ЕИРЦ и биллинг полного цикла

Материал из CustisWiki

Версия от 03:00, 30 марта 2010; BenderBot (обсуждение | вклад) (1 версия)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск

Татьяна Лисина к.ф.-м.н., ведущий аналитик «Заказные ИнформСистемы» (CustIS)


В подготовке статьи журналиста Елены Некрасовой «Чем живет город» использовались материалы специалистов нескольких ИТ-компаний. Публикуем ответы Татьяны Лисиной на вопросы журналиста.

Статья «Чем живет город» опубликована в журнале CIO, № 12 (декабрь) 2008 [1]

Каково значение и задачи единых информационно-расчетных центров в условиях современного рынка жилищно-коммунальных услуг?

По мере реформирования ЖКХ потребность в общегородских информационных ресурсах только обостряется. Единый информационно-расчетный центр (ЕИРЦ) как никакая другая организация владеет информацией о состоянии сферы ЖКХ. Связано это с тем, что, во-первых, в базе данных ЕИРЦ объединены и структурированы данные по всему городу, во-вторых, население самостоятельно следит за правильностью начисления оплаты и требует исправления неверных данных о домохозяйстве (особенно, увеличивающих размер оплаты). Такая же отличная обратная связь наблюдается в ЕИРЦ и в части учета аварий, что, безусловно, повышает достоверность сведений об аварийности коммунальных сетей и о выпадающих доходах поставщиков для возмещения из бюджета, если они рассчитаны в ЕИРЦ, а не предоставлены самим поставщиком ресурсов. А регулярная сверка данных льготников с органами социальной защиты выполняет задачу перекрестной проверки сведений, полученных от граждан.

Практика показывает, что ЕИРЦ может решать три задачи:

  • Оказывать информационно-расчетные услуги (ведение баз данных, выполнение начислений и ведение сальдо расчетов, объяснение расчетов населению, подготовка отчетов для поставщиков и УК);
  • Выступать финансовым агентом по сбору платежей;
  • Оказывать дополнительные информационные или сервисные услуги (паспортный учет, техническая паспортизация, поддержка систем учета и съема показаний приборов и т. д.).

Вторую и третью группы услуг ЕРКЦ может и не предоставлять, но без информационно-расчетных функций его существование не имеет смысла.

Во многих городах информационная система по начислению оплаты за ЖКУ была первым реальным свидетельством наступления эпохи информационных технологий для населения. Муниципалитеты этих городов используют актуальную информацию ЕИРЦ для более эффективного исполнения их властных полномочий и социальных обязанностей.

Сегодня одной из обсуждаемых тем стала тема «биллинга полного цикла». Что включает в себя это понятие? '

С момента появления первых информационных систем в сфере учета коммунальных платежей существовало ровно два подхода: сбор платежей и «биллинг полного цикла». Биллинговая система полного цикла в ЖКХ — это система, которая, как минимум, объединяет в себе функции расчетной и платежной системы. То есть обеспечивает поддержку единой базы данных населения, жилищного фонда, услуг, тарифов и льгот, выполняет начисления, позволяет выставлять счета на оплату, производить сбор, обработку и диспетчеризацию платежей, вести сальдо по финансово-лицевым счетам плательщиков, выпускать отчеты для всех заинтересованных сторон.

Такой подход является более целостным и эффективным в условиях реформирования отрасли, чем распространенный взгляд на биллинг как процесс выставления счетов и сбора денег. Современная система полного цикла проектируется так, чтобы взаимодействовать с неограниченным количеством сборщиков и платежных систем. Это создает дополнительные удобства для плательщиков и максимально расширяет каналы сбора денежных средств. Таким образом удается согласовать интересы поставщиков и потребителей.

