|
Персональные инструменты |
|||
|
Как мы унифицируем аналитическую деятельность в CUSTISМатериал из CustisWikiЭто снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений. В нашем корпоративном блоге на портале «Хабрахабр» появился новый пост: Ольга Цыганова, наш ведущий системный аналитик, поделилась опытом унификации деятельности аналитиков в CUSTIS. Как изменить неповоротливую систему устаревших аналитических практик? Что позволяет снизить трудозатраты аналитиков и рационально использовать их артефакты? Об этом — в статье «Как мы унифицируем аналитическую деятельность в CUSTIS» на сайте издания. Мы писали в блоге о технологиях в привычном айтишному миру понимании — о наших лучших практиках в разработке информационных систем. Сегодняшний пост посвящен технологиям другого толка — управленческим: мы поговорим об унификации аналитической деятельности в CUSTIS. Эта история о том, как изменить огромную и стабильную систему сложившихся с годами практик и направить ее навстречу проектам развития. Когда наша компания занималась в основном заказной разработкой и создавала уникальные продукты, над проектом для каждого клиента трудилась одна команда на всем жизненном цикле системы. Такой подход хорошо отвечал потребностям заказчиков, поскольку аналитик:
Эта модель стала неэффективной, когда мы начали переходить к созданию тиражируемых решений и работать одновременно над большим количеством проектов. Нам потребовалось быстро ротировать аналитиков между проектами и повторно использовать их артефакты, а из-за того, что один описывал действия пользователя в системе Visio, а другой — в Archi, возникали дублирование описаний и неразбериха с нотациями. Мы поставили перед собой задачу выбрать и внедрить для всех проектных команд одну методику или набор методик, которые будут отвечать новым бизнес-задачам. В посте мы расскажем, как разрабатываем эту методическую основу. СодержаниеНачинаем работуМы начали с того, что выделили три трека, в рамках которых будем проводить унификацию:
Затем мы проанализировали аналитическую деятельность в разных проектных командах и определили, что необходимо унифицировать:
В следующих разделах подробнее расскажем о результатах методического трека работ. Определяем типы проектовМы выделили четыре типа проектов в компании, на которых нам важно уметь перемещать аналитиков:
Далее мы приступили к выделению тех понятий, в которых аналитики будут описывать создаваемые системы. Описываем концепты аналитической деятельностиНа UML-диаграмме (см. ниже) показаны концепты аналитической деятельности, которые мы выделили. Используя их, аналитики создают описание IT-системы и общаются. Схема состоит из следующих элементов:
Подробно остановимся на основных концептах.
Чтобы использовать на практике концепты, нужно выбрать единый для всех инструмент моделирования. О нем — в следующем разделе. Выбираем аналитические инструментыО достоинствах и недостатках инструментов, обеспечивающих аналитическую деятельность, можно спорить бесконечно. Например, кому-то нравится развивать мелкую моторику на примере вот таких решений для моделирования бизнес-процессов. Наша компания много лет использовала гибкие методики разработки DDD (Domain Driven Design) [7] и инструменты Wiki [6]. Мы опирались на этот опыт и искали новые рыночные методики и инструменты аналитической деятельности. Мы выписали возможные кейсы использования инструмента, опробовали их на нескольких проектах [9], пообщались с коллегами из других компаний и в итоге остановили выбор на Enterprise Architect. Для нас были критичными такие параметры, как:
То, что мы предпочли этот инструмент, совсем не значит, что он подойдет и вам. При выборе своего инструмента постарайтесь собрать все ограничения и требования к нему, рассмотреть как можно больше сценариев того, как его используют ваши коллеги, и определить, насколько хорошо аналитики, разработчики, тестировщики и инженеры знают стандарты и нотации. Тогда в краткосрочной перспективе вам не придется переходить на новый инструмент. Чтобы аналитик каждый раз не перечислял артефакты, которые нужно создать, мы разработали шаблон проекта в Enterprise Architect. Следующий раздел про него. Разрабатываем шаблон проекта в Enterprise ArchitectКогда мы создавали шаблон проекта, мы руководствовались потребностями разработчиков, тестировщиков, инженеров и заказчиков, а также распространенными в IT-отрасли стандартами и нотациями. Существует несколько вариантов описаний требований. Узнать о них подробнее вы можете из материалов, указанных в списке литературы в конце статьи [1–4]. Мы постарались взять только варианты, необходимые для решения наших задач, и оставили те артефакты, которые используют в работе два и более человек в проекте с учетом жизненного цикла разработки системы. В шаблоне проекта мы зафиксировали структуру папок и диаграмм в них, а также технологию наполнения диаграмм для различных видов проектов. Еще мы приводили не только перечень нотаций, но и их необходимые модификации, например, для выгрузки документации по ГОСТ, маппинга объектов одного уровня описания с другим. Набор артефактов в шаблоне меняется в зависимости от типа проекта. Желающие могут пройти по ссылкам ниже и посмотреть, что это за артефакты. В описании папок и диаграмм есть пояснения.
ЗаключениеЕще раз напомню, для чего все мы здесь сегодня собрались. Представленный методический трек — часть большой работы по унификации аналитической деятельности в компании CUSTIS. На момент написания статьи мы уже испытали методику на некоторых типах проектов. На проектах типа RFI мы увидели несомненную пользу данной методики: она позволила повторно использовать функциональную и компонентную декомпозицию работ, а также методику оценки трудозатрат. Впервые работая по предложенной схеме, мы создавали функции, компоненты системы и другие необходимые элементы и оценивали трудозатраты. При получении аналогичных RFI мы копировали уже созданные диаграммы и при необходимости делали небольшие корректировки, например изменяли состав функций и (или) компонент. Таким образом, нам удалось повторно использовать созданные артефакты и минимизировать время на оценку трудозатрат по аналогичным RFI. На проектах по доработке существующих и разработке новых систем время создания аналитических артефактов «по-новому» оказалось меньше времени их разработки «по-старому» на 25–40%. Мы сравнивали время, затраченное на разработку артефакта в новой методике, и экспертную оценку временных затрат каждого из работающих в проекте аналитиков на разработку артефакта «по-старому». Аналитик, впервые работавший по новым правилам, тратил больше времени на освоение методики, лучших практик и примеров, консультировался с более опытными коллегами, но после двух-трех итераций время на разработку диаграмм существенно уменьшалось. Это продемонстрировано на диаграмме: Мы не ставили перед собой цель уменьшить трудозатраты на разработку артефактов — нам было важно, чтобы это время не увеличилось критично и методика прижилась в компании. Тем отраднее было видеть, что затраты ресурсов стали снижаться, а люди разделяли ценности наших изменений. Актуальной для нас остается задача обеспечить перемещение аналитиков внутри компании по подразделениям, которые работают с заказчиками из разных предметных областей. Мы поделимся успехами этой части, когда наберем достаточно наглядных примеров, на основе которых с уверенностью можно сказать, что трек внедрения начал приносить первые существенные результаты. В следующих статьях мы также расскажем о том, как проверяем методологию: на какие параметры смотрим, чтобы понять, подходит ли выбранный метод к нашей работе — и поделимся опытом внедрения работы «по-новому» в действующих проектах. Полезная литература
|
||