|
Персональные инструменты |
|||
|
Мы отвечаем за баланс клиентских потребностей и лучших рыночных практикМатериал из CustisWikiВладимир Рахтеенко, наш генеральный директор, рассказал порталу TAdviser о переходе к новой стратегии развития и вызовах, стоящих перед компанией. Почему CUSTIS перешла от заказной разработки к консалтингу и созданию малотиражных решений? С какими трудностями сталкивается компания при таком изменении стратегии? В чем ценность новой услуги для заказчика? Ответы на эти вопросы — в интервью «Мы отвечаем за баланс клиентских потребностей и лучших рыночных практик» на сайте издания. Сооснователь и генеральный директор CUSTIS Владимир Рахтеенко в интервью TAdviser рассказал, как компания преодолевает ресурсные вызовы в период быстрого роста и с какими сложностями пришлось столкнуться при переходе на новую услугу. TAdviser: Владимир, год назад вы говорили о том, что CUSTIS переходит от заказных разработок к тиражируемым ИТ-решениям. Удается ли следовать этой стратегии? Владимир Рахтеенко: Действительно, мы постепенно переходим от единичных проектов к созданию рыночных сервисов и малотиражных ИТ-решений и планируем получать от новой услуги основную часть выручки. Показатели прошедшего года подтверждают правильность выбранного пути. Объем новой деятельности я бы назвал разумно мобилизующим — в районе 25%. Как минимум на такой же результат мы рассчитываем и в следующем году. Мы видим, что наши проектировочные и архитектурные компетенции востребованы на рынке, ощущаем рост спроса на полный комплекс услуг — от организационного консалтинга до внедрения изменений. Сейчас компания параллельно создает решения в ряде областей, в частности в образовании, транзакционном банкинге и управлении инвестиционными процессами. Мы также не прекращаем работать в традиционных для себя ритейле и государственном секторе, постоянно изучаем новые перспективные темы. Так что мы смотрим в будущее с умеренным оптимизмом и продолжаем работать над реализацией нашей новой стратегии. TAdviser: В чем суть изменений услуги и с чем был связан переход к новой стратегии развития? Владимир Рахтеенко: Несколько лет назад мы поставили цель построить из ИТ-компании, специализирующейся на заказной разработке, консалтинговое бюро с сильными оргпроектировочными компетенциями. Поясню подробнее. В заказной разработке мы много лет создавали сложные уникальные ИТ-решения, которые идеально соответствовали потребностям конкретных клиентов, но из-за масштабов и специфики не могли быть востребованы другими компаниями. В таких проектах основная ответственность за выбранный путь и логику развития бизнес-функции лежала на заказчике, мы отвечали только за реализацию. В новой услуге мы обеспечиваем баланс клиентских потребностей и лучших рыночных практик. Контекст клиента имеет безусловный приоритет даже при реализации бизнес-идей и подходов, соответствующих актуальным отраслевым трендам и принципам развития рынка. Таким образом, наша ответственность за созданные решения повышается, мы становимся сопроектировщиками и провайдерами изменений для своих партнеров. Это выгодно обеим сторонам: мы получаем возможность создавать нишевые решения под потребности не одного клиента, а пула компаний, а наши заказчики понимают, что проверенный рынком малотиражный продукт более надежен, чем единичная разработка. Такой подход отвечает рыночным трендам: если раньше корпорации настаивали на уникальных разработках, то сейчас востребованы скорость внедрения, оптимальная стоимость и верификация идей рынком. В то же время мы стремимся сохранить лучшее из заказной разработки: глубокое погружение в контекст клиента, максимальную кастомизацию бизнес-идеи под условия и требования конкретной компании. Это, в частности, выражается в широком спектре технологий, с которыми мы работаем, — от крупных вендоров до open source продуктов. Мы не аффилированы ни с какими производителями технологических платформ, выбираем технологический стек и активы, исходя из бизнес-приоритетов и особенностей ИТ-ландшафта клиента. TAdviser: Снижает ли переход к масштабированию продуктов стоимость ваших услуг и решений для заказчика? Владимир Рахтеенко: Мы стали глубже погружаться в бизнес-изменения заказчика, соответственно, возросла ответственность за развитие определенной бизнес-функции или домена. По сути, мы предоставляем сервис непрерывного развития. Как любой сервис, он будет экономически более выгоден для заказчика. Однако такая деятельность возможна только в долгосрочных партнерских отношениях, когда мы понимаем стратегию движения корпорации на 5–7 лет и можем выработать приемлемые критерии качества. И, конечно, при условии, что компании действительно нужно непрерывное развитие. Иногда мы вынуждены отказываться от подобных проектов, поскольку не видим со стороны заказчика реальной потребности в проведении изменений и соответствующей проектной зрелости. Что же касается долгосрочного сотрудничества, то именно так мы и