Персональные инструменты
 

Границ рынка заказного ПО не видно

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск

Владимир Рахтеенко, генеральный директор нашей компании, в интервью порталу BFM.ru прокомментировал новость о выходе SAP на рынок разработки заказного ПО и рассказал о своем видении рынка. Перспективно ли направление заказной разработки в России? Насколько этот рынок развит и поделен? Как отразится выход SAP на рынок заказной разработки на бизнесе других компаний-поставщиков ИТ-услуг, в том числе CUSTIS? Об этом — в интервью под оптимистичным заголовком «Границ рынка заказного ПО не видно».

На российском рынке разработки заказного программного обеспечения появился новый игрок. О запуске данного направления бизнеса недавно объявила компания SAP — один из крупнейших поставщиков программных решений для бизнеса. В российском подразделении немецкой компании посчитали, что отечественный рынок созрел: клиенты готовы платить за уникальные разработки под задачи конкретного бизнеса.

Игроков на этом поле как в России, так и за рубежом, не так много. В России решением нестандартных задач в области создания прикладного ПО с 1996 года занимается компания CUSTIS («Заказные ИнформСистемы»). Она специализируется на заказной разработке и внедрении масштабных учетно-аналитических систем для организаций с динамичными бизнес-процессами. Генеральный директор группы компаний CUSTIS Владимир Рахтеенко прокомментировал новость о выходе SAP на рынок заказной разработки и рассказал о состоянии рынка.


BFM.ru: Насколько перспективно направление заказной разработки в России — как вы оцениваете объем рынка, сколько крупных заказчиков заинтересованы в таких решениях?

Владимир Рахтеенко: Я не берусь говорить про весь рынок заказной разработки, однако это направление можно с уверенностью оценить как перспективное. Это подтверждают и официальные данные. Согласно статистике, представленной Минэкономразвития РФ в феврале 2012 года, сегмент ИТ-услуг (существенная часть которого — заказная разработка) составляет 28,4% от всего рынка ИТ в 2011 году — то есть, если взять за основу данные, представленные Минкомсвязи, почти 70 млрд долларов. Причем, по оценке IDC, этот сегмент демонстрирует наибольший рост — свыше 20% в 2011 году (против 13,3% по рынку ИТ в целом).

Заказчиками подобных решений чаще всего выступают инфраструктурные институты (такие как ЦБ РФ, различные министерства и ведомства) и отраслевые лидеры — как правило, это две-три крупнейшие компании в отрасли. Поскольку заказная разработка — услуга довольно дорогая, позволить ее себе могут только компании с годовым оборотом не менее 0,5–1 млрд долларов. Как правило, только в этом случае компания может заказать глубоко кастомизированное решение, способное поддержать ее уникальные бизнес-процессы.

В целом границ этого рынка пока не видно — мы растем так быстро, как только можем себе это позволить без ущерба для качества проектной работы.


BFM: Насколько этот рынок в России развит и поделен?

В. Р.: Рынок заказной разработки в России только формируется, поэтому развитым и поделенным его назвать, скорее всего, нельзя. Дело в том, что разработка серьезного ИТ-решения на заказ требует зрелости самой компании-заказчика — он должен располагать профессиональным ИТ-подразделением, быть способным сформировать полноценный проектный офис на своей территории и вести грамотное проектное управление.

К сожалению, таких «продвинутых» заказчиков в России пока совсем немного, хотя по сравнению с 2000-м и даже с 2005-м годами их число существенно возросло. На рынке появляется все больше крупных компаний с грамотным ИТ-менеджментом, который обладает культурой внедрения масштабных ИТ-систем и хорошо представляет, какое решение им нужно — заказное или коробочное, и с какой степенью кастомизации.


BFM: Можете назвать других игроков рынка?

В. Р.: На российском рынке заказной разработки есть несколько десятков компаний-подрядчиков, которых можно разделить на три группы: независимые поставщики ИТ-услуг (такие как мы и EPAM); компании, входящие в состав крупных интеграторов (как яркий пример — Luxoft) и фирмы-разработчики, выросшие из внутренних ИТ-подразделений крупных компаний («СберТех», «Сибинтек»).

Однако, несмотря на схожий перечень услуг и позиционирование всех этих компаний, их услуги имеют свою специфику и могут существенно отличаться по содержанию друг от друга. Поэтому мы в своем сегменте создания прикладных решений для поддержания уникальных бизнес-процессов заказчиков не чувствуем существенного давления со стороны конкурентов.


BFM: Как отразится выход SAP на рынок заказных разработок на бизнесе других компаний, в частности, CUSTIS? Вы опасаетесь конкуренции?

В. Р.: Сложно оценить возможное влияние изменений, заявленных SAP, поскольку из представленной информации не до конца ясен сегмент рынка, на котором компания планирует работать, и характер услуг, которые она собирается оказывать.

Если речь идет о глубокой кастомизации решений, то непонятно, чем такая услуга будет отличаться от того, что было ранее, — ведь компания SAP всегда декларировала предельную гибкость и масштабируемость своих систем. Может быть, новая политика связана с недовольством компании результативностью интеграторов, которые кастомизируют и внедряют ее решения. А возможно, SAP и вовсе начнет заниматься полноценной заказной разработкой, используя другие платформы.

Версий много, мы будем внимательно следить за развитием событий, и, когда SAP явно обозначит свои стратегические намерения, можно будет сделать выводы о степени его конкурентного влияния на наш бизнес.



Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».