Рынок средств разработки в эпоху ИТ-перемен

Материал из CustisWiki

Версия от 18:22, 26 декабря 2012; GalinaTsaturyan (обсуждение)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск

Игорь Беспальчук, руководитель отдела технологического развития, рассказал еженедельнику PC Week/RE о современном рынке средств разработки, тенденциях и ожиданиях, а также о роли разработчиков и бизнес-руководителей в создании новых ИТ-решений. Комментарии Игоря опубликованы в обзоре «Рынок средств разработки в эпоху ИТ-перемен».

PC Week: Что представляет собой сегодня рынок средства разработки и использования этих средств?

Игорь Беспальчук: Сейчас мы переживаем бурный исторический момент в IT-индустрии. За последние годы на рынке открылось несколько новых ниш. Три значимых фактора для этого: стремительное развитие коммуникаций, повышение мобильности и персонализации вычислительных устройств и общий сдвиг к сервисной парадигме. В образовавшееся рыночное пространство хлынули все, от мала до велика. Это движение порождает соответствующий информационный шум — кажется, что вне облаков и мобильных устройств «жизни нет». Это, конечно же, не совсем так, просто в этой области сейчас наибольшая активность и самые быстрые изменения. За пять-десять лет бум утихнет и даже произойдет частичный откат. Уже сейчас многие эксперты (например, Стив Возняк) выражают обеспокоенность чрезмерной увлеченностью облаками и потерей контроля над данными.

PC Week: Какие тенденции тут наблюдаются и что можно ожидать в будущем?

И. Б.: Сейчас все производители средств разработки всерьез озабочены тем, чтобы занять место в сервисно-мобильной нише, а для этого нужно завоевать приверженность разработчиков сервисов. Уже понятно, что стандартом де-факто для серьезного игрока на этом рынке должна быть представленность сервиса на самых разных устройствах с минимальными затратами на поиск и разворачивание клиентского приложения.

В то же время мы наблюдаем очень большую разницу в подходах к разработке клиентских приложений для различных аппаратных платформ. Большую фору в этом вопросе имеют разработчики веб-браузеров и HTML5, но их унификация подхода к разработке дает слишком много ограничений (что недавно подтвердил и Марк Цукерберг). По направлению к единой клиентской платформе для всех устройств идет и Google с инициативой NativeClient, преодолевающей ограничения HTML. Но она пока не получила широкого распространения, поскольку, очевидно, не выгодна производителям HTML-браузеров. Корпорация Microsoft также готова представить единую платформу под лозунгом «One OS to rule them all». Она даже пытается привлечь на свою сторону легионы JavaScript-разработчиков, чем здорово пугает своих традиционных сторонников. Но перспективы Microsoft на мобильном рынке пока довольно призрачны.

Рынок разделился на тех, кто замер в ожидании, и тех, кто активно «проталкивает» какое-либо средство, проча его в качестве универсального (на что никакое из существующих претендовать пока не может). Скорее всего, если миру разработки клиентского ПО и суждено объединиться под общей крышей единой платформы, то эта платформа не будет похожа ни на какую из сегодня существующих.

PC Week: Какова роль разработчиков в создании новых ИТ-решений?

И. Б.: Один из главных сегодняшних трендов в ИТ-индустрии — это смещение уровня сервиса ближе к потребителю. Уже мало кого устраивает просто разработка программного продукта по подготовленным требованиям. Сегодняшний поставщик ИТ-решений должен быть готов предоставить сервис значительно более высокого уровня, включающий более тесное взаимодействие с заказчиком для решения бизнес-задач. Поставщик при этом выступает не как ресурс разработки по спецификациям и не как ресурс специализированной рабочей силы, а как целостный ресурс развития бизнеса. Для достижения синергетического эффекта в таком партнерстве от заказчика требуется высокий уровень доверия к поставщику, а от поставщика — высокий уровень ответственности за качество сервиса в целом, от анализа проблем и разработки ПО до поддержки и эксплуатации. Здесь находит свое место набирающая зрелость концепция DevOps. Команды разработчиков должны понимать новую философию, воплощенную в принципах Agile и DevOps, но большинству компаний в нашей стране еще предстоит культурная ломка, чтобы перейти к новой парадигме.

PC Week: Какова роль бизнес-руководителей в управлении процессом разработки?

И. Б.: Руководители бизнеса должны представлять IT (будь то внутренняя IT-служба компании или внешний подрядчик) как полноправного партнера, от которого с каждым годом все больше и больше зависит течение бизнеса. Необходимо, чтобы стратегическое движение бизнеса формировалось совместно с представителями IT, исходя из общего понимания целей организации и новых возможностей IT-технологий. Кроме общего понимания целей важным является общее представление о качестве сервиса. Необходимо, чтобы именно эти высокоуровневые представления, о целях («Чего мы хотим достичь?») и качестве («Что мы считаем достаточным уровнем качества?») были максимально объективированы и согласованы. Исходной точкой во взаимодействии должно быть именно согласование целей и критериев качества, а не директивное руководство. Естественно, что это возможно только в том случае, когда IT-служба или подрядчик обладает достаточной компетентностью для самостоятельного успешного ведения проектной деятельности и управления процессами.


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».


Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Рынок средств разработки в эпоху ИТ-перемен»