|
Персональные инструменты |
|||
|
Заплатить за квартиру в Саратове? Легко!Материал из CustisWikiЭто снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
«Заплатить за квартиру в Саратове? Легко!»[1]
(Из выступления участника саратовского семинара): Сегодня куда ни бросишь взгляд — он обязательно уткнется в реформирование и преобразование. Реформа образования, вооруженных сил, ветеранских льгот, административная реформа, пару лет назад ко всему этому прибавилось еще и жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ). «Следует констатировать, что реформа ЖКХ в масштабах страны идет слабо» — этими словами открыл межрегиональный семинар коммунальщиков мэр Саратова Юрий Аксененко. Однако главным замыслом семинара была вовсе не констатация этого печального факта, а презентация интересного саратовского опыта по организации Единого расчетно-кассового центра (ЕРКЦ) для оплаты коммунальных услуг в городе с почти миллионным населением. СодержаниеКак это былоТри года назад, летом 2001-го, Саратовская дума приняла решение о создании муниципального унитарного предприятия «ЕРКЦ г. Саратова» (МУП ЕРКЦ), а год спустя был объявлен тендер на поставку для него расчетно-платежной (биллинговой) системы, в котором приняли участие компании из Саратова, Тольятти, Новосибирска и других городов. Одним из участников (а затем — победителем) тендера стала московская фирма «Заказные ИнформСистемы» (ЗИС). «К тому времени мы уже имели опыт автоматизации расчетных центров, — вспоминает директор ЗИС Владимир Рахтеенко, — в Сарове и Выксе Нижегородской области по заказу биллинговой компании „Центр-СБК“. Однако на этот раз масштабы проекта и сложность задачи были значительно серьезнее: население Саратова на порядок больше, чем в упомянутых райцентрах. Кроме того, для предыдущего заказчика создавалось только ПО, здесь же требовался полноценный программно-технологический комплекс и связанные с ним услуги, включая консалтинг и обучение». Предложенное решение — программно-технологический комплекс (ПТК) «Радей» — организаторы конкурса выбрали по нескольким причинам: это и технологические преимущества (в частности, гибкая функциональная структура и виртуальная учетная машина), и относительно низкие требования к стоимости оборудования, а также отсутствие жесткой привязки к какой-либо специальной платежной системе. Компания «Заказные ИнформСистемы» за шесть месяцев выполнила предпроектное обследование и адаптацию ПО, провела обучение специалистов местного технического центра и с 1 мая 2003 г. приступила к внедрению системы в Волжском районе Саратова. После этого к системе последовательно подключались Октябрьский, Ленинский и Заводской районы города. А тем временем в течение 2002—2003 гг. шла активная деятельность по набору в ЕРКЦ сотрудников (сегодня в его штате трудится около 200 человек), выстраиванию схемы работы, созданию сети абонентских и кассовых пунктов, поиску партнеров и заключению договоров (как с коммунальными службами города, так и с другими поставщиками услуг). «Мы рассчитывали не только на свои кассовые точки, хотя сегодня в нашей сети их более трех десятков, — рассказал директор МУП ЕРКЦ Алексей Кулапин. — Наше общее мнение таково, что мест, где человек может заплатить за ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги. — Т. Б.), в городе должно быть много: нужно задействовать и традиционные способы (через банки, почту и пр.), и предложить новые; сегодня, например, можно заплатить за квартиру с помощью пластиковой карты через банкомат. Однако вначале было много трудной работы по сбору и выверке информации. В систему необходимо было ввести сведения о жилищном фонде, об уровне благоустройства каждой квартиры и о количестве проживающих в ней; для начисления льгот требовались паспортные данные. Сведения, полученные нами от ДЕЗов (дирекция единого заказчика. — Т. Б.), ограничивались лишь фамилиями квартиросъемщиков, и то не всегда. За год работы мы внесли в ИС информацию о трехстах тысячах жителей Саратова и сегодня обладаем наиболее полным информационным ресурсом о населении города. Это первый шаг к созданию единой городской ИС». Что получилось в результатеВообще говоря, расчетные центры (РЦ), основная задача которых — формирование и выставление счетов на оплату ЖКУ, в России появились еще в середине 1990-х годов, но до сих пор так и не выработан стандарт ни по принципам их организации, ни по набору функций. В одних городах РЦ занимаются только начислением (без сбора платежей), в других, наоборот, лишь собирают платежи, начисленные поставщиками услуг. В Саратове постарались охватить всю цепочку — от формирования базы данных по населению