Наперегонки в облаках (об облачных платформах вендоров – лидеров рынка)

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
В журнале «Connect! Мир связи» опубликована статья Дмитрия Морозова, нашего ведущего специалиста по проектированию ИТ-инфраструктурных решений, посвященная облачным технологиям. В материале «Наперегонки в облаках», размещенном в бумажной версии журнала, Дмитрий рассказал о компаниях, которые являются лидерами отрасли на сегодняшний день, а также прокомментировал тенденции в области развития облачных платформ на мировом и российском рынках.

В широком смысле облаками называют модель предоставления сетевого доступа по запросу пользователя к пулу вычислительных ресурсов. В основе облачных вычислений лежат технологии виртуализации, развитие которых в 2000-х годах было одной из предпосылок появления облаков. Основным отличием облаков от виртуализированных ЦОД является возможность заказчика самостоятельно изменять объемы использования вычислительных ресурсов. Следующими важными предпосылками появления облаков стали увеличение пропускной способности Интернета и тенденции к консолидации инфраструктуры.

В начале 2006 года Amazon представила свои AWS (Amazon Web Services), став пионером рынка и надолго завоевав на нем лидерскую позицию. В 2008 году появляется платформа Google App Engine. А в 2010 году на рынок выходит Windows Azure, позднее (в 2014 году) переименованная в Microsoft Azure. В декабре 2013 года была запущена облачная платформа IaaS Google Cloud.

В начале 2010-х годов окончательно сформировались представления об облачных вычислениях, а в 2011 году Национальный институт стандартов и технологий США (NIST) зафиксировал в документе «Special Publication 800–145» определения облачных вычислений, их основные свойства (самообслуживание, широкий сетевой доступ, объединение ресурсов в пулы, мгновенная масштабируемость, измеряемость), модели облачных служб (SaaS, PaaS, IaaS) и варианты их размещения (частное облако, облако сообщества, публичное облако и гибридное облако).

Перевод инфраструктуры в облако делает ее более прозрачной и управляемой, расширяет возможности для масштабирования, упрощает и ускоряет внесение в нее изменений. Отсутствие капитальных вложений при использовании ресурсов в облачных средах также говорит в пользу данной технологии.

Конечно, у облаков есть и минусы. Поскольку использование публичной облачной платформы является разновидностью аутсорсинга, то и все его недостатки «наследуются» публичными облаками. Заказчик не имеет доступа к внутренней инфраструктуре облака, поэтому сохранность и безопасность его данных в значительной степени зависят от поставщика услуг.

Рынок IaaS сформирован, PaaS постепенно вымывается

На рынке IaaS (Infrastructure as a Service), согласно исследованиям компании Gartner, лидеров отрасли два: Amazon Web Services (AWS) и Microsoft Azure. По доле рынка Amazon значительно опережает, но по возможностям сервисы Microsoft практически не уступают. Эти же платформы находятся и в лидерах рейтинга публичных облачных хранилищ от Gartner.

Продукт Amazon — AWS — отличают возможность работать с практически неограниченной нагрузкой и конкурентные цены. При этом у Amazon нет готовых пакетов услуг и все дополнения оплачиваются отдельно. Amazon не сбавляет темпы внедрения инноваций в свое решение, благодаря чему и остается на вершине.

Microsoft Azure, естественно, отличается хорошей интеграцией с продуктами Microsoft и гибкостью как перевода существующей инфраструктуры в публичные облака, так и перехода к гибридной модели использования.

В целом Amazon и Microsoft развивают свои облачные платформы примерно одинаковыми темпами. Правда, Amazon по-прежнему впереди, а Microsoft серьезно отстает по объемам рынка.

В последнее время трендом развития облачных платформ являются большие данные, аналитика и машинное обучение. Как в AWS, так и в Azure есть поддержка Hadoop (для AWS реализовано как сервис Elastic MapReduce, для Azure — как HDInsight), но Azure все-таки выступает догоняющим игроком. Например, Microsoft только внедряет Apache Storm (Open Source систему для обработки потоковых данных в реальном времени в Hadoop), в то время как в AWS данное решение уже поддерживается. Кроме того, поддержка нереляционной базы данных Apache HBase, которая присутствует в AWS уже достаточно давно, появилась в Azure только в этом году.

