|
Персональные инструменты |
|||
|
Западные фронт-офисные системы в российском банке: миссия выполнимаМатериал из CustisWiki
Опубликовано в Национальном банковском журнале, № 12 (декабрь), 2011
Расширяя набор финансовых инструментов, российские банки нередко обращаются к зарубежным системам автоматизации фронт- и мидл-офиса, вполне обоснованно стремясь использовать овеществленный в ИТ-системах опыт работы на более развитых финансовых рынках. Однако непосредственное использование зарубежных ИТ-систем в отечественных банках затрудняется необходимостью отражать сделки по правилам российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ). Обычно специализированные фронт-офисные системы имеют средства интеграции с западными учетными системами. Эта интеграция происходит либо на уровне проводок, либо на уровне учетных событий, порождаемых сделками. Однако ни в том, ни в другом случае встроенные средства интеграции не позволяют автоматически отражать учетные проводки в бухгалтерской книге российского банка, поскольку ни события, ни проводки, порождаемые по правилам западного учета, не соответствуют требованиям российских стандартов. Так плохо, и так нехорошоВ отличие от западных регуляторов финансовых рынков, допускающих относительную гибкость при формировании учетных регистров и отражении в них банковских сделок, Банк России жестко предписывает как иерархию синтетических счетов со строго заданной аналитикой, так и определенный документооборот при открытии аналитических счетов. По РСБУ недостаточно просто выполнить проводку в автоматизированной системе. Нужно связать ее с первичными бухгалтерскими документами — мемориальными ордерами, платежными и кассовыми документами, которые также обладают предписанной атрибутикой. Западные банковские системы обычно совершенно не приспособлены к обеспечению подобных требований. Еще одним камнем преткновения при попытке вести российский учет непосредственно в западной системе является работа со счетами в иностранных валютах. РСБУ требуют указывать в проводках сумму рублевого покрытия, а также проводить переоценку при изменении курсов. Поэтому практически в каждой проводке приходится хранить три суммы: рублевого покрытия (для поддержания баланса) и две суммы в валютах счетов дебета и кредита. В зарубежной практике ведение мультивалютного учета реализуется иначе — посредством независимых и не корреспондирующих между собой счетов в различных валютах, каждый из которых имеет единственный остаток, а проводка — единственную сумму. Общий баланс банка получается только на уровне сборки отчетов. Казалось бы, если не получается подключить западную фронт-офисную систему к Главной книге банка на уровне проводок, можно попробовать связать их на уровне учетных событий по сделке. Однако российские системы не готовы принимать их «как есть». Западное ПО, как правило, внедряется для того, чтобы автоматизировать работу со сложными банковскими продуктами, которые не могут быть представлены в виде цепочки простых сделок. А российские учетные системы не настолько гибки, чтобы обеспечить произвольно настраиваемый бухгалтерский учет на основании потока событий, порождаемого подобными сложными сделками. Что же делать?Хорошим решением может быть установка для каждого западного фронт-офиса отдельной системы, обеспечивающей учет по РСБУ. Попытка создать для всех фронт-офисных систем единое решение сделает его излишне громоздким и лишит необходимой гибкости. А вот использование для всех этих «специализированных бухгалтерий» общей платформы целесообразно — это обеспечит единство подхода на уровне банка. Именно такие технологии развивает компания CUSTIS. Наша платформа для реализации учетно-аналитических систем называется «Учетная машина» (CUSTIS Accounting Engine). На ее основе мы разрабатываем бухгалтерский модуль — «адаптивную бухгалтерию» для сделок определенного типа. На входе этот модуль получает поток учетных событий из фронт-офисной системы, а на выходе выдает открытые лицевые счета и бухгалтерские проводки по РСБУ, которые напрямую поступают в Главную книгу банка. Следует отметить, что использование «Учетной машины» в качестве общей платформы позволяет не только быстро разрабатывать специализированные учетные системы для различных фронт-офисов, но также дает возможность выполнять быструю адаптацию этих систем при частых изменениях нормативных требований. Описанный подход применим не только при сопряжении зарубежных и российских банковских систем. Правила ведения бухгалтерии в российских банках и на предприятиях также отличаются. Поэтому тот же механизм можно использовать для интеграции Главной книги банка со специализированными системами учета имущества, управления недвижимостью, факторинга, лизинга и др.
Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».
|
||