|
Персональные инструменты |
|||
|
Как выжить городскому расчетному центруМатериал из CustisWikiТатьяна Лисина, к.ф.-м.н., ведущий аналитик «Заказные ИнформСистемы» (CustIS)
ЕИРЦ, оснащенный современной биллинговой системой, может стать основой «электронного муниципалитета». СодержаниеКризис и предприятия ЖКХНе секрет, что кризис больно ударил по бизнес-планам даже тех компаний, которым была оказана государственная поддержка. А как обстоят дела в отрасли, название которой до недавних пор расшифровывали «Живи Как Хочешь»? С точки зрения властной вертикали, реформа ЖКХ проведена. Действительно, произошли серьезные изменения в законодательстве, регулирующем ЖКХ. Введены новый жилищный кодекс и единые правила оказания услуг, социальная помощь в оплате ЖКУ переведена в форму целевого субсидирования, запущен процесс акционирования организаций ЖКХ. Предполагалось, что этого достаточно, что передача ЖКХ в частные руки сработает как «золотая пилюля» от всех недугов отрасли: конкуренция заставит бороться за место под солнцем, улучшать качество услуг, повышать энергоэффективность хозяйства и т. д. Увы, пока видно лишь, что бремя содержания ЖКХ перекладывается на население, а ответственность за управление — на частные управляющие компании. Единственное неоспоримое достоинство такой реформы состоит в преемственности кадров управляющих компаний — прямых наследников муниципальных жилищных контор, в сохранении функционирующей системы, за что отдельное спасибо добросовестным работникам отрасли, пенсионерам и мигрантам, а также десантам МЧС. В остальном — бездеятельность муниципалитетов, качество услуг управляющих компаний, темпы роста тарифов на электроэнергию, газ, воду, тепло. Оценка ситуации муниципальными властями также не оптимистична. Бюджетные трансферты и объемы муниципального заказа уменьшились, количество безработных и неплательщиков возросло, социальная обстановка ухудшается. У поставщиков ЖКУ, у них дела лучше. За 9 месяцев 2009 г. прибыль организаций, занятых управлением и эксплуатацией жилого фонда, выросла на 33 % по сравнению с тем же периодом 2008 г. У предприятий, занятых производством и распределением электроэнергии, газа и воды, этот показатель достигает 64 %. Но не стоит забывать, что прибыль организации рассчитывается от оказанных, а не от оплаченных услуг. Кроме того, повышение тарифов заметно ухудшило дисциплину оплаты, увеличило затраты предприятий на претензионную работу и взимание долгов, при этом произошел отток средств частных инвесторов. Из-за кассовых разрывов на предприятиях коммунального комплекса задерживаются зарплаты, сокращаются штаты, финансирования с трудом хватает на аварийный ремонт — не до инвестиционных программ. Похоже, что ситуация в ЖКХ демонстрирует кризис управления на всех уровнях. Не менее серьезным оказалось положение организаций, предоставляющих поставщикам ЖКУ и управляющим компаниям информационные и расчетные услуги. Перед едиными информационно-расчетными центрами (ЕИРЦ) стоит буквально задача выживания. Не секрет, что оптимизация затрат по-российски зачастую начинается с задержки оплаты услуг. Если у предприятия встанет вопрос: кому заплатить, поставщику воды, газа или расчетному центру, — ответ будет не в пользу ЕИРЦ. Муниципалитеты и ЕИРЦМуниципалитетам, как нижнему звену властной вертикали, наиболее приближенному к населению, не безразлично, правильно ли начисляется оплата, какова аварийность коммунальных сетей. Собранные и своевременно перечисленные платежи поставщикам — это налоговая база, это возможность требовать от бизнеса исполнения его обязательств по содержанию и обновлению инфраструктуры. Действующее законодательство возлагает на муниципальную власть обширные полномочия касательно ЖКХ:
Информационное обеспечение этих полномочий во многом берет на себя ЕИРЦ. Но потребности современного «электронного муниципалитета» намного шире. Их может удовлетворить полнофункциональный информационный центр, доступ граждан к которому обеспечит муниципальный портал. ЕИРЦ и муниципальный информационный центрВ утвержденном распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1993-р перечне услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, есть и услуги в сфере ЖКХ. Среди них не только доступ к информации о порядке предоставления коммунальных услуг, но и выдача разнообразных документов и справок. А в Постановлении правительства РФ от 21 декабря 2009 г. № 1225 о программах энергосбережения среди отчетных целевых показателей — доля объемов электрической и тепловой энергии, объемов воды и природного газа, расчеты за которые осуществляются с использованием приборов учета на всей территории, в бюджетных учреждениях, в жилых домах, удельный расход ресурсов на 1 кв.м по разным потребителям и другие. Заметим, что часть этих данных уже есть в ЕИРЦ, причем в систематизированном и актуальном виде. Добавить в базы данных недостающую информацию и формы новых отчетов намного проще, чем создавать новые муниципальные базы данных, наполнять их, сопровождать и администрировать. Нам представляется, что в настоящее время сложились объективные условия для объединения всех сторон коммунального хозяйства вокруг муниципального информационного центра (МИЦ) на базе ЕИРЦ в интересах развития городского коммунального хозяйства. Инициатором такого объединенного проекта должен выступить действующий в интересах горожан муниципалитет, который может разработать целый набор побуждающих стимулов для поставщиков и управляющих компаний, в том числе:
Участие муниципалитета решает основные проблемы МИЦ:
Только современное программное обеспечение ЕИРЦ может стать основой МИЦ: оно соответствует новой законодательной базе в расчетно-платежной части; позволяет расширять количество и качество услуг; предоставляет доступ к базе данных МИЦ через Интернет (муниципальный портал). При выборе программного обеспечения рекомендуем остановиться на современной промышленной системе биллинга полного цикла. Поскольку это промышленная система, не будет проблем с безопасностью, масштабируемостью, быстродействием на любом объеме данных. Современная система поддерживает расчеты в соответствии с порядком предоставления коммунальных услуг. Расчеты выполняются для управляющих компаний (поставщиков — в случает прямых договоров). Платежи принимаются в адрес каждого поставщика, как указывает плательщик (нет распределения по квитанции). Выбор системы полного цикла дает возможность ведения сальдо и претензионной работы, поскольку это повышает рентабельность бизнеса расчетного центра и качество информационного обслуживания всех участников расчетов. Современные биллинговые системы не только имеют разветвленную отчетность и широкую возможность произвольных выборок из баз данных, но и обеспечивают безопасность доступа и хранения данных. В случае создания муниципального информационного ресурса, основой которого служит актуальная база данных биллинговой системы ЕИРЦ, муниципалитет станет «электронным» не на словах, а на деле. И это будет действенным примером реальных инноваций. Ссылки
Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». |
||