|
Персональные инструменты |
|||
|
Софт - отстой! И что с этим делать?Материал из CustisWikiКороткая ссылка: Soft-sucks
РецензииРецензия Стаса ФоминаОбратная связь с рецензентом — по ссылке. Это книга с названием, звучащем как крик души (в оригинале «Why Software Sucks ... And What You Can Do About It») от Девида Платта (David S. Platt) — матерого программиста, автора ряда книг по околомикрософтовским технологиям. Первое, что вспоминается при начале чтения этой книги, это Психбольница в руках пациентов, Алана Купера. Собственно автор этого и не скрывает, регулярно «посылая к Куперу» читателя и ругаемых им программистов. Но некоторое отличие в позиции есть — если Купер декларировал принципиальную, генетически обусловленную невозможность разработки правильного интерфейса программистом, то тут, автор, как бы программист, и такую радикальную позицию, поддерживать вроде как нельзя (хотя «баг в ДНК» у программистов он вроде как признает — «Представляете, программисты чаще выбирают машины с ручной коробкой передач! Чертовы гики, плюющие на удобство в обмен на контроль!»). В результате, автор делит программистов на правильных (к которым относит и себя), и недоучившихся идиотов (к которым он относит и своего бывшего начальника[1].), которых можно и нужно ругать, и по крайней мере, настойчивым фидбеком вправлять мозги. Итак, немного спойлеров. На каких же кейсах (т.е. реальных примерах), отжимается автор? Книга рассчитана на массового читателя, далеко даже не ITшника, поэтому, автор, на пальцах обьяснив, как примерно работает веб, рассматривает распространенные вебинтерфейсы, делающие обоснованные догадки — угадывание Googlом языка интерфейса по геотаргетированию IP-адреса, в противовес интерфейсу сайта UPS.com, которого автор несколько десятков страниц пинает за то, что у них нужно лично выбрать свою страну в выпадающем списке. Автор призывает всех читателей слать гневный фидбек, ругать программистов UPS идиотами (считает, что только такое ругательство оскорбит аутичных программистов), и т.п. Ну и что в результате? Прошло лет пять с написания этой книги — и ничего не изменилось, по-прежнему Google угадывает язык, и по-прежнему UPS предлагает самому выбрать свою страну из огромного списка пар «страна-язык». И кстати, я не готов переживать по этому поводу. Вот только что мучался в Египте, когда Гугл, несмотря на то, что я залогинен, и вся информация обо мне была доступна — и то, что я русский, и то, что я предпочитаю интерфейс на английском — упорно возвращал мне арабские версии страниц (полный «сбой кодировки» и верстка справа-налево), и лечилось это только прописыванием параметра hl=en в URL каждого запроса. А с другой стороны, у кучи сайтов технологического плана, куда я прихожу за информацией (включая мануалы или драйверы), я всегда буду выбирать Штаты или Великобританию, чтобы получить доступ к самой большой базе, и не нарваться на криволокализованную маркетинговую страничку, где лежит всякий «бисер для аборигенов»). Так что между «безаппеляционным навязывание предположения робота» и сложным выбором из кучи вариантов (проблема не в двух кликах, а в огромном списке выбора, закон Хика негодуэ!), я бы предпочел, чтобы выбор дали сделать мне, а догадку, что я русский или египтянин — предложили отдельно, для выбора в один клик. Так ведь так-то как раз никто до сих пор и не делает. Есть немало разумных советов, безусловно тривиальных для нормального ITшника (привет от К.О.), но полезных молодежи («поменьше шума на сайтах», «не заставляйте меня думать» и т.п.). Полсотни страниц автор разбирал кейс проблемы парольной аутентификации на множестве сайтов. Он совершенно точно указал проблемы:
Ну, думаю, сейчас этот умный человек придумает любимый мной SuperGenPass! И фиг тебе. Он придумал централизованную аутентификацию, Single Sign-On и Microsoft Passport. После чего предался размышлениям, почему все это провалилось. Его версия — доверенным центром должен быть не Микрософт, а правительство или крупные банки/страховщики. Ну фиг знает, из всех этих ребят (чиновники-банкиры-страховщики), я бы лучше доверился микрософту. А, да, те, кто таки хочет знать решение этой проблемы здесь и сейчас, без ожидания светлого будущего с честным центром авторизации — читайте SuperGenPass. Дальше ругать программистов кончили, и начали просвещать юзеров, чтобы постепенно подвести их к теме «программист — друг человека». Сначала шел просветительский раздел на тему «Privacy в Интернете или чем могут навредить вам Cookie». Затем, «Диалоги о Кстати, наверное да, разумные наблюдения — подтверждаю, как завсегдатай программерских конференций. Цитата: «…читатель сообщил, что … некий крупный поставщик однажды пригласил танцовщиц из Dallas Cowboy Cheerleaders, но так и не смог вспомнить ни этой фирмы, ни названия продукта». Тут сразу вспоминается реклама печально теперь известной фирмы McHost, рекламировавшихся на одной из конференций таким образом: Так вот, это фото со второго дня — а первый день на этих девушек никто внимания не обращал[3], чем реально ввели их в ступор[4]. Дальше были попытки пояснить «над чем смеются гики», в целом же эту тему абсолютно закрывает сериал «Теория большого взрыва», тут книге бесполезно конкурировать. Кстати о гиковском юморе — книгу подают как полную убойного «LOL» юмора, но не рекомендую на это особо рассчитывать. Может тонкий английский юмор и был, и погиб при переводе, но в целом это шутки только одним уровнем выше «какую траву он курил?» (у автора — «на каких наркотиках сидела его мать во время беременности»). В общем, есть экспрессия и истерика, но сейчас «в Интернете» этим никого не удивишь (так, процентов 25 от эмоционального уровня блога известного российского дизайнера). Но в целом книжка читается легко и быстро, так что можно прочитать даже программисту, если он не очень злобный, и терпимо относится к легкомысленным обобщениям. Тестировщику/аналитику — еще полезней. Может быть имеет смысл прочитать родственникам программистов, желающих лучше понять, кто это у них такой странный в семье, — но где таких (желающих понять) найдешь? Основной посыл книги обращен к пользователям — не надо ненавидеть программистов, жизнь их и так ужасна, люди они ограниченные, но добрые — давайте им побольше фидбека в виде «доброго слова и пистолета» — добрых советов и пожеланий к интерфейсу, до которых они не додумаются в силу своей ограниченности и нехватке денег на специалиста-юзабилиста, и жесткого обсирания в блогах и форумах, если они вас не послушают по-хорошему. Сам автор ведет сайт блог http://www.suckbusters.com/ (он же http://suckbusters2.blogspot.com/ ), и не сказать, что жизнь там бьет ключом (уж год как нет обновлений, и негусто с комментариями). А адов сайт книги, с дизайном, уровня бандитских 90-ых, неработающими ссылками (причем там даже не классическая 404-страница возвращается, а «The system cannot find the file specified.», как будто CMS автора работает на bat-файлах), вероятно таки продолжает иллюстрировать мысль, почему software sucks — типа рожденный Я же думаю, тут все проще — автору не достает чувства прекрасного. А это можно починить, хотя поработать над собой придется, что, конечно, сложнее, чем отговорки «ну… эта… у нас порода такая…».
Рецензии в рунете
Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». |
||