|
Персональные инструменты |
|||
|
За 20 лет банковский рынок изменился до неузнаваемостиМатериал из CustisWikiВерсия от 15:55, 10 июня 2016; KseniyaKirillova (обсуждение) (Новая страница: «<blockquote>''Владимир Рахтеенко, наш генеральный дир…») Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений. Владимир Рахтеенко, наш генеральный директор, в своем интервью для журнала «Банковское обозрение» рассказал о том, как изменилась финансовая отрасль за последние 20 лет. Он пояснил, почему в самом начале своей деятельности компания сделала ставку на развитие банковской автоматизации, привел примеры самых интересных и сложных реализованных проектов, а также поделился своими мыслями по поводу изменений на банковском рынке и в потребностях заказчиков. Об этом и многом другом — в материале «За 20 лет банковский рынок изменился до неузнаваемости» на сайте и в бумажной версии издания. «Банковское обозрение»: Владимир, история вашей компании начиналась с проектов в финансовой сфере. Почему вы сделали ставку именно на развитие банковской автоматизации? Владимир Рахтеенко: Мы уже давно развиваем несколько отраслевых направлений бизнеса, но первые крупные заказы действительно пришлись на банковскую сферу, с которой мы и сейчас продолжаем активно работать. Отчасти это обусловлено историей развития компании — мы начинали свои разработки с учетных систем. Отчасти тем, что во второй половине 1990–х наряду с торговыми компаниями только банки были финансово устойчивы и готовы вкладываться в автоматизацию. Два первых не слишком удачных проекта, над которыми мы, студенты Физтеха, работали в течение нескольких лет в начале 1990–х, научили нас не просто создавать «совершенные инженерные решения», а выявлять настоящие потребности рынка и оглядываться на действия конкурентов. Кроме того, полученный опыт создания промышленных систем и умение работать с высокоуровневыми моделями помогли нам спроектировать Учетную Машину — комплекс методических и технологических средств, позволяющий автоматизировать разные виды учета, работать с любыми планами счетов и интерпретировать первичные операции по заданным правилам. Для того времени это был передовой подход. На базе этой технологии мы уже в 1996 году начали автоматизацию дилинга на валютном и фондовом рынке для «Собинбанка», а затем в 1997–1998 годах автоматизировали сопровождение сделок и создали полноценную АБС для «Липецккомбанка». Примерно с этого же времени и до сих пор мы работаем с Банком России. Так банковское направление стало для нас одним из приоритетных. «Б.О»: Какие из реализованных за 20 лет проектов для банков вы бы назвали самыми интересными и почему? В. Рахтеенко: Нам повезло: каких-то «проходных» проектов мы не делали — практически все были сложными, нестандартными, со своими «фишками». Например, работа с «Липецккомбанком» стала для нашей совсем еще маленькой тогда компании первым жестким вызовом по срокам: за год с небольшим мы написали систему дилинга, переписали АБС и за четыре месяца, к январю 1998 года, провели срочную смену плана счетов бухгалтерского учета. Одним из самых серьезных и интересных наших проектов стало участие в разработке и внедрении «Главной бухгалтерской книги» в «Газпромбанке» в 2008 году. Проект осуществлялся в рамках масштабной программы модернизации информационной структуры банка. Эта система и сегодня исправно обеспечивает централизованное ведение всех видов учета в многофилиальной системе «Газпромбанка», а кроме того, помогает гибко и оперативно реагировать на изменение регуляторных правил. В том же 2008 году с нашим участием был разработан и выведен на рынок ряд антикризисных финансовых инструментов Банка России, в том числе кредиты без обеспечения, причем сделано это было буквально за считанные недели в острой фазе финансового кризиса. Через месяц программа перешла в фазу регламентного функционирования. Все эти проекты были реализованы качественно и сданы в срок, пусть даже самый жесткий, наши заказчики были довольны. На мой взгляд, это яркие примеры того, что для корпораций может и должен делать надежный и долгосрочный ИТ-партнер. «Б.О»: Как за 20 лет изменился банковский рынок, потребности заказчиков и требования к ИТ-подрядчикам? В. Рахтеенко: Отрасль изменилась до неузнаваемости. Современные банки с харизмой, которые хотят отличаться от коллег по рынку, имеют свои инновационные подразделения, четко отделенные от эксплуатации, они понимают ценность работы бизнес-технологов, используют современные методологии, открыты для различных форм кооперации с внешним ресурсом. 20 лет назад рынок еще не обладал ни проектной, ни технологической зрелостью: технологии употреблялись не всегда к месту, а проект с документацией был большой редкостью. Заказчики еще не знали возможностей и ограничений ИТ, а среди программистов было много ярких индивидуальностей, но никакого порядка, выстроенных процессов и