и генерации квитанций до приема денег и распределения их между поставщиками услуг (см. схему), включая и львиную долю претензионной работы. А ее было немало на первых порах. «При подключении разных районов города мы действовали по одной схеме, — рассказал Алексей Кулапин, — введя в ИС базу данных, взятую у ДЕЗов и ТСЖ (товарищество собственников жилья. — Т. Б.), и выпуская в обращение квитанции. Обычно после первого тиража случался шквал претензий и вопросов, так как многие сведения из базы оказывались устаревшими, однако за два-три месяца разъяснительной работы и сверки данных процесс удавалось ввести в рабочее русло. Это, конечно, непростой путь, но другого способа выяснить реальную картину у нас не было». В настоящее время к системе коммунального биллинга подключено четыре района из шести. "Можно сказать, что проект внедрения ПТК «Радей» в Саратове вошел в завершающую стадию, — считает г-н Рахтеенко. — Сейчас системой охвачено более двух третей населения города и свыше 70 поставщиков ЖКУ; объем базы данных уже сегодня превышает 100 Гб. Сбор платежей наряду с кассовыми пунктами ЕРКЦ осуществляют девять коммерческих банков, Сбербанк и почта. Участники системы регулярно получают больше 30 типов отчетов о состоянии начислений, о поставке и потреблении услуг, о платежах и т. д. Одновременно с подключением Заводского района был осуществлен переход к распределенной конфигурации программного комплекса, и с тех пор нагрузка делится между двумя серверами, каждый из которых производит более миллиона операций в день и которые автоматически обмениваются друг с другом информацией (статической и справочной), а также данными, ежедневно поступающими на диспетчерский пункт с точек сбора платежей. Распределение информации между серверами позволило существенно ускорить выполнение массовых операций и получить экономический эффект без излишних затрат на оборудование. В окончательной конфигурации программный комплекс будет функционировать на трех парах серверов (с учетом резервных), взаимодействующих в режиме репликации. Всю оперативную работу по его поддержке и обслуживанию будут вести специалисты саратовского ТЦ (технический центр. — Т. Б.), прошедшие обучение и сдавшие сертификационные экзамены в компании «Заказные ИнформСистемы». Кстати, ТЦ — принципиально важный элемент новой структуры. Как считают разработчики, он настоятельно необходим для внедрения и развития биллинговой системы, поскольку обеспечивает достаточную независимость ЕРКЦ от поставщика ИС, позволяет сэкономить средства (стоимость аналогичных услуг поставщика системы в 2-5 раз выше) и эксплуатировать и сопровождать ИС по принципу «единого окна». В функции ТЦ входят:
Как отметил Владимир Рахтеенко, аппаратная платформа ПТК «Радей», созданная на основе архитектуры Intel, предполагает различные типовые конфигурации оборудования с возможностью постепенного наращивания мощности по мере роста требований к производительности и объема обрабатываемой информации. Технология разработки позволяет также осуществлять перевод системы на более современные версии и технологии базового ПО. Так, портирование «Радея» на СУБД Оracle 9i открывает возможности кластеризации с использованием программного продукта Оrасlе 9i Real Application Cluster (9iRAC) как инструмента повышения надежности и производительности. Кроме того, при создании решений для крупных (от 300 000 жителей) городов и регионов становится целесообразным и экономически выгодным использование серверов на базе нового поколения 64-разрядных серверных микропроцессоров Intel Itanium. Благодаря применяемой в этой архитектуре технологии с заданным параллелизмом команд (ЕРIC) процессор исполняет многие инструкции одновременно, избегая традиционных ограничений по производительности. Что же касается конкретного экономического эффекта, то уже через полгода работы ИС сбор платежей за ЖКУ увеличился с 82 до 99,9 %; только по трем подключенным районам удалось сберечь более двух миллионов рублей, расходы поставщиков на сбыт и претензионную работу с населением снизились в несколько раз. Вследствие учета недопоставок могут быть уменьшены местные субсидии, которые сейчас часто выплачиваются независимо от того, была оказана услуга или нет. Кроме того, выяснилось, что сбор платежей по единой квитанции на 15-20 % превышает таковой по абонентским книжкам. Автоматизация расчетов позволяет не только своевременно выставлять счета на оплату ЖКУ, но и работать с долгами населения. «Раз в квартал мы извлекаем из системы данные о задолженностях и формируем так называемые долговые квитанции (с подробной детализацией), которые рассылаем квартиросъемщикам, — отмечает