|
Персональные инструменты |
|||
|
Корпоративный ЦОД: за и противМатериал из CustisWiki
Нужен ли корпоративный ЦОД?Последние несколько лет все большую популярность обретают облачные технологии и модель аренды инфраструктуры в коммерческих ЦОД. Но в то же время интерес крупных компаний к созданию собственных центров обработки данных нисколько не снижается. Основными задачами управления IT-системами, как известно, являются снижение стоимости владения и увеличение стабильности и качества предоставляемых бизнесу информационных сервисов. Одновременно существует необходимость сохранения должной степени управляемости IT-систем. Поиск оптимального баланса между стоимостью, качеством и управляемостью является первостепенной задачей при переходе в облака. В ряде отраслей баланс значительно смещен в сторону управляемости и безопасности. Так как использование публичной облачной платформы является разновидностью аутсорсинга, то и все его недостатки «наследуются» публичными облаками. Заказчик не имеет доступа к внутренней инфраструктуре облака. И сохранность, и безопасность его данных в значительной степени зависят от поставщика услуг. Основные факторы, тормозящие переход компаний к коммерческим ЦОД, — отсутствие гарантий безопасности размещения данных (как от потерь, так и от утечек информации) и невозможность напрямую контролировать процессы функционирования ЦОД. Если обратиться к статистике по коммерческим ЦОД, то выяснится, что реже всего их используют финансовые организации, медицинские учреждения и операторы персональных данных. В целом на данный момент публичные ЦОД пока плохо подходят для организаций, обрабатывающих информацию ограниченного доступа. Здесь со мной не согласятся провайдеры публичных облаков, но большинство финансовых организаций предпочитает хранить и обрабатывать данные в собственных ЦОД. Это связано с тем, что на сегодняшний день отечественным банкам сложно найти поставщика, который соответствовал бы их требованиям по безопасности и надежности. Так, например, свои большие ЦОД имеют и Сбербанк, и ВТБ24, и Альфа-Банк. Ключевым различием между корпоративным и коммерческим ЦОД является то, под чьим контролем находятся данные. В отличие от коммерческого, корпоративный ЦОД находится под контролем IT-отдела компании. Пользователи получают услуги в соответствии со стандартами, принятыми в организации. Но корпоративные ЦОД обладают более высокой стоимостью владения из-за затрат на обслуживающий персонал. Коммерческие центры обработки данных благодаря объединению больших ресурсов предоставляют почти неограниченные возможности масштабируемости, гибкости и скорости развертывания. Кроме того, облачная концепция «сколько использовал — столько и заплатил» позволяет значительно сократить стоимость владения. Для корпоративных ЦОД возможности масштабируемости, гибкости и скорости развертывания ограничены возможностями и бюджетом IT-отдела. Недостатком корпоративных ЦОД также считается необходимость самостоятельного развертывания облака и обучения специалистов. Последнее, правда, можно исключить, заказав создание ЦОД у интегратора. Но главным требованием к ЦОД является надежность предоставления услуг и отсутствие простоев и потери данных. В случае с корпоративным ЦОД уровень надежности контролируется собственными IT-специалистами и соответствует стандартам компании. Это, несомненно, значительный плюс для бизнеса, ради которого может быть затеяно построение корпоративного ЦОД. Еще одним аргументом в пользу собственного ЦОД является отсутствие надежных скоростных каналов связи. Прежде всего эта проблема актуальна для регионов. Техническое оснащение ЦОД и его надежностьПод надежностью ЦОД в первую очередь понимают техническую отказоустойчивость. Для этого при строительстве ЦОД проектируются системы бесперебойного электропитания (состоящие из нескольких независимых линий питания от различных подстанций с автоматическим вводом резерва и систем бесперебойного электроснабжения — ИБП и дизель-генераторных электростанций [1]), системы кондиционирования, поддерживающие заданную температуру и влажность воздуха (и также обеспеченные бесперебойным электропитанием), системы защиты и резервируемые каналы связи. Современный ЦОД невозможно представить без систем виртуализации. Они позволяют наиболее полно отвечать потребностям бизнеса, увеличивая надежность работы IT-систем, и обладают целым рядом преимуществ.
Развитием идеи виртуализации является концепция облаков. Облачный сервис представляет собой особую клиент-серверную технологию. Клиент использует группу серверов как единый виртуальный сервер. При этом клиент может прозрачно и гибко регулировать объемы потребляемых ресурсов. Оплата услуг в большинстве случаев осуществляется по схеме «сколько вычислительных ресурсов потратил — столько и заплатил» [2]. Чем облако отличается от виртуализированного ЦОД? По сути, облако — это и есть виртуализированный ЦОД, но с очень важным свойством: его клиенты имеют возможность самостоятельно изменять объемы потребляемых ресурсов. Кроме того, свойством облаков является высокий уровень автоматизации и масштабирования. Согласитесь — крайне сложно организовать обслуживание сотен тысяч виртуальных машин в облаке в ручном режиме. Но если виртуализированный ЦОД также может обладать высоким уровнем автоматизации и масштабируемости, то самообслуживание присуще только облакам. Технических решений недостаточноОднако одной технической надежности ЦОД для бесперебойной работы IT-систем недостаточно. Корпоративный ЦОД (и в еще большей степени частное облако) — это симбиоз технических и организационных средств управления инфраструктурой компании. Максимальный эффект возникает при их правильном сочетании, поэтому эффективное использование ЦОД требует специальных усилий не только сотрудников IT-отдела, но и тех специалистов, чьи бизнес-процессы будут затронуты. Перевод инфраструктуры в облачный ЦОД делает ее более прозрачной и управляемой, расширяет возможности ее масштабирования, упрощает внесение изменений в IT-инфраструктуру. Однако эти изменения осуществляются не «в вакууме», а в условиях непрерывности бизнес-процессов компании. У нас сложилась и хорошо себя зарекомендовала практика проведения анализа тех процессов, которые предстоит перевести в частное облако. Таким образом вырабатываются соглашения об объеме предоставляемых IT-отделом услуг, а также правила и регламенты взаимодействия сотрудников бизнес- и IT-подразделений — своего рода SLA. И только с учетом этих условий создается техническая архитектура облачного ЦОД. Что имеем в сухом остатке? Использование современных технологий в ЦОД дает существенное преимущество в обеспечении отказоустойчивости IT-систем, увеличении их масштабируемости, уменьшении стоимости владения. Коммерческий ЦОД предоставляет практически неограниченные возможности масштабируемости [3]. В противовес этому системы, размещенные в корпоративном ЦОД, управляются IT-департаментом согласно внутренним регламентам компании. Таким образом, возможны самые разные подходы — от «выращивания» частного облака до передачи всех услуг по созданию и поддержке IT-инфраструктуры на аутсорсинг, и у каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Переводить ли IT в публичное облако или создавать корпоративный ЦОД — решение в каждом случае сугубо индивидуальное, зависящее от специфики компании и ее бизнес-процессов.
1. Александр Мартынюк. Повышение экономической эффективности систем электроснабжения ЦОД. http://www.osp.ru/lan/2007/09/4375770/ 2. Облачные вычисления. http://ru.wikipedia.org 3. ЦОДы уходят в облака. http://habrahabr.ru/company/dell/blog/187510/
Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации. |
||