Дизайн привычных вещей (Дональд Норман)

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск

1000326965.jpg

Автор
Дональд Норман
Оригинальное название
«The Design of Everyday Things»

Заметки Стаса Фомина

Книга безусловно полезная, для своего времени это был практически «манифест юзабилити», практически Психбольница в руках пациентов для докомпьютерной эры. Вернее компьютеры были, но эра была доинтернетной, и как их использовать вообще мало кто понимал.

Но книга мало устарела, ибо сосредоточилась на вечных ценностях — бытовых приборах и предметах, которые с момента издания не стали сильно юзабельней.

И кстати, меня возмущает, когда программистов выставляют какими-то монстрами, стремящимися усложнить жизнь «нормальному пользователю». Блин, при разработке принципиально нового софта практически нет шансов сделать идеальный интерфейс. Но вот что мешает сделать правильно бытовые приборы, назначение, форма, сценарии использования которых не меняются уже десятилетия? Какого черта у меня:

  • Посудомойка после завершения цикла пищит изо всех сил, то затихая, то продолжая — и так всю ночь, если нет сил доползти и заткнуть это исчадие ада. Неужели никто не подумал, что запускать посудомойку естественно на ночь, когда всем плевать, когда она кончит работу. К тому же, это не нужно даже днем — ведь работает она или нет — это слышно. Советы интернет-разума не помогают.
  • Пищит на весь дом микроволновка. Хрен что разогреешь ночью. Причем бесполезно караулить конец работы → открытие двери не выключает пищание!
  • Нет нормальных удобных смесителей! Я остановился на Damixa Arc, дорогих, глючных (у меня сдох через 5 лет, причем не из-за воды — просто отломалась рукоятка), но по юзабельности ничего и близко не валялось, хотя моделей тыщи, и 99% из них просто дизайнерские уродцы, в которых даже руки можно вымыть с трудом.
  • А по сложности — простой DECTовский телефон сложнее всех компьютеров вместе взятых.
  • Завязываю с жалобами, ибо это могу продолжать вечно.

Так вот, книга об этом. Что такое хорошо, и что такое плохо. Какими соображениями руководствоваться, чтобы убрать ошибки.

Да, тут нет сложного анализа, законов Хика-Фитса, — только очень простые эвристики. Основной мотив: «Какие ошибки человеку свойственны, как их избегать».

Разобрано на примерах дверей, смесителей, автомобилей, ну и кучи всего остального по мелочи.

Жаль, что автор не раскрыл тему юзабилити-причин аварии на Три-Майл-Айленд, в расследовании которой он, вроде как, участвовал. Надо будет выяснить (в Википедии и отчете INSAG, думаю, все есть) и дополнив юзабилити-причиной аварии на ЧАЭС (не «залипающая» кнопка опускания стержней), можно сделать интересный доклад для какой-нибудь тусовки юзабилистов.

В целом, соображения разумные, полезные. Например, отлично отмечен никуда не девшийся антагонизм «понтово красивого» и «практичного».


Но не гениальные! Из серии «ориентируйтесь на стандарты», делайте «очевидней», «проще» (KISS, YAGNI). В софте такие вещи приводят к:

  • серости (стандартный оконный интерфейс, поля-кнопки без конца, по гайдлайнам MS).
  • выкидыванию полезного функционала — как там было в книге «никому же в голову не придет заводить машину кривым стартером» (цитата по памяти). Блин! Как я мечтаю об этом, чтобы заводить свою НИВУ зимой (сделать несколько проворотов вручную мне не лень. А менять аккумулятор на морозе — жуткий геморрой).
  • игнорированию нетривиальных решений — там где делают GUI-интерфейс — сделать текстовый или command-line. Или вообще дополненную реальность. Или вообще избавиться от интерфейса.

Последний момент, кстати, виден из попыток футуристических прогнозов. Уже сейчас они вызывают смущенную улыбку (как прогнозы о тоннах лошадиного навоза в 1900).

  • Опазываете домой и рискуете пропустить любимую телепередачу? — Позвоните домой и дайте видеомагнитофону команду записать ее.
  • Производителю выпуск компакт-диска с сотней книг может обойтись всего в несколько долларов, а потребителю — в несколько сотен.
  • Подключение к мировым библиотекам … тоже влетит в копеечку. ... Стоит только предатся раздумьям, и счет может вырости до астрономической суммы[1].
  • Представьте, с чем вам придется столкнутся, во время поиска информации в огромных библиотеках и базах данных... Хаос! Полнейший хаос!

  1. Последнее впрочем, можно считать условно верным, благодаря безумным тарифам ОПСОСов, чудовищ из прошлого тысячелетия.



Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».