|
Персональные инструменты |
|||
|
|
Сотрудники-долгожители: удача или головная боль?Материал из CustisWiki
Отношение к сотрудникам-долгожителям зависит как от компании, так и от самих сотрудников. На своем опыте я сталкивалась с двумя основными сценариями развития событий. СодержаниеСценарий первый, оптимистическийЭтот вариант выигрышен для обеих сторон — и для компании, и для сотрудника-старожила. Плюсы для компанииСотрудник-старожил — носитель ценных экспертных знаний. Если ваш старожил — профессионал, который стал высококлассным специалистом именно у вас, то зачастую этот человек обладает неизмеримой и невосполнимой экспертизой в предметной области и отлично знает специфику работы компании. Он настоящий кладезь знаний обо всех нюансах создания продукта; о путях решения возникавших проблем и их последствиях; он хорошо знает рынок, конкурентов, вашу и их продукцию, чувствует потребности клиентов и т. д. Такие люди очень часто принимают наиболее верные решения, ориентируясь не на цифры и показатели, а на свою интуицию, и это очень ценное для компании качество. Сотрудник с большим стажем работы — отличный наставник и коуч. Такие сотрудники могут быть отличными проводниками для новичков: они помогут освоиться на новом месте, разобраться со спецификой работы, наладить коммуникации внутри компании и т. д. Кроме того, самому старожилу эта роль может быть близка и интересна. «Компанейский» старожил — носитель традиций и корпоративной культуры компании. Он знает, как все начиналось, как на рынок вывели новый продукт или выиграли конкурентную борьбу, как пережили кризис. Такие сотрудники — живое воплощение истории, духа компании, они просто незаменимы для трансляции корпоративной культуры новым специалистам. Ведь на любую тему можно вспомнить историю или байку, которая случилась с кем-то из компании и которая демонстрирует правильное отношение к событиям, принятые модели поведения или просто повествует об историях успеха компании или конкретных людей. Плюсы для сотрудникаГлавные плюсы для самого старожила — это, конечно, внимание к его персоне со стороны компании, демонстрация доверия и уважения, признание заслуг и ценности для компании. Сценарий второй, пессимистическийСотрудник-старожил — головная боль и проблема руководства. Причем признаков того, что с ситуацией надо разбираться, может быть несколько: никто не знает, чем этот сотрудник занимается, кому нужен результат его работы, к нему привыкли как к воздуху, он был здесь всегда; его постоянно переводят из подразделения в подразделение, где он подолгу не задерживается, на ваши вопросы о качестве/скорости его работы вам отвечают, что «это же Николай Иванович, который еще с нашим генеральным начинал в этой компании». Самое сложное в этой ситуации — признать, что сотрудник-старожил перестал устраивать компанию как специалист. Ведь когда-то он был действительно нужен и ценен для компании, над оценкой его нынешней деятельности довлеют его прошлые достижения и успехи. Дальше остается только принять решение — либо компания с таким человеком расстается, либо считает трудоустройство этого сотрудника у себя частью программы социальной ответственности работодателей перед обществом. Естественно, всегда есть причины, почему сотрудник «превратился в балласт», чаще всего в этом виноваты и компания, и сам человек, но этот вопрос выходит за рамки рассматриваемой темы. Увольнение старожила. Если сотрудник ценный и в компании принято удерживать специалистов, то меры, которые могут быть направлены на его удержание, не будут существенно отличаться от тех, к которым прибегают в других подобных случаях. Если же инициатором увольнения старожила является сама организация, то возможны различные варианты щадящего расставания: выплата единовременной компенсации или поддерживающие выплаты в течение какого-то оговоренного периода времени (полгода, год); помощь в трудоустройстве; дополнительное обучение, чтобы специалист приобрел актуальные рыночные навыки, — то есть компания должна стараться «своих в беде не бросать». Карьерный рост сотрудников-старожиловЗдесь все индивидуально, каждая компания следует своей стратегии работы с управленческими кадрами. Одна из них — как раз выращивание управленцев из уже работающих сотрудников, с позиций простых специалистов. Плюсы очевидны: прекрасное знание компании, рынка, специфики, налаженные внутренние и внешние взаимодействия, авторитет внутри компании и т. д. Подводные камни тоже есть, хотя они и менее очевидны, — компания, руководство которой полностью сформировано из внутреннего резерва, лишает себя возможности привнесения извне другого опыта и альтернативных подходов к управлению. Именно по этой причине современные компании ищут баланс между использованием внутреннего кадрового резерва и привлечением внешнего. Подводя итоги рассуждений по вопросу «являются ли сотрудники-старожилы проблемой или ценным явлением в компании», мы возвращаемся к началу разговора — многое зависит как от самого человека, так и от компании. Если старожил занимает активную позицию, не останавливается на достигнутом и профессионально развивается, не теряет внутренний «запал», полагая, что лавры успеха будут с ним всегда, то вряд ли с ним будут какие-то проблемы. Такие специалисты нужны любой компании. На старожила в отделе всегда может опереться новый руководитель, сделав из него союзника и используя его знания и опыт для достижения целей подразделения. В своих рассуждениях я умышленно обхожу проблемную тему, когда старожил не просто рядовой сотрудник организации, а «политический ставленник». Для такой ситуации нет универсальных рецептов, но всегда можно найти решение и минимизировать бесполезные (а возможно, и вредные) действия сотрудника или сосредоточиться на плюсах и делать ставку уже на них.
Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||