О быте, политике и ИТ

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск

Татьяна Лисина к.ф.-м.н., ведущий аналитик «Заказные ИнформСистемы» (CustIS)

Опубликовано в журнале CIO, № 1-2 (февраль) 2010 [1]

В материале журналиста Елены Некрасовой «О быте, политике и ИТ» специалисты нескольких ИТ-компаний обсуждают проблемы, которые возникают в процессе расчетов и сбора платы за оказанные жилищно-коммунальные услуги и доведения информации о расчетных механизмах до потребителей.

Публикуем ответы нашего участника дискуссии Татьяны Лисиной.

Тема внедрения информационных технологий в ЖКХ, столь популярная два-три года назад, сейчас выпала из обоймы наиболее обсуждаемых. Означает ли это, что задача информатизации отрасли оказалась не столь важной, как это представлялось?

Последнее время не слышно широковещательных призывов к внедрению информационных технологий в ЖКХ. Стихли фанфары, сопровождавшие выделение средств по одноименному национальному проекту, часть из которых предназначалась на информатизацию отрасли. Масштабных сдвигов, как и в программах под эгидой «Электронной России», не наблюдается.

Однако потребность в общегородских информационных ресурсах никуда не делась, скорее даже, увеличилась, поскольку старение жилого фонда ведет к росту аварийности жилищной инфраструктуры. В тех городах, где он есть, единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) как никакая другая организация владеет информацией о состоянии сферы ЖКХ. Связано это со спецификой деятельности управляющих компаний и коммунальных предприятий — их работу контролирует все население целого города. Ведь граждане скрупулезно следит за правильностью начисления оплаты, данных о жилье и проживающих, тарифах, расходах ресурсов, авариях и перебоях в работе коммунальных служб. А претензии по начислению стекаются в ЕИРЦ, тем самым формируя актуальные данные в сфере ЖКХ.

Практика показывает, что ЕИРЦ может решать три задачи:

  • Оказывать информационно-расчетные услуги (ведение баз данных, выполнение начислений и ведение сальдо расчетов, объяснение расчетов населению, подготовка отчетов для поставщиков и УК);
  • Выступать финансовым агентом по сбору платежей;
  • Оказывать дополнительные информационные или сервисные услуги муниципальным властям, управляющим компаниям, поставщикам, населению.

Вторую и третью группы услуг ЕРКЦ может и не предоставлять, но без информационно-расчетных функций его существование не имеет смысла.

В соответствии с сегодняшними веяниями, третья задача также становится важной. В утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. N 1993-р перечне услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, есть и услуги в сфере ЖКХ. Среди них не только доступ к информации о порядке предоставления коммунальных услуг, но и выдача разнообразных документов и справок (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственника жилого помещения, поэтажного плана и т. д.). Часть этих данных уже есть в ЕИРЦ, причем в систематизированном и актуальном виде. Добавить в базы данных ЕИРЦ недостающую информацию и формы необходимых отчетов намного проще, чем создавать новые муниципальные базы данных, наполнять их, сопровождать и администрировать. Заметим, что ЕИРЦ, в основном, — коммерческие структуры, значит, необходимо обеспечить правовую основу для передачи требуемой информации муниципалитетам, желательно, не безвозмездно, иначе возникает проблема рентабельности ЕИРЦ, которые и так не жируют. Но эта проблема не сравнима по своей сложности с проблемой консолидации данных от десятков и сотен небольших компаний, которые потом еще придется проверить на непротиворечивость, актуальность и достоверность.

Какие проблемы и риски возникают у ЕИРЦ (РКЦ, ЕРКЦ) при реализации процессов а)начисления, сбора, обработки и перечисления платы за жилищно-коммунальные услуги, б) сбора и обработки информации и предоставления ее участникам системы: поставщикам услуг, органам власти и другим организациям.

Главная проблема в последние годы — рейдерский захват бизнеса, оперирующего денежными потоками. Население у нас, в целом, законопослушное, особенно старшая возрастная группа, и этот источник денежных средств не зависит от стоимости нефти на мировых товарных биржах. Атаку банковского лобби 2006—2009 годов по легитимации приема платежей от граждан исключительно через банки, удалось отбить благодаря совпадению интересов ЕИРЦ и операторов платежных терминалов, но угроза поглощения успешных частных расчетных центров крупнейшими управляющими компаниями и поставщиками ресурсов по-прежнему велика.

Насколько остро сегодня стоит задача автоматизации расчетов и платежей в сфере ЖКХ, чем это обусловлено? Какие задачи, с точки зрения ИТ, стоят перед ЕИРЦ?

Нет задачи автоматизации расчетов и платежей в сфере ЖКХ для существующих ЕИРЦ. ЕИРЦ изначально использовали автоматизированные системы начисления и учета платежей, работающие с базами данных потребителей жилищно-коммунальных услуг. Проблемы новых ЕИРЦ — найти инвесторов и выбрать ПО, соответствующее масштабу будущих задач и требованиям законодательства, в частности, требованиям, установленным ППРФ 307 от 23 мая 2006 года о порядке предоставления коммунальных услуг и 152-ФЗ о персональных данных. Перед работающими ЕИРЦ стоит задача обновления ПО для соответствия указанной законодательной базе и расширения спектра услуг, в том числе путем предоставления их через Интернет.

