ИТ-инфраструктура современных компаний:общие тенденции

Материал из CustisWiki

Версия от 16:24, 23 декабря 2013; VladMarkov (обсуждение) (Новая страница: «<blockquote> ''В журнале [http://www.iemag.ru/numbers/index.php?YEAR_ID=1554&ID=28336 Intelligent Enterprise Management (№4/2013)] опубликова…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск

В журнале Intelligent Enterprise Management (№4/2013) опубликована статья нашего ведущего системного инженера Дмитрия Морозова, посвященная современным общим тенденциям в развитии бизнеса, которые по-новому влияют на развитие ИТ-инфраструктуры. Какие требования предъявляются к ИТ-инфраструктуре со стороны бизнеса? Как меняются эти требования в связи с бурным развитием мобильных и сетевых технологий? Почему специфика бизнеса на современном этапе уходит на второй план по отношению к ИТ-инфраструктуре? Об этом — в статье «ИТ-инфраструктура современных компаний: общие тенденции» на сайте и в бумажной версии журнала.


Современные компании, обладающие эффективной ИТ-инфраструктурой, получают серьезное конкурентное преимущество стратегического уровня. Причем постоянное развитие бизнеса, например расширение филиальной сети, выход на новые рынки, усложнение процессов, влечет за собой непрерывное усложнение программно-аппаратного комплекса компании. Поэтому необходимость рационального управления ИТ, особенно для крупных компаний, выходит на первый план.

Важной особенностью современных больших компаний является оперативность, точность и работа с огромным количеством информации, которую необходимо хранить и защищать. ИТ-инфраструктура таких организаций, состоящая из большого числа компонентов — приложений, коммуникационных сервисов, инфраструктуры серверов, АРМ и систем хранения данных, системы информационной безопасности, сетевой и инженерной инфраструктуры, — требует системного подхода к управлению. Ключевыми задачами являются грамотный выбор программных и аппаратных решений, адекватное управление всеми системами организации, обеспечение бесперебойности и безопасности работы.

Традиционно требования различных компаний к ИТ-инфраструктуре зависят от особенностей бизнеса.

К примеру, для крупных торговых компаний критически важна возможность быстро наращивать розничную сеть: открывать новые магазины и склады и оперативно интегрировать их в общую ИТ-систему. В связи с этим для ИТ-инфраструктуры торговых сетей характерна масштабность и большая территориальная распределенность.

В банковском секторе приоритеты традиционно смещены в сторону безопасности: огромное значение придается защите финансовой и персональной информации. В банках всегда использовалась практика резервирования ЦОД на удаленной площадке и глубоко эшелонированная система доступа к данным.

Современные тенденции развития бизнеса крупных компаний, оказывающих массовые услуги, предъявляют ряд требований к ИТ-инфраструктуре независимо от специфики их деятельности.

  • Переход к персональной работе с каждым клиентом требует хранения, обработки и защиты огромных объемов информации. Если для банков работа с персональными данными клиентов всегда была одним из ключевых процессов, то для торговых сетей это — новый тренд. Массовый выпуск скидочных и бонусных карт, запуск разнообразных промоакций и других программ лояльности позволяет торговым компаниям собирать и анализировать персональные данные покупателей, которые нужно также хранить и защищать.
  • Необходимость предоставлять массовые услуги в полном объеме и одинакового качества во всех точках обслуживания требует централизованного управления распределенной ИТ-системой. Стандартом банковского бизнеса становится прозрачность операций по всей сети банка и одинаково высокий уровень клиентского сервиса во всех отделениях и филиалах независимо от территориального расположения.
  • Стремительное развитие мобильных и интернет-технологий заставляет компании очень быстро принимать решения и реагировать на изменения. Интернет- и мобильные продажи, RFID-метки, бесконтактные технологии платежей, Self Checkout кассы самообслуживания — в борьбе за современного «продвинутого» покупателя компании постоянно придумывают новые технологичные способы продаж. Аналогичные процессы можно наблюдать и в банковской сфере: если раньше вывод на рынок нового банковского продукта занимал несколько недель, то с развитием новых технологий это время сокращается до нескольких часов.

Эти тенденции делают особенно значимыми следующие требования к ИТ-инфраструктуре (см. рисунок):

  • бесперебойная работа;
  • масштабируемость;
  • безопасность;
  • скорость изменений;
  • прозрачность и управляемость;
  • адекватная стоимость владения.
Требования современных крупных компаний к ИТ

Рассмотрим, как перечисленные требования отражаются в необходимых свойствах ИТ современных крупных компаний.

Бесперебойная работа

В первую очередь, ИТ-инфраструктура не должна мешать протеканию бизнес-процессов. От ИТ современных крупных компаний требуется работа в режиме 24/7: даже кратковременные сбои в работе приводят к простою критичных бизнес-процессов, крупным финансовым и репутационным потерям.

Сбои в работе происходят по двум основным причинам: выход из строя оборудования и различные ошибки — пользовательские или программного обеспечения.

Проблему с оборудованием можно решить дублированием или объединением нескольких экземпляров оборудования в кластер. Тогда при выходе из строя одного из экземпляров остальные будут выполнять его работу. В частности, механизм виртуализации позволяет еще больше расширить возможности дублирования.

Для защиты от ошибок пользователя и сбоев программного обеспечения компании создают систему резервного копирования и восстановления, которая позволяет восстанавливать актуальные данные в короткий срок.

