|
Персональные инструменты |
|||
|
Deadline (Демарко)Материал из CustisWiki
Рецензия (Стас Фомин)В блогосфере роман очень популярен. Внятных рецензий правда мало или нет, но очень много односложных рекомендаций вида «must read», или «читал, много думал». Соответственно, такие рекомендации перед чтением настроили на достаточно большие ожидания. Плюс, тут же автор — тот самый Том Демарко, который уже полвека в индустрии, член всяких IEEE/ACM/…, отец метрик в разработке, автор бессмертного заклинания «тем что нельзя измерить, нельзя управлять»[1], плюс изложение не в виде сухой академической статьи, в виде убогого шестистраничного двухколоночного PDFа[2], а в виде увлекательного динамичного романа, даже с любовной линией. Признаться, и меня часто посещали мысли написать производственный роман о современной разработке, с любовным треугольником (менеджер → тестировщица → суперпрограммист ← сисадмин …), с напряжением, бегом по коридору при сигналах о сломанных в CI сборках, мощному давлением от бизнесов на менеджмент, менеджеров на разработчиков, разработчиков на тестировщиков и аналитиков, аналитиков на юзабилистов, плюс вокруг возня HR-ов с их мотивацией… Конфликты социотипов, проблемы технологий и методологий (SCRUM vs. Dilbert-style, XP vs. Waterfall), важность правильных инструментов… Ну и название, лучше чем «ДедЛайн» тоже не придумать. С таким ожиданиями я начал чтение, и в процессе все более и более мрачнел. Судя по этому роману, автор НИЧЕГО не понимал в процессе разработки софта. А такой роман может за пару недель написать очень слабая команда литературных негров, или слабенький автор из тусовки русского фендома[3]. Без малейшего понимания, что такое программирование, тестирование, какие вообще бывают технологии, архитектуры и вообще виды разработки, что такое пользователь и какой ему нужен интерфейс, и в чем смысл эволюции требований и управления ими, где народ ищет серебряную пулю и откуда должен появиться «Agile Manifesto». Без ПОНЯТИЯ! Ни в одной области! Кратко перескажу свое впечатление, которое сложилось после прочтения четверти, и дальше только укреплялось. ГГ (главный герой), работавший менеджером в какой-то конторе (похоже, даже не софтовой ни разу, но возможно он руководил таки программистами) был уволен (и похоже, что справедливо). ГГ — лузер. Ему где-то сороковник, у него нет (и не было) семьи, друзей, нормальной собственности, увлечений — только кот. ГГ совершенно не разбирается в технологиях разработки (ни в одной области). Ни в архитектуре, ни в аналитике, ни юзабилити, ни в чем. В гуманитарных областях — психология, общение, конфликты — тоже ноль (хотя считает, что у него «большое сердце»). Да вообще, он совершенно неэрудирован — элементарные школьные факты были для него новостью. У него географический кретинизм. Чистейший роговолосый шеф из Dilbertа, только более безобидный и к тому же уволенный. Чтобы бесконфликтно воспринимать написанное, мне пришлось домыслить небольшой «пропущенный открывок», после включения которого, уже можно как-то читать дальше. Ближайшие культурные коды — концовка фильма «Бразилия», роман «Ubik» от Филиппа Дика. Уволенный ГГ спивается, теряет остатки денег, и похоже бомжует, побираясь с тележкой из супермаркета. Перестав ценить жизнь, он потерял полностью осторожность и был сбит автобусом (возможны варианты). Далее главный герой умирает, и распадающийся мозг рожает ему картину, что … …Им заинтересовалось мощное тоталитарное государство (гибрид СССР, Албании, Болгарии, Венгрии — фантазия почище «Казахстана от Бората» — учитывая необразованность ГГ, была рождена странная географическая химера). И прислало за ним красавицу-шпионку, соблазняющую его и отвозящую в эту страну ОЗ[4].
Он смело идет У него полный карт-бланш — он может
Его задача, как геймера — чисто расставлять юниты, и наблюдать, как они шебуршатся. Более того — юниты ему выданы с запасом, он может устраивать эксперимент — запускать в одну миссию несколько команд, и расслабившись смотреть — кто эффективней добежит до цели. От него не требуется ничего. Он прекрасно проводит время — если ему интересно пообщаться с выдающимися людьми — ему их доставляют (ну или он срочно летит на личном самолете в другую страну, чтобы непринужденной обстановке в пабе перекинуться парой словечек с каким-нибудь экспертом). Иногда «вызывает Оракула» по email (насколько я понял, намек на Ларри Элиссона). У него появляются женщины — отдельно красивая — wamp-style шпионка, отдельно высокая (бомжующая ПМ эксперт/баскетболистка — явно трансляция своего собственного бомжевания). Время от времени, у него возникают легкие конфликты, но каждый раз он доходит до Босса этого уровня, после чего Босс легко сдается и становится его сторонником. Единственная проблема ГГ — какой-то злобный роголовосый финменеджер, которого почему-то случайно поставили над ним, и который давил и смешно угрожал ГГ. И то, эту проблему ГГ не решил, она внезапно решилась методом «deux from machine». Ничего полезного ГГ не сделал. Максимум — не сильно мешал людям. В процессе этого Великого Пути, автора посещают озарения и он записывает открывшиеся ему Великие Принципы Программного Менеджмента. Сборник этих рецептов (все как на подбор от Капитана Очевидность), можно не читая роман найти тут. Эти принципы никак не приоретизированы, то есть если рассматривать их как ограничения — «допустимого решения нет»[5]. Концовка вообще из серии «полный позор» — все само как-то счастливо закончилось и ему в подарок случайно падает королевство с принцессой (купленная Болгария с женщиной-wamp). В общем, «Бразилия» в полный рост, воспринимать это иначе никак не возможно. В общем, я не рекомендую это чтение. Если хочется почитать какой-нибудь бизнес-роман о разработке, бизнесе, консалтинге — то лучше наверное «Цель-3» от Голдратта (кстати, написан примерно в то же время). Хотя там разработки совсем мало, но все гораздо живей и жизненней. Там только концовка подкачала (слишком уж шоколадно все). Ну и может действительно надо написать свой собственный Великий Роман О ---. P.S. Кстати, если хочется чего-то художественного о ДедЛайне, как это выглядит на самом деле, то лучше всего, ИМХО, это удалось у Сатоси Кона, в аниме-сериале «Агент_Паранойи», особенно в 10-й серии. Режиссер действительно видел и познал настоящий Ужас ДедЛайна, вероятно поэтому и умер в 46 лет.
СсылкиПримечания
Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации. |
||