В настоящее время первостепенными являются задачи выживания, тем самым сохранения высокотехнологичного бизнеса. Не секрет, что оптимизация затрат по-российски зачастую начинается с задержки оплаты услуг. Если у предприятия стоит вопрос: кому заплатить, поставщику воды, газа или расчетному центру, — ответ очевиден. И даже если вопрос стоит по-другому: заплатить своим сотрудникам или ЕИРЦ, — выбор предопределен практикой работы трудовых инспекций и налоговых органов, за кредиторскую задолженность перед контрагентами на административные комиссии еще никого не вызывали.

Сегодня одной из обсуждаемых тем стала тема «биллинга полного цикла». Что включает в себя это понятие?

С момента появления первых информационных систем в сфере начисления и учета коммунальных платежей существовало ровно два подхода: сбор платежей и «биллинг полного цикла». Биллинговая система полного цикла в ЖКХ — это система, которая, как минимум, объединяет в себе функции расчетной и платежной системы. То есть обеспечивает поддержку единой базы данных населения, жилищного фонда, услуг, нормативов расхода, тарифов и льгот (монетизированных или натуральных), выполняет регистрацию расхода ресурсов, позволяет выставлять счета на оплату, производить сбор, обработку и диспетчеризацию платежей, вести сальдо по финансово-лицевым счетам плательщиков, выпускать отчеты для всех заинтересованных сторон.

Такой подход в условиях реформирования отрасли является более целостным и эффективным, чем широко распространенный биллинг как аутсорсинг процесса выставления счетов. Современная система полного цикла проектируется для ЕИРЦ так, чтобы выставлять счета от неограниченного числа управляющих компаний и взаимодействовать с неограниченным количеством сборщиков и платежных систем. Это создает дополнительные удобства для управляющих компаний и плательщиков и максимально расширяет каналы сбора денежных средств.

В последние год-два, в связи с изменениями в законодательстве и с приходом частного капитала, темпы изменений в отрасли ускорились, а специфика отдельных городов стала проявляться более отчетливо. Возможно ли в таких условиях внедрение «коробочных» решений для коммунального биллинга, которые давно присутствуют на рынке, или для каждого ЕИРЦ необходимо создание заказного решения, учитывающего особенности организации его деятельности?

Утверждение об увеличении специфики ЖКХ отдельных городов вследствие изменения законодательной базы в корне неверно. Наоборот, с момента ввода в действие жилищного кодекса законами федерального уровня постепенно установлены стандарты предоставления коммунальных услуг, стандарты управления жилым фондом, алгоритмы учета аварий и недопоставок. С 2010 года после полной монетизации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг выплаты по ним также должны быть рассчитаны по утвержденному алгоритму, исключающему региональные особенности. Поэтому промышленное типовое решение, учитывающее все новации законодательства, отвечающее стандартам безопасности и конфиденциальности, становится более выигрышным по сравнению с заказной разработкой.

Каким требованиям должно удовлетворять ИТ-решение, используемые для автоматизации биллинга ЖКУ?

При выборе ПО рекомендуем остановиться на современной промышленной системе биллинга полного цикла. Промышленная — не будет проблем с безопасностью, масштабируемостью, быстродействием на любом объеме данных. Современная — поддерживает расчеты в соответствии с порядком предоставления коммунальных услуг, расчеты выполняются для управляющих компаний, платежи принимаются адресно по каждому поставщику (нет распределения по квитанции). Полного цикла — с возможностью ведения сальдо и претензионной работы, поскольку это повышает рентабельность бизнеса расчетного центра и качество информационного обслуживания всех участников расчетов.

Какой функционал должно включать данное решение? Какова, на Ваш взгляд, его оптимальная архитектура?

Современная система для ЕИРЦ — это информационно-расчетная система промышленного класса, которая объединяет в себе функции расчетной и платежной системы. Она обеспечивает поддержку единой городской базы данных населения, жилищного фонда, услуг, нормативов расхода, тарифов и льгот, хранит результаты расчетов и данные о платежах в течение заданного периода, не меньше периода исковой давности. В такой системе пользователи имеют возможность выполнять регистрацию расхода ресурсов, выставлять счета на оплату по расходу и по утвержденным нормативам/тарифам для каждой управляющей компании в разрезе поставщик-услуга, выполнять перерасчеты в случае аварии или изменении данных плательщика. В функциях платежного модуля системы — обработка, диспетчеризация данных о платежах для неограниченного числа управляющих компаний и поставщиков ресурсов. С точки зрения эффективности сбора платежей преимуществом является возможность взаимодействия с неограниченным числом каналов оплаты и платежных систем, как это сделано в биллинговой системе «Радей», разработанной нашей компанией. Наличие расчетного и платежного модуля в системе обеспечивает ведение сальдо расчетов плательщиков, дает возможность выпускать стандартные и специфические отчеты о начислениях, авариях, платежах, задолженности плательщиков для участников системы, а также сводную отчетность для муниципальных институтов по их запросу. Современное биллинговое решение для ЕИРЦ должно каждой группе заинтересованных лиц (поставщикам, плательщикам и муниципальным службам) предоставлять доступ через Интернет к их специфической/личной информации.

