|
Персональные инструменты |
|||
|
В погоне за технологиямиМатериал из CustisWikiВерсия от 16:10, 15 июня 2017; VeronikaLoseva (обсуждение) (Новая страница: «''<blockquote>В газете [http://www.kommersant.ru/ «Коммерсант»] опубликована статья, посвященная новым…») Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений. В газете «Коммерсант» опубликована статья, посвященная новым технологиям в образовании. Комментарий для материала дал Павел Музыка, наш ведущий бизнес-аналитик. Как цифровая экономика влияет на образование? Следует ли ждать серьезных изменений в подходе к обучению? Будет ли российское образование развиваться в русле мировых трендов? Об этом — в материале «В погоне за технологиями» на сайте и в бумажной версии издания. Российское образование движется в русле международных трендов, и главным из них является повышение вовлеченности студента в процесс обучения. Такие понятия, как «отсидеть часы» и «ради галочки», уходят в прошлое: студент должен уметь и, что более важно, иметь возможность самостоятельно определять цели и содержание своего обучения. Можно сказать, что образовательный процесс от унифицированного массового переходит к персонализированному. Как следствие, ответственность студентов за цель и результаты своего образования возрастает. Новая цифровая реальность меняет и сам процесс обучения. Благодаря развитию МООК (массовых открытых онлайн-курсов) и социальных сетей, поддерживающих обмен знаниями, привычные границы вуза размываются. Обучение начинает строиться на конкретных запросах рынка: все большую ценность приобретают практические кейсы, симуляции, разработка проектов, практикумы. На сегодняшний день динамика рынка такова, что за четыре года обучения в бакалавриате технологии успевают полностью смениться. А значит, университеты стоят перед вызовом, который требует максимально гибко составлять учебный план. Результатом подобного обучения становятся не теоретические знания, которые часто схоластичны и со временем рассеиваются, а компетенции, связанные с реальной практикой. По итогам обучения студент получает не только диплом, но и портфолио, подтверждающее приобретенные практические навыки. Среди трендов, характерных именно для российских реалий, необходимо отметить изменение роли государства в образовании. Вузы получают больше свободы в самоуправлении и самофинансировании, а государство постепенно перестает быть единственным заказчиком образования. В связи с этим вузы вынуждены искать баланс между интересами разных заказчиков. Еще один тренд — повышение конкуренции за студентов. Это связано с тем, что абитуриенты получили возможность рассылать результаты ЕГЭ в несколько учебных заведений сразу, а вузы консолидируются в крупные региональные университеты. Кроме того, растет глобальная конкуренция с иностранными учебными заведениями за отечественных и зарубежных абитуриентов. В повышении значимости российских вузов среди мировых научно-образовательных центров важную роль играет программа «5-100». Она подразумевает включение в KPI ректоров научных работ, влияющих на позицию университета в мировых рейтингах. Государство учитывает этот KPI при определении объема инвестиций в развитие учебного заведения. В ближайшие годы российское высшее образование продолжит активно развиваться, ориентируясь на мировые тенденции, поскольку без учета глобальных трендов университеты не смогут встроиться в новые реалии цифровой экономики. Благодаря глобальным и локальным изменениям образовательной системы вузы из инфраструктурных организаций постепенно станут предпринимательскими, работающими в конкурентной среде, поменяют систему внутреннего управления, связанную с привлечением инвестиций, персонализируют обучение. |
||