Вероятные проблемы и сбои лучше предотвращать или останавливать на ранних стадиях, чем исправлять. Для этих целей в крупных компаниях используются системы проактивного мониторинга, которые сообщают администраторам о проблемах в ИТ-инфраструктуре раньше, чем эти проблемы приведут к неприятным последствиям и остановке бизнес-процессов.

Масштабируемость

Проактивный мониторинг также необходим для своевременного определения «узких мест» в ИТ-инфраструктуре, которые ограничивают масштабируемость бизнеса. При регулярном отслеживании и «расшивке» таких мест значительно уменьшается вероятность того, что в результате расширения бизнеса придется перестраивать всю ИТ-инфраструктуру компании.

Для улучшения масштабируемости применяются унифицированные решения: от одинаковых конфигураций операционных систем и программного обеспечения до шаблонов и скриптов для разворачивания инфраструктуры целых филиалов (например, новых банковских отделений или розничных магазинов). Чем больше процессов в ИТ-инфраструктуре автоматизировано, тем, как правило, лучше ее масштабируемость и управляемость.

Унифицированные решения также способствуют повышению скорости изменений ИТ в ответ на развитие бизнеса. Быстрее один раз поменять общий шаблон, чем вносить изменения в каждый экземпляр. Простейшим примером такого ИТ-инструмента для тиражирования решений могут служить групповые политики. Единожды изменив настройку политики на центральном сервере, мы освобождаемся от необходимости изменения настроек на каждом сервере или рабочей станции.

Безопасность

Чем сложнее инфраструктура, чем больше различных систем она включает, тем она уязвимее. Объемы данных и сложность бизнес-процессов непосредственно влияют на архитектуру систем защиты информации.

За информацией, обрабатываемой в банковских системах, стоят реальные деньги. Очевидно, что доступ к таким данным может привести к серьезным убыткам. Эта особенность резко расширяет круг потенциальных злоумышленников и повышает требования к безопасности.

Система защиты информации в банках обязательно включает управление правами доступа, шифрование каналов связи, тотальный мониторинг, подробное логирование.

В меньшей мере данный вопрос касается торговых сетей, но и здесь важность финансовой и персональной информации, а также увеличение объемов электронных платежей выставляют практически такие же требования к безопасности, как и в банковском секторе.

Скорость изменений

Конкуренция заставляет компании постоянно повышать уровень сервиса и качество предоставляемых услуг. Изменение бизнес-процессов должно поддерживаться сервисами ИТ-инфраструктуры: если принято решение об изменениях, они должны реализовываться в кратчайшие сроки.

Примером может служить развитие интернет- и мобильных продаж и банкинга: банки и торговые сети стремятся не просто следить за новыми технологиями и быть «не хуже конкурентов», но работать «на опережение», стараясь быть первыми и предлагать клиентам все новые технологичные услуги и сервисы.

Прозрачность и управляемость

Чем проще и прозрачнее инфраструктура, тем проще управление, тем меньше ошибок и дешевле обслуживание. Прозрачность и управляемость ИТ-инфраструктуры означает предсказуемый отклик ИТ на изменения бизнеса. Это гарантирует обоснованную оценку: способна ли инфраструктура поддержать необходимые изменения бизнеса и если да, то в какие сроки и какой ценой.

Прозрачность достигается путем сбора данных об информационной системе компании. Это могут быть отчеты о работе оборудования и программного обеспечения, сведения об изменениях в архитектуре, учет лицензий — все, что позволяет прогнозировать поведение ИТ при любых изменениях. Чем больше информации о процессах и состоянии ИТ-инфраструктуры учитывается, тем более точно мы можем предсказывать ее поведение и, следовательно, тем более эффективно можем ею управлять.

Но просто получить информацию на какой-то определенный момент времени недостаточно. Необходима история изменения состояний, история событий, происходивших в ИТ. Получить такую информацию без постоянного мониторинга инфраструктуры невозможно. Если каждое из событий не только фиксируется, но и описывается, оценивается, это позволяет получить более полный прогноз на случай возникновения проблемы в будущем, а также сократить затраты и время на ее решение.

Адекватная стоимость владения

Следует иметь в виду, что основные затраты крупной компании идут не на покупку или создание инфраструктуры, а на ее поддержку, которая подразумевает постоянную корректировку под текущие потребности бизнеса. Для современных крупных компаний, использующих сложные бизнес-процессы, изменения сами по себе не дешевы. А помноженные на масштаб, они зачастую составляют астрономические суммы. Потому требование разумной стоимости владения ИТ-инфраструктурой становится особенно важным.

Модульная структура позволяет изменять части инфраструктуры, добавлять новый функционал и избавляться от устаревших компонентов с минимальными затратами, а распространенные и проверенные технологии удешевляют интеграцию с другими системами и облегчают поиск специалистов, оказывающих поддержку. Потому изначально ИТ-инфраструктура должна быть построена по модульному принципу и на базе mainstream-технологий: это даст возможность вносить в нее изменения в короткие сроки и с минимальными затратами.

Итак, современные тренды таковы, что для крупных компаний специфика бизнеса по отношению к ИТ-инфраструктуре уходит на второй план. Бизнес становится более технологичным, появляется много новых инструментов, что неизбежно влечет усложнение ИТ-инфраструктуры. Если раньше ИТ только поддерживали бизнес-процессы, то сейчас технологии становятся неотъемлемой частью бизнеса, самой сутью новшеств.


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «ИТ-инфраструктура современных компаний:общие тенденции»