Обе компании вкладываются и в развитие NoSQL баз данных. В ответ на DynamoDB в Azure появилась NoSQL база данных DocumentDB производства Microsoft. Также в облаках-лидерах поддерживаются системы сторонних разработчиков — в первую очередь MongoDB.

Аналогичная ситуация с вычислениями in-memory. В Azure они начали появляться только в этом году вместе с SQL 2014, а в AWS уже реализованы с помощью решений ElastiCache и SAP HANA.

Рынок PaaS (Platform as a Service) постепенно «вымывается» IaaS снизу и SaaS сверху. Практически все поставщики IaaS предоставляют также и PaaS (иначе платформа IaaS на современном рынке является не полной), а поставщики SaaS все чаще по тем же причинам добавляют в свои сервисы элементы API и PaaS.

Также можно утверждать, что идет конкурентная борьба между Amazon и Microsoft, в которую ввязывается и Google со своей платформой Google Cloud. Заметные снижения цен (на 10-30 %) и введение новых тарифных планов производится практически параллельно, а часто и в ответ на действия друг друга.

SaaS развивают решения для управления проектами

Подавляющее большинство решений SaaS (Software as a Service) для бизнеса являются решениями для управления проектами. Потому неудивительно, что лидерами в исследованиях Gartner являются Salesforce и Microsoft. Здесь, так же как и на IaaS/PaaS рынках, сильными сторонами Microsoft являются единое представление сервисов для публичного и частного облаков, известные (привычные) подходы и интерфейсы. Видимо, именно поэтому на рынке SaaS Microsoft выступает под «старыми знакомыми» брендами Office 365, Dynamics CRM Online, не переводя их под платформу Azure.

Salesforce, подобно Amazon в IaaS, является пионером отрасли и неизменным лидером. Преимуществами решения считаются регулярные обновления (трижды в год), возможность доступа с любых устройств, использование инновационных и при этом простых и быстрых технологий (например, Chatter — средства организации групповой работы). Третий год подряд Gartner и Forbes называют Salesforce самой инновационной компанией в мире.

IaaS, PaaS и SaaS в российских реалиях

Российский рынок облаков пока находится в стадии активного развития. По сравнению с прошлыми годами значительно увеличилось число провайдеров, размещающих свои мощности в ЦОД уровня Tier-3. Правда, сертифицированными Uptime Institute ЦОДами располагают только крупные игроки, но их предложения по ценам не могут конкурировать, например, с Amazon.

В числе характерных особенностей нашего рынка облаков можно назвать существенное распространение средств виртуализации от VMware, хотя постепенно поставщики начинают предлагать решения на технологиях Microsoft или даже несколько различных решений.

Наибольшей популярностью на российском рынке по-прежнему пользуется модель IaaS, хотя бизнес скорее ориентирован на применение SaaS. Дело в том, что IaaS уже достаточно развитая модель предоставления облачных услуг, хорошо отлаженная на практике, — механизмы решений стандартизованы, и с ними возникает минимальное количество организационных проблем. А модель SaaS глубоко связана с содержанием бизнес-задач и требует стандартизации ИТ более высокого уровня, одновременно предполагая передачу провайдеру контроля над процессами и данными. Поэтому в настоящее время облачный рынок в России развивается в сторону увеличения надежности и безопасности предоставления услуг, и, пока они не достигли приемлемого для бизнеса уровня, большую его долю составляет IaaS.

Российский рынок IaaS поделен между крупными игроками, такими как КРОК и Dataline, а мелкие игроки используют услуги и (или) дата-центры крупных. Рынок PaaS мал: основные его потребители — веб-разработчики — используют крупные и надежные решения, например, тот же AWS. А с учетом «вымывания» рынками IaaS и SaaS, модель PaaS практически не используется в России. На отечественном SaaS-рынке достаточно небольших игроков и стартапов: барьеры для входа на рынок пока невысокие. Но из-за этого невелик и уровень доверия к провайдерам, потому пользователями SaaS-рынка на данный момент являются только небольшие компании.


Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации.