|
Персональные инструменты |
|||
|
Расчетные центры в реформе ЖКХМатериал из CustisWikiАндрей Борейко, заместитель директора по развитию бизнеса ООО «Заказные ИнформСистемы». «Расчетные центры в реформе ЖКХ»[1]
Встречные заявления руководителей Госстроя свидетельствуют о том, что государство, одобряя эти инициативы в принципе, будет ограничивать процессы коммерциализации, и, как минимум, постарается не допустить приватизацию коммунальных сетей, направляя частную инициативу в русло концессионных соглашений. Все прочие соображения о том, как в действительности сложится баланс интересов, относятся к области догадок и предположений. Среди этих догадок есть и такие, которые уже находят практическое подтверждение. Это технологии и проекты, способные в корне изменить направление развития отрасли. Нам видится, что к их числу можно смело отнести проекты развития единых расчетно-кассовых центров (ЕРКЦ). У ЕРКЦ есть свои сторонники и противники. Противники, среди прочего, указывают на западный опыт, говорят о необходимости производить расчеты между участниками рынка только через коммерческие банки, сделать все «как у людей», оставив за ЕРКЦ только информационные функции, то есть сделать их информационно-расчетными центрами (ИРЦ). Отчасти эти возражения верны. Но только отчасти. Ниже мы постараемся показать не идеологические, а практические различия между коммунальным хозяйством в России и за рубежом. Подробно же придется остановиться на тех возможностях и преимуществах, которые создает грамотное использование ЕРКЦ для государственного и муниципального управления. СодержаниеПочему у нас не «как у людей»На Западе коммунальная инфраструктура складывалась поэтапно: в XIX веке водопровод и канализация, спустя несколько десятилетий — газ, затем электричество, значительно позже — радиовещание и телевидение. Соответственно, на Западе вообще нет такого понятия как ЖКХ (термин «housing» слишком широк и в большей степени относится к управлению недвижимостью). Каждая волна поставщиков коммунальных услуг строила свои отношения с потребителями отдельно. Услуга распространялась на разные социальные слои постепенно, в соответствии с уровнем доходов и положением в обществе. Понятно, что в такой ситуации наиболее естественным финансовым посредником в каждом конкретном случае выступал ближайший к потребителю услуги коммерческий банк. В СССР коммунальная система в большинстве городов складывалась как единый инфраструктурный проект в рамках мегапроекта индустриализации, или в рамках локальных индустриальных, в том числе оборонных, проектов: города при металлургических и химических комбинатах, города в нефтегазоносных районах, закрытые административно-территориальные образования и так далее [2]. Такие «врожденные» особенности многих российских городов сделали их своего рода большими промышленными слободами со множеством экономических и социальных проблем. Причем проблемы эти зачастую не могут быть решены ресурсами муниципального образования из-за отсутствия целого ряда институтов, из-за отчуждения в пользую региона и федерального центра жизненно важных властных полномочий, из-за слабого развития культуры самоуправления [3]. Российские коммерческие банки, возникшие в 90-е годы, были ориентированы на обслуживание финансовых потоков ФПГ, торговли и спекулятивных операций на рынке государственных обязательств. Розничное обслуживание населения в части активных операций получило развитие только в начале 2000-х годов. Присутствие банков в жилищно-коммунальном хозяйстве ограничено, по преимуществу, расчетно-кассовым обслуживанием поставщиков ЖКУ и, в последнее время, сбором платежей. Но вопреки распространенному заблуждению, задачи коммунальных расчетов не ограничиваются сбором денег. Сердцевину проблемы составляют начисления. Сейчас уже не только специалисты знают, что значительные усилия поставщиков ЖКУ направлены на организацию учета потребления, поддержку абонентской базы и претензионную работы с потребителями. Если несколько лет назад РАО «ЕЭС России» и другие поставщики не без труда решали проблему взыскания задолженности с промышленных предприятий, то теперь перед поставщиками всех видов коммунальных услуг в полный рост стоит проблема организации работы с многомиллионной армией розничных потребителей. ЕРКЦ, в отличие от банков, позволяет решить именно проблемы формирования начислений и поддержки розничной абонентской базы. Системные проблемы — системное решениеСозданная «одним куском» советская коммунальная система в общих чертах сохранилась до настоящего времени. Отсутствие понятия собственности (его заменяет «нахождение на балансе»), и, как следствие, тотальная безответственность служат постоянным источником проблем для всех тех поставщиков и потребителей услуг, которые давно живут в условиях рынка. Потребность в переменах очевидна. Однако, приватизация ЖКХ не может проводиться по тому же сценарию, что и приватизация промышленных активов в 90-е годы. Это связано с тем, что невозможность решать проблему по частям из-за высокой инфраструктурной и социальной роли ЖКХ, из-за высокой капиталоемкости большинства коммунальных объектов