Аннотация
- Докладчик
- Екатерина Макаренко
В начале проекта бизнес-аналитику нужно ответить на множество вопросов о том, с чего начать общение с заказчиком, как провести интервью, как выяснить требования заказчика.
Целью доклада является рассмотреть, с чего начать работу с заказчиком, как какие техники можно использовать, какие вопросы задать на интервью. Среди техник остановимся на контрольном списке CATWOE, H-методе, методе приоритезации MoSCoW и методологии по работе с требованиями к безопасности системы SQUARE.
Тезисы:
- Долгое время особенностью бизнес-анализа в аутсорсинге являлось то, что его либо не было, либо бизнес-аналитик подключался в проекте после того, как основная работа по бизнес-анализу была выполнена заказчиком.
- В последнее время доверие заказчиков к подрядчикам растет, и как следствие растет и доверие к бизнес-аналитикам со стороны подрядчиков. Все чаще заказчики предпочитают заказывать полный цикл бизнес-анализа, многие аутсорсинговые компании начинают предоставлять бизнес-анализ как сервис.
- В связи аналитики все чаще сталкиваются с проблемой, как начать проект с нуля. Какие вопросы задать заказчику при первой встрече, как убедится в том, что все темы были рассмотрены, как работать с представителями бизнеса, которые не мыслят категориями спецификаций и компонентов.
При первой встрече следует концентрироваться на бизнесе, выясняя миссию проекта, бизнес потребности и цели, роль проекта в их достижении. На этом этапе создается видение проекта.
Существуют ключевые вопросы, на которые отвечает видение проекта. Кроме того можно использовать контрольный список CATWOE. Он будет также полезен при анализе бизнес-процессов, особенно при согласовании ключевых требований от разных стейкхолдеров.
Выявляя требования к бизнес-процессам можно использовать Н-метод, который с одной стороны позволяет структурировать интервью, а с другой помогает целостно описать бизнес-процесс.
После первых аналитических сессий формируется множество требований в формате User Stories или Use Cases (в зависимости от того, работает ли аналитик по SCRUM или RUP). Эти требования необходимо отсортировать по приоритету и выбрать, в какие итерации они будут включены.
Для этого можно использовать технику MoSCoW.
Помимо бизнес-правил и функциональных требований, необходимо выяснить нефункциональные требования. Отдельной группой нефункциональных требований выступают требования к безопасности, которые зачастую не выявляются на ранних стадиях проекта. Чтобы этого избежать, можно включить методологию SQUARE в выбранный процесс бизнес-анализа, использование которой обеспечит своевременное включение требований к безопасности и связанных с ними задач в проект.
Видео
Видео в HD-качестве, смотрите в полноэкранном режиме.
HTML-код включения <iframe src="http://player.vimeo.com/video/43210197?byline=0&portrait=0" width="800" height="340" frameborder="0"></iframe>
Оцените доклад «Техники аналитика - CATWOE, H-METHOD, MOSCOW, SQUARE (Екатерина Макаренко, AnalystDays-2012)»:
Слайды
Примечания и отзывы
Начало доклада я пропустил, а зря. Екатерина рассказывала о большом количестве конкретных методов аналитика, которые, собственно, перечислены в названии доклада. Например, MOSCOW, который по ее опыту позволил обеспечить реальную приоретизацию требований в контексте релизов. А SQUARE представляет собой фреймворк для требований по безопасности, который позволяет перевести эти требования в разряд функциональных. Эта часть рассказа была на примере конкретного проекта, который изначально был сделан вообще без требований по безопасности, а потом оказалось что они есть и жесткие, проект — банковский. Что ценно — это не методика, а фреймворк, имеющий шаблоны и поддерживающие средства, что позволяет пользоваться даже новичками, набираясь опыта. А еще в методе есть довольно много практик, которые применимы не только к требованиям по безопасности, а могут использоваться для других видов требований. А еще — был рассказ про способ трейсинга требований и их изменений по функциям, причем в условиях. когда за время развития проекта было использовано несколько вики-систем и систем ведения дел, и там были конкретные приемчики, сильно облегчающие работу. Например, при изменениях не только ссылаться в новом деле на предыдущее, но и цитировать формулировки — чтобы поиск это подхватывал.
©