуживать до 8-10 тысяч лицевых счетов. С другой — нельзя не принимать во внимание и то, что существуют обособленные районы города, в которых независимо от количества проживающих обязательно должна быть возможность для работы с населением. Оптимизация топологии пунктов по работе с населением требует применения технологий маркетинга и социологии.

МУП «ЕРКЦ г. Саратова» на сегодняшний день обслуживает почти 200 тысяч лицевых счетов жителей города. Для обеспечения удобства жителей, предприятием создана широкая сеть собственных пунктов. Она насчитывает 25 абонентских и 7 отдельных кассовых пунктов. Все они через высокопроизводительные каналы связи работают с единой базой данных. Всего для обработки обращений населения и бесперебойного приема платежей на предприятии функционирует 54 автоматизированных рабочих места операторов абонентских пунктов и 26 рабочих мест операторов кассовых пунктов.

Очевидно, что расширение сети собственных пунктов имеет экономические ограничения. Поэтому мы пошли по пути создания сети приема платежей с привлечением сторонних сборщиков, работающих на договорной основе.

На сегодняшний день создана и функционирует разветвленная сеть по сбору платежей по платежному документу МУП «ЕРКЦ г. Саратова». Платежи принимаются всеми отделениями управления федеральной почтовой службы (62 пункта приема), отделениями Сбербанка (40 пунктов), десятью коммерческими банками. Всего на территории города заплатить за жилищно-коммунальные услуги по платежным документам МУП «ЕРКЦ г. Саратова» можно в 179 местах.

Совместно с кредитно-финансовыми организациями разрабатываются и внедряются современные и удобные для жителей формы оплаты услуг: безналичные перечисления с банковских счетов, списания с пластиковых карт с помощью банкоматов. В ближайшей перспективе запланирована реализация возможности оплаты ЖКУ с помощью сети Интернет, мобильной телефонии. В 3 квартале 2004 года намечена эмиссия карт экспресс-оплаты, активация которых будет проводиться по многоканальной телефонной линии. Все эти технологии позволяют обеспечить прием платежей круглосуточно с максимальным комфортом для плательщика.

Сеть собственных пунктов РКЦ — это не только инструмент для повышения собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги, но и огромное рыночное преимущество предприятия. Сопоставимые с РКЦ сети отделений имеют только управления почтовой службы и Сбербанк. Поэтому было бы непростительной ошибкой не использовать собственную сеть пунктов для расширения спектра услуг, оказываемых населению. В МУП «ЕРКЦ г. Саратова» пункты имеют возможность принимать не только жилищно-коммунальные платежи, но и оплату за кабельное телевидение, городские телефоны, детские сады, мобильную телефонию.

Экономический анализ подтверждает, что собственная сеть пунктов РКЦ должна стать для жителя местом оплаты всех потребляемых услуг, включая оплату по договорам страхования, потребительского кредитования и т.п.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации в качестве определяющих задач, способствующих развитию ипотечного кредитования, назвал создание эффективной системы регистрации прав на недвижимость и бюро кредитных историй. Можно ждать активизации банковского сектора в этом направлении, но не логичнее ли использовать в качестве основы базу данных РКЦ? С использованием единой городской базы данных РКЦ, содержащей как информацию о жилищном фонде, так и сведения о платежной дисциплине горожан, решение поставленных Президентом задач ускоряется.

Актуальность базы данных РКЦ сохраняется в течение времени по определению. Учитывая входящие информационные потоки из различных источников и постоянно находясь под контролем населения, ревностно отслеживающего свои данные, влияющие на начисления за ЖКУ, база данных РКЦ всегда будет актуальнее, чем информация иных служб городского хозяйства. Поэтому логично использовать базу данных РКЦ в качестве основы для создания городской информационной системы.

Уже на первом этапе формирования такой системы пользователями и одновременно поставщиками информации в единую систему должны стать:

  • органы социальной защиты в части информации о предоставляемых субсидиях и льготах (особенно в случае реализации адресной социальной помощи);
  • паспортно-визовые службы балансодержателей жилищного фонда;
  • органы регистрации прав собственности, обладающие информацией о правах на жилье;
  • эксплуатационные службы, обрабатывающие информацию о состоянии жилищного фонда.

Но главным потребителем услуг единой городской информационной системы станет руководство муниципалитета. Собранная в одном месте актуальная информация о жилищном фонде, проживающих жителях, поставляемых жилищно-коммунальных услугах — это уникальный информационный ресурс для анализа и принятия управленческих решений. Перевод управления городом с уровня интуиции на рельсы научно обоснованного подхода — это цель, которая оправдывают все средства, затраченные на создание единой городской информационной системы, базисом которой призваны стать расчетно-кассовые центры.

Ссылки

  1. Перейти Ежемесячный журнал руководителя и главного бухгалтера «ЖКХ», №9, сентябрь 2004, стр. 36-39.

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «РКЦ как основа единой городской информационной системы»

Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».