жизнеобеспечения. Данные обстоятельства относятся к числу основных причин задержки реформы ЖКХ. Пожалуй, только сейчас, после «заявки» на участие в ЖКХ крупного капитала, могут быть преодолены трудности и проблемы, связанные с низкой рентабельностью активов, потребностью в эффекте масштаба и крупных инвестициях. Хотя готовность вкладывать деньги в ЖКХ сырьевикам и энергетикам еще предстоит доказать. Чудовищная, по официальным расчетам, потребность в инвестициях только на восстановление коммунальных сетей пока что не под силу даже самым крупным российским компаниям. Следовательно, нужны точные данные об объектах инвестирования, нужна система приоритетов, а значит — учетный механизм. Таким механизмом является промышленные системы для коммунального биллинга. Помимо высокой капиталоемкости жилищно-коммунальный сектор отличает большое число различных экономических субъектов и, соответственно, большое число связей между ними. Проще говоря, отношения в ЖКХ сильно запутаны. Их распутывание это большая управленческая проблема. Между тем, сильных управленцев в ЖКХ мало. В отрасли много, с одной стороны, узкотехнических специалистов, с другой стороны, случайных или даже просто вороватых людей. Низкий уровень оплаты труда и другие негативные факторы не способствовали привлечению и воспитанию грамотных менеджеров. Дефицит управленческих кадров в ЖКХ не может быть восполнен быстро. Потребуется время для того, чтобы в отрасли освоились опытные менеджеры со стороны и, тем более, для того, чтобы выросло новое поколение управленцев. Помимо прочего, это означает, что на данном этапе имеющиеся кадровые ресурсы нужно концентрировать для решения достижимых проектных задач, а не распылять по всем направлениям. Практика показывает, что создание или модернизация расчетного центра относится именно к таким достижимым, первоочередным задачам. Более того, биллинговый проект является на порядки менее капиталоемкой, чем большинство других проектов модернизации ЖКХ. Как ни странно, даже сбор платежей требует новых системных подходов. Несмотря на изрядную шумиху в прессе, розничные услуги банков развиты недостаточно. Развитие банковского ритейла только начинается. А последние исследования показывают [4] — растущий средний класс пока не слишком активно пользуется новыми предложениями. Скорее всего, в пределах 3-5 лет банки не смогут охватить тот же процент населения, который характерен для западных стран, то есть банковские услуги станут более доступными, но все-таки не общедоступными. Поэтому, наряду с коммерческими банками, ЕРКЦ могут и должны выполнять функцию сбора средств у потребителей. Наконец, упомянутая выше многочисленность субъектов рынка создает острую потребность в едином операторе, по аналогии с биржей или клиринговым центром. В отсутствие единого оператора неизбежно возрастают издержки на каждую транзакцию, на обслуживание населения, проявляется эффект недостаточной информации (локального монополизма), наконец, резкие действия отдельных поставщиков по взиманию задолженности может послужить причиной социального взрыва. Единый оператор в лице ЕРКЦ, оснащенного промышленной биллинговой системой, способен сгладить эти эффекты самым кардинальным образом. Возникает вопрос — не станет ли монополистом единый оператор расчетов? Очевидно, да. Однако существует множество способов обеспечения контроля над такими инфраструктурными монополиями со стороны власти, бизнеса и общественности. Возможности ЕРКЦ, оснащенного промышленной биллинговой системойКратко перечислим лишь основные возможности, которые открывает перед властью и бизнесом коммунальная биллинговая система. Во-первых, ЕРКЦ с промышленной системой обеспечивает принципиально новый уровень прозрачности рынка жилищно-коммунальных услуг. В результате автоматизации все финансовые потоки участников расчетов становятся прозрачны. Гибкость настройки, возможность смены информации о поставщике при сохранении целостности системных данных, способствуют развитию конкуренции, создают принципиальную возможность замены поставщиков услуг для больших групп потребителей для каждой территориальной единицы — от частного здания до квартала, района и даже области. Городские и областные администрации в любой момент времени могут получать актуальные данные о состоянии жилищно-коммунальной сферы, о жилищном фонде и аварийности коммунальных сетей, о бюджетных суммах, необходимых для социальной поддержки населения и многое, многое другое. Во-вторых, единая система управления делает реформу ЖКХ управляемой. В первой половине 90-х мы имели возможность убедиться на что способна «невидимая рука рынка». Никто не захочет, да теперь, наверное, и не сможет повторять приватизационные эксперименты в коммунальной сфере. Но и на месте стоять нельзя. Очевидно, нужна планомерная подготовка реформы, детальный анализ и систематизация проблем. Речь идет о том чтобы сначала навести порядок и поднять капитализацию коммунальных сетей, а уже потом проводить приватизацию или передачу в концессию этих активов. Расчетные центры, располагаясь в фокусе отношений поставщиков и потребителей, могут и должны стать центрами кристаллизации, инструментом для наведения порядка в ЖКХ, гарантируя управляемость изменений в отрасли на этапе реформирования. В-третьих, коммунальная биллинговая система способна обеспечить кратное снижение издержек производителей и поставщиков на обслуживание розничных потребителей. Практика подтверждает правильность этих расчетов. Например, у некоторых поставщиков расходы на сбыт и работу с потребителями составляют 13-15 % от выручки. ЕРКЦ берет эти функции на аутсорсинг за 4-5 % от сбора и это еще не предел. Государственным мужам и муниципалам стоит серьезно задуматься над макроэкономическими аспектами биллингового эффекта. Централизация расчетов и снижение сбытовых расходов поставщиков способны дать значительный экономический эффект с учетом того, что в настоящее время большинство этих структур самостоятельно ведут расчеты и претензионную работу с гражданами, многократно дублируя технологически близкие операции. В-четвертых, строгое разделение функций расчетного центра и службы заказчика, там где оно проводится последовательно и квалифицированно, приводит к снижению непроизводительных потерь. Посредники лишаются возможности произвольно манипулировать денежными средствами поставщиков. Контроль за движением платежей достигается за счет целого комплекса мер, в том числе благодаря развитой отчетности, которую генерирует биллинговая система для поставщиков ЖКУ и органов управления. И наконец, в-пятых, персональный учет задолженности по оплате открывает принципиально новые возможности для работы с должниками. Как следствие — снижение дебиторской задолженности предприятий ЖКХ, снижение кредитного бремени и финансовых издержек поставщиков, сокращение их операционного цикла и рост экономической эффективности.
ЕРКЦ и основные направления государственной политикиС экономической экономической точки зрения, рост эффективности предприятий ЖКХ, снижение операционных издержек, снижение финансовых издержек и другие положительные эффекты коммунального биллинга не только соответствуют задачам оздоровления отдельной отрасли, но вполне способны стать фактором экономического роста в национальном масштабе. Консолидация коммунальный расчетов отвечает одной из основных целей денежно-кредитной политики государства — сдерживанию инфляционных процессов. Ни для кого не секрет, что в последние годы локомотивом инфляции часто выступали тарифы в коммунальной отрасли. Сокращение сбытовых издержек за счет концентрации расчетов и работы с населением в расчетных центрах может со временем стать серьезным фактором тарифного регулирования. Конечно, данная возможность будет реализована только при наличии твердой политической воли на всех уровнях государственного и муниципального управления. В области фискальной политики развитие коммунального биллинга способствует расширению налоговой базы и улучшению механизмов налогового администрирования. Расширение налоговой базы достигается благодаря поддержке малого бизнеса (см. ниже материал о целевых проектах на базе ЕРКЦ). Удешевление и технологизация расчетных процессов положительно влияет на деловую активность в отрасли, что ведет к росту объемов оказываемых услуг, увеличению доли дополнительных услуг. Улучшение механизмов налогового администрирования может быть достигнуто при грамотной координации информационных фондов ЕРКЦ, с одной стороны, и различных органов власти, с другой. В сфере социальной политики коммунальная биллинговая система может обеспечить быстрое развертывание программы персонифицированных социальных счетов, переход от категориального и дотационного принципа субсидирования на адресный принцип оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам. Активное взаимодействие ЕРКЦ и служб социальной защиты, продуманная интеграция их информационных ресурсов не только снизят социальную напряженность, но помогут контролировать справедливость и обоснованность расходования бюджетных средств, сдерживать иждивенческие настроения, пресекать случаи необоснованного выделения социальной помощи. Наконец, для бюджетной политики внедрение современного коммунального биллинга означает сокращение необоснованных дотаций предприятиям ЖКХ, экономию бюджетных средств, высокую бюджетную эффективность проекта модернизации расчетных центров. Таким образом, мы видим, что единый расчетно-кассовый центр, оснащенный современной расчетной системой, может послужить важным инструментом оптимизации ключевых направлений государственной и муниципальной политики. По нашим наблюдениям, при правильно поставленной работе ЕРКЦ быстро становится прибыльным предприятием. Период окупаемости (по расчетам) составляет, в зависимости от размеров города, от полугода до трех лет. Поэтому коммунальные расчеты в последнее годы вызывают интерес не только у представителей власти, но и у инвесторов, бизнесменов, не говоря уже о поставщиках оборудования и программных средств. Осталось объединить усилия и ресурсы всех заинтересованных сторон, чтобы достигнуть настоящего технологического прорыва в самой сердцевине коммунальной сферы. Ссылки
Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Расчетные центры в реформе ЖКХ» |
||