Алексей Кулапин. — Эта мера приблизительно на 20 % повышает сборы. Статистика показывает, что весьма существенно — с 12 % до 4 % от выручки — снизились затраты поставщиков ЖКУ на сбор платежей, и это заставляет задуматься энергетиков, водоканал и другие организации, которые пока сами ведут расчеты с частью населения, не пора ли им сотрудничать с нами по полной программе». Следует отметить, что интерес к коммунальному биллингу сейчас проявляют и коммерческие банки: на семинаре в Саратове присутствовали, в частности, представители банков из Москвы. Как рассказал заместитель директора ЗИС Андрей Борейко, емкость рынка платежей заслуживает отдельного внимания. По данным Минэкономразвития, в 2002 г. в России за пользование ЖКУ было начислено 512 млрд руб., а оплачено (с учетом льгот и субсидий) 270 млрд руб. Это значит, что размер комиссионных за обработку платежей (1,5-5 %) составил 130—440 млн долл. Если принять во внимание опережающий инфляцию рост стоимости ЖКУ, то становится ясно, насколько привлекателен этот рынок для финансовых посредников. Пока что большинство этих денег проходит через Сбербанк. Но его руководство в некоторых регионах проявляет такую косность и запрашивает такие большие комиссионные, что инициативу перехватывают небольшие местные банки, готовые выполнять эту работу в 3-5 раз дешевле. В Саратове, кстати, отношения ЕРКЦ со Сбербанком также поначалу складывались непросто. Что впереди?Помимо дальнейшего подключения к системе оставшихся городских районов предполагается развивать и сам ПТК «Радей». Уже находится в разработке модуль «Соцзащита», который позволит подключить к ИС соответствующее ведомство. Это значительно сократит время на выверку списков льготников и граждан, получающих субсидии, так как сведения о них в органах социальной защиты будут вводиться непосредственно в ту же базу данных, где ведется расчет. Следующим шагом станет создание базы данных по обслуживанию лицевых счетов для частных домовладений — это отдельный (и немалый) сегмент городского хозяйства. Для удобства осуществления платежей уже в нынешнем году предполагается выпустить специальные карты экспресс-оплаты, которые можно будет активировать по телефону (для этого предусматривается многоканальная линия). «Я считаю, — говорит Алексей Кулапин, — что конечной целью должно быть создание единой городской ИС на базе ЕРКЦ и ПТК „Радей“. Для решения этой задачи имеются все необходимые предпосылки. Уже сейчас наш расчетно-кассовый центр, выполняя по преимуществу расчетные функции, обладает информацией о состоянии жилищного фонда и проживающих гражданах. Такие данные позволяют с цифрами в руках подойти к проблеме технического переоснащения ЖКХ, автоматизировать работу паспортной службы, чтобы затем донести эту информацию до эксплуатационных, аварийно-диспетчерских служб, обеспечить обратную связь с ними и работу всех структур в одном контуре. Созданная база данных территорий, зданий, домов и квартир должна стать основой для подсистемы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Включение в единую систему Регистрационной палаты даст хороший импульс для развития рынка недвижимости, снизит административные издержки его участников. Наконец, важно обеспечить постоянный доступ к информационным ресурсам системы для городской администрации. Нынешний пакет отчетности дает богатый материал для анализа и принятия управленческих решений. Есть и еще один момент, определяющий важность такой ИС. В недавнем послании Федеральному собранию В. В. Путин в качестве задач, способствующих развитию ипотечного кредитования, назвал создание эффективной системы регистрации прав на недвижимость и бюро кредитных историй. Если использовать единую городскую базу данных, подобную саратовской, то решение поставленных президентом задач становится уже чисто техническим вопросом». г. СаратовПлощадь — почти 380 кв. км. Население — около 900 тыс. человек. Жилищный фонд — порядка 16 млн кв. м, 297 тыс. лицевых счетов (без учета частных домовладений). Город разделен на шесть районов, протяженность его вдоль берега Волги — свыше 50 км. МУП «ЕРКЦ г. Саратова»Обслуживает около 176 тыс. лицевых счетов ЖКУ и более 243 тыс. лицевых счетов по газоснабжению. Количество абонентских пунктов (АП) — 23, отдельных кассовых пунктов (КП) — 8. Число автоматизированных рабочих мест оператора АП — 54, оператора КП — 31. Сеть сторонних сборщиков насчитывает 147 точек приема платежей, в том числе 62 почтовых отделения, 40 отделений Сбербанка, 17 банкоматов и т. д. Заключены договора более чем с 70 поставщиками ЖКУ. Ссылки
Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации. |
||