Законодательством 2004—2006 гг. в области ЖКХ и банковской деятельности самые доходные функции ЕИРЦ — сбор и распределение платежей — оказались нелигитимными. Под угрозой оказался не только бизнес ЕИРЦ, но и информационная поддержка социальных функций муниципалитетов. К счастью, недавно эта коллизия получила свое законодательное разрешение: 1 октября 2008 г. Государственная Дума приняла в первом чтении измененную редакцию проекта Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Таким образом, скоро прием в ЕИРЦ платежей от населения будет регулироваться отдельным законом.

ЕИРЦ, более двух лет находившиеся под угрозой разорения банками — их конкурентами в области приема платежей, смогут как прежде продолжать свою работу, осуществляя коммунальный биллинг полного цикла.

Цель коммунальной реформы — создание конкурентного рынка управляющих организаций. Каковы перспективы и основные направления развития ИТ-решений для ЕИРЦ с учетом курса на развитие управляющих организаций?

Анализ ситуации в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг показывает, что ни один из четырех основных участников данного процесса — население, управляющие организации, поставщики коммунальной услуги и местная власть — не удовлетворен положением дел. По нашему мнению, одним из наиболее перспективных путей решения существующих проблем в условиях становления конкурентного рынка коммунальных услуг является внедрение биллинговых систем полного цикла.

Неудовлетворенность субъектов рынка ЖКУ сегодняшним положением имеет вполне объективные основания.

К недовольству населения ростом тарифов на ЖКУ добавляются жалобы на частые случаи несправедливых расчетов. Это проявляется, например, при учете недопоставки услуг. Во многих городах сохраняется неудобная для населения система контактов с поставщиками, когда у каждого из них имеется своя, отдельная абонентская служба.

Недовольство управляющих организаций вызвано, во-первых, тем, что их обязанности в отношении властей в надлежащем объеме не определены. Не установлен порядок обеспечения преемственности при смене управляющих организаций, порядок использования и передачи технической информации и абонентской базы. При замене управляющей организации преемнику придется начинать «с нуля». Во-вторых, оставляют желать лучшего отношения между управляющими организациями и поставщиками ЖКУ, поскольку последние, как правило, не очень доверяют управляющим организациям в финансовом плане, если только эта организация не создана самим поставщиком.

Поставщики ЖКУ, естественно, тоже страдают от этого недоверия.

Местная власть, в свою очередь, не может самоустраниться от проблем управления жильем хотя бы потому, что именно на нее граждане возлагают ответственность за проблемы с ЖКУ. Этот вопрос носит политический характер и влияет на конкурентоспособность муниципального образования, на его привлекательность для жизни и бизнеса. Между тем, по мере коммерциализации отрасли ЖКХ, муниципальные органы теряют рычаги влияния на ситуацию. Поэтому город должен найти способ отчуждать информацию о жилье, об инфраструктуре и об абонентах управляющих организаций.

Для муниципалитетов есть дополнительный аргумент в пользу создания (использования) ЕИРЦ. В процессе создания множества новых управляющих организаций аутсорсинг расчетных услуг — это способ смягчить проблемы периода получения профессиональных навыков новыми управляющими компаниями. Никто, кроме ЕИРЦ, не сможет эффективно выполнить эту функцию. Конечно, при этом муниципальные власти должны быть уверены, что база данных плательщиков не пропадет в ЕИРЦ.

По законодательству данные о населении относятся к конфиденциальной информации. Муниципальные власти могут и должны обеспечить контроль за ее целевым использованием и передачей данных при смене коммерческих операторов. Поскольку большей частью БД абонентов были унаследованы коммерческими организациями от советских жилищно-эксплуатационных контор и дирекций единого заказчика, было бы справедливо вернуть их муниципалитетам.

Работа ЕИРЦ, оснащенного современной биллинговой системой полного цикла, гарантирует, что на любых поворотах реформы расчеты будут произведены вовремя, сбор оплаты, бюджет муниципалитета, а значит, управление городом и социальная обстановка в нем не пострадают.

Ссылки

  1. CIO, № 12 (декабрь) 2008, http://offline.cio-world.ru/2008/79/393391/

Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации.