|
Персональные инструменты |
|||
|
Перспективы банковского обслуживания персонифицированных счетов для адресного субсидирования жилищно-коммунальных услугМатериал из CustisWiki(перенаправлено с «Articles-aboreiko-bdcpress11-2003.htm»)
Андрей Борейко, заместитель директора по развитию бизнеса ООО «Заказные ИнформСистемы». «Перспективы банковского обслуживания персонифицированных счетов для адресного субсидирования жилищно-коммунальных услуг» [1] Тема, обозначенная в заголовке статьи, несмотря на длинное название, касается лишь небольшого блока работ, связанных с автоматизацией расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве[2]. Тем не менее, тема эта представляет интерес для коммерческих банков, которые уже имеют опыт работы с ЖКХ или планируют заняться этой сферой в ближайшее время. Чтобы пояснить масштаб вопроса, достаточно сказать, что за прошлый 2002 год все платежи населения и бюджетов в адрес поставщиков жилищно-коммунальных услуг составили 270 миллиардов рублей [3]. Льготы по оплате составили 30 млрд. рублей, начисленные субсидии — 12 млрд. рублей. Причем надо отметить, что при существующей системе социальной защиты до 30-40% населения имеют право на получение льгот и субсидий. Даже с учетом хронического недофинансирования жилищной сферы значительные денежные потоки проходили и будут проходить через банковскую систему и другие финансовые институты, занятые обслуживанием ЖКХ. Более того, суммы начисления и оплаты коммунальных услуг растут существенно быстрее инфляции. Так, в 2002 г., по данным Госстроя, россияне заплатили за эти услуги на 100 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. [4]. Проблема заключается в том, что даже совместные платежи населения и бюджета составляют всего лишь 53% от совокупной суммы, предъявленной к оплате, которая в 2002 году достигла 512 млрд. рублей. У этой ситуации есть несколько причин:
Глядя на него легко убедиться, что проблемы с оплатой ЖКУ возникают буквально на каждом шагу. Основные потери при этом несут поставщики услуг — от самых мелких, чья доля в квитанции на оплату составляет считанные проценты, до самых крупных, к числу которых относятся предприятия теплоснабжения и энергосбыта с долей не менее 60% от всей коммунальной корзины. Чтобы разобрать описанный выше ворох проблем, специалистами был предложен, в частности, механизм адресного субсидирования. В последние два года в ряде регионов при участии Госстроя и консультантов проводится эксперимент по внедрению персонифицированных счетов граждан. Что представляет собой персонифицированный счет гражданина? Это фактически текущий лицевой счет человека в коммерческом банке, на который перечисляются субсидии. Разница со старой системой заключается в том, что средства поступают не поставщикам услуг напрямую, а сначала направляются из органов казначейства или финансового управления местной администрации на специальный бюджетный счет в банке и затем распределяются между персональными счетами граждан. После этого возможны варианты. Первый вариант представлен на следующей схеме: Он не сильно отличается от традиционного дотирования поставщиков. Здесь гражданин не имеет права распорядиться субсидией. Субсидии совершают движение по счетам и, в конечном итоге, оказываются у поставщиков ЖКУ. Единственное различие заключается в ужесточении контроля со стороны государства за поступлением денег на специализированный бюджетный счет (эти средства приравниваются к заработной плате бюджетников), в появлении контроля за оплатой гражданином счета за услуги со стороны информационно-расчетного центра и в адресном характере распределения. Второй вариант предоставляет гораздо большую свободу гражданину и, как следствие, обслуживающему гражданина банку: Потребитель услуг производит 100% оплату ЖКУ в соответствии с полной суммой, указанной в счете, то есть без учета субсидий. Затем он предъявляет квитанцию об оплате в банк, который выдает ему наличные деньги в соответствии с размером субсидии, начисленной отдельно в службе социальной защиты населения. Сравнительный анализ двух способов адресного субсидирования представлен в следующей таблице:
Очевидно, что схема с использованием компенсаций открывает новые возможности для банковского ритейла, для сочетания персонифицированных счетов с другими формами обслуживания физических лиц. Более того, банк может побороться за полный цикл обслуживания всех участников расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Понятно, что эта борьба обусловлена массой политических факторов на региональном и местном уровне, но, учитывая значительные объемы финансовые потоков, игра стоит свеч. Полный цикл обслуживания показан на следующем рисунке:
В продолжение разговора об итогах эксперимента интересно отметить, как два основных подхода к адресному субсидированию распределились между пилотными регионами:
Таблица наглядно показывает, что в большинстве регионов стремятся уйти от дотационной схемы, что, конечно же, вполне оправдано как с экономической, так и с социальной точки зрения. Какие конкретные цели ставит Госстрой РФ перед участниками эксперимента? Ответ на этот вопрос также представляет большой интерес для банковских учреждений. В эксперименте поставлено пять основных задач [6], из которых стоит обратить особое внимание на три последние задачи, непосредственно связанные с работой банков:
В связи с тем, что повсеместное внедрение системы адресного субсидирования намечено уже в 2005 году, у банков, которые захотят в этом участвовать, появятся не только новые возможности, но и определенные сложности. Попробуем вкратце обозначить те вызовы и задачи, которые предстоит решить коммерческому банку для обслуживания персонифицированных счетов. Во-первых, предстоит преодолеть политические сложности, некоторые из которых уже упоминались выше. Работа с местной и региональной властью будет играть ключевую роль. Во-вторых, можно и нужно отслеживать соответствующие изменения в законодательстве. Источником законодательных инициатив в сфере ЖКХ будут самые разные политические, административные и коммерческие структуры. Активность в этой области будет только нарастать, как показали некоторые события 2003 года, когда возникли крупные структуры типа ОАО «Российские коммунальные системы» и ряд менее известных проектов. В-третьих, предстоит освоить совершенно новую группу клиентов, а именно — получателей субсидий. В большинстве своем это малообеспеченные граждане, которые при других обстоятельствах никогда бы не обратились за банковскими услугами. Очевидно, что работа с ними будет иметь свою специфику. В-четвертых, и этот пункт тесно связан с предыдущим, банкам потребует обеспечить высокую технологичность обслуживания персонифицированных счетов, чтобы, с одной стороны, не проштрафиться перед государством, а с другой стороны, минимизировать себестоимость обслуживания персонифицированных счетов. Ключевым средством для решения этой проблемы будет автоматизация адресного субсидирования, о чем несколько подробнее будет сказано ниже. В-пятых, появляются новые требования к организационному и информационному взаимодействию с внешними структурами: информационно-расчетным центром, службой социальной защиты населения, казначейством и т.д. Здесь также потребуются новые высокотехнологичные решения, направленные на оптимизацию информационного обмена, синхронизацию работы разных служб, снижение стоимости информационных транзакций и уменьшение числа ошибок при обмене данными. По нашему мнению, эти проблемы не могут быть полноценно решены средствами большинства известных платежных систем.
Поэтому важнейшими задачами для банковских специалистов, экспертов-технологов и автоматизаторов станут, с одной стороны, создание единой городской (или региональной) информационной системы на базе современного программно-технологического комплекса [7] и, с другой стороны, расширение функциональных возможностей автоматизированных банковских систем. Ссылки
Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». |
|||||||||||||||