работаем со своими ключевыми клиентами — с Банком России, «Спортмастером», «Газпромбанком» мы поддерживаем партнерские отношения много лет. Это позволяет нам хорошо понимать потребности и логику движения клиентов и оперативно предлагать им адекватные инструменты для решения текущих задач. TAdviser: С какими сложностями вы столкнулись при переходе на новую услугу? Как преодолеваете эти вызовы? Владимир Рахтеенко: Когда попадаешь в актуальную рыночную повестку, то темпы развития и проектного действия оказываются существенно выше ожидаемых. Это касается и новых проектов, которые мы реализуем с партнерами, и наших внутренних изменений — приходится бежать быстрее, чем планировалось. Наши успехи воспринимаются заказчиками как «хорошо, но мало»: при виде первых шагов появляется естественное желание расширить рамки проекта, улучшить больше направлений. Требования корпораций к темпу и качеству изменений постоянно повышаются. Кроме того, появляются новые перспективные темы, которые мы берем в разработку внутри компании. Поэтому сейчас ключевые вызовы, стоящие перед нами, я бы охарактеризовал как ресурсные и компетентностные: нам приходится учиться быстро масштабироваться и оперативно приобретать новую экспертизу. С начала 2017 года компания выросла почти на треть, и мы продолжаем активно искать людей в новые и текущие проекты, чтобы своевременно отвечать на запросы клиентов и реагировать на появляющиеся возможности. Что касается компетенций, то, повышая «рыночность» решений, мы активно нарабатываем экспертизу в относительно новых для себя темах — бизнес-анализе и продуктовой разработке. Здесь мы параллельно действуем в двух направлениях: наращиваем компетенции внутри компании и развиваем внешнюю экспертную сеть. Чтобы иметь доступ к лучшим интеллектуальным ресурсам, мы выстраиваем партнерские отношения с признанными отраслевыми визионерами, включаемся в профессиональные микросообщества, организуем отраслевые сессии анализа ситуации, диалоговые площадки вместе с ключевыми представителями рынков, следим за тенденциями, заказываем разработку авторских курсов для своих специалистов и многое другое. Так или иначе свои ключевые компетенции — бизнес-анализ, работу с архитектурой, проектирование — мы будем развивать и сохранять внутри компании. Кстати, на усиление этих специализаций также работает и реорганизация компании, которую мы начали год назад. TAdviser: Каковы результаты изменений оргструктуры компании сегодня? Как этот процесс поддержал переход к новой стратегии компании? Владимир Рахтеенко: Организационными изменениями мы решили сразу несколько задач: усилили профессиональные специализации внутри компании, стали работать на развитие ключевых компетенций, повысили эффективность и способность к масштабированию деятельности. Мы постарались уйти от дивизионного построения к матричной структуре с двойным подчинением специалистов — руководителю специализации и проекта. Такая структура свойственна именно консалтинговым компаниям. В выделенных сейчас департаментах разработки, архитектуры и бизнес-анализа, с одной стороны, формируются лучшие практики и стандарты деятельности, а с другой — появляется возможность обмениваться опытом, быстрее погружаться в проекты, ротироваться в отраслях и темах, повышая свои компетенции, да и мотивацию. Для организации работы с новыми бизнес-идеями и диверсификации рисков мы ввели практики, свойственные стартап-сообществам. Небольшие группы рыночных аналитиков под руководством бизнес-партнеров компании отбирают новые темы, защищают бизнес-планы перед руководством компании, конкурируют между собой за инвестиции в развитие их продукта. Отдельное внимание уделяется и развитию специализаций аккаунтов и менеджеров продукта, интегрирующих в проекты привлеченных специалистов. Подводя итоги, можно сказать, что новая структура сформирована, наполнена людьми и сейчас проходит проверку на состоятельность. TAdviser: Какие вызовы ждут компанию завтра? На чем важно будет сфокусировать внимание в ближайшие 2–3 года? Владимир Рахтеенко: У нас есть четкий образ будущего на 5–7 лет. Работы много, но я не вижу непреодолимых преград для его достижения. Если спрос на наши услуги на рынке останется на текущем уровне, то в ближайшее время перед нами встанет вопрос масштабирования новой услуги и внутренней технологизации процессов. Сейчас в компании выделяются различные типы культур и мышления в зависимости от области деятельности — творческая предпринимательская, конструкторская архитектурная, технологическая разработческая и т. д. Между ними хочется выстроить эффективное взаимодействие, правильные интерфейсы, позволяющие трассировать осмысленность проекта от держателей бизнес-замыслов до технологических реализаторов, гармонизировать работу людей с разными типами культур. Поэтому я предполагаю, что проекты внутреннего развития по-прежнему будут одним из приоритетов в ближайшие годы. Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». |
||