Какие этапы включает проект создания расчетной системы? На что Вы посоветуете обратить внимание заказчику в процессе реализации данного проекта?

По нашему опыту внедрения системы «Радей» в различных городах от миллионников до районных центров, главной проблемной особенностью реализации такого проекта является большое количество независимых участников бизнес-процессов разных юридических форм, включая бюрократические институты. Необходимое условие успешного бизнеса ЕИРЦ закладывается (или не закладывается) заказчиком еще на начальной стадии проекта. Это соблюдение баланса интересов всех участников — собственников бизнеса, управляющих компаний, поставщиков ресурсов, муниципальных институтов, которое должно быть зафиксировано на этапе заключения договоров. При этом следует обязательно учесть права интеллектуальной собственности на передаваемые в ЕИРЦ базы данных их владельцами-поставщиками и предусмотреть соблюдение прав граждан на конфиденциальность персональной информации. Необходимо до начала работы согласовать объемы обязательств ЕИРЦ по выпуску типовой отчетности для всех и по разработке специфической отчетности для отдельных участников проекта. Как нам представляется, самый трудоемкий этап внедрения готового решения — создание единой актуальной базы данных путем выверки разнородных баз данных поставщиков — участников. Еще одна проблема, часто упускаемая из виду — недостаточный уровень ИТ-грамотности будущих пользователей расчетно-платежной системы, что требует их обучения до начала работы, контроля и регулярной переподготовки в процессе работы.

Как изменяется процесс управления коммунальными платежами в результате внедрения ИТ-решения? Какие преимущества получает расчетная организация, органы исполнительной власти, поставщики и потребители ЖКУ в результате внедрения биллинговой системы?

Поскольку коммунальные платежи — ответственность потребителей коммунальных ресурсов, то и управлять ими должны плательщики. Для плательщиков внедрение ИТ-решения обеспечивает регулярное получение счетов на оплату, детализацию расчетов по запросу, консультацию квалифицированных специалистов при выверке сальдо расчетов. Поэтому потребители заинтересованы в высококачественной биллинговой системе, желательно, имеющей выход в Интернет.

Платежи потребителей перечисляются управляющей компании и далее (или напрямую, при заключении договоров непосредственно с поставщиком ресурсов) поставщикам. И тут интересы публичной власти и коммерческих организаций, мягко говоря, расходятся. Идеальный муниципалитет заинтересован в правильном начислении оплаты, уменьшении аварийности сетей, максимальной собираемости платежей и своевременном перечислении их поставщикам (налоговая база, возможность требовать от бизнеса исполнения его обязательств по содержанию и обновлению инфраструктуры). Все это обеспечивается внедрением современной промышленной системы полного биллинга, причем положительный эффект внедрения напрямую зависит от масштаба городского хозяйства.

Коммерческие организации, напротив, зачастую заинтересованы в отсутствии стороннего контроля, следствием чего бывает задержка средств на счетах (особенно в управляющих компаниях), сокрытие доходов, уменьшение налоговых отчислений. Мы знаем, что есть поставщики ресурсов, которые не начисляют оплату (и не платят налоги «по начислению», как полагается по закону) до оплаты расхода потребителями, мотивируя это отсутствием показаний приборов учета и невозможностью определения налоговой базы. Традиционно поставщики и управляющие компании предпочитают не раскрывать свои бизнес-процессы, не отдавать расчеты и ведение сальдо на аутсорсинг. Крупные поставщики-монополисты, для которых затраты на биллинг относительно невелики, обычно уже имеют в распоряжении ту или иную информационную систему. Они идут на внедрение современных промышленных решений для расчетных центров, как правило, либо по политическим соображениям руководства, либо повышая капитализацию перед IPO, и в последнем случае результат внедрения не слишком важен — достаточно факта покупки лицензии. Инвестиционную активность даже крупных управляющих компаний ограничивает годичный срок действия договора на управление многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом. Для небольших компаний промышленные информационные системы просто не по карману.

Заинтересованный в работе ЕИРЦ муниципалитет должен разработать целый набор побуждающих стимулов для поставщиков и управляющих компаний. Это могут быть юридические/бухгалтерские консультации для поставщиков и управляющих компаний, льготный доступ к промышленной программе коммунального биллинга, дополнительные баллы в тендерах на управление, компенсация банковского процента по кредитам на капитальный ремонт сетей или на установку домовых приборов учета, софинансирование формирования пакета технико-эксплуатационной документации на дом, и т. д.

Ссылки

  1. CIO, № 1-2 (февраль) 2010, стр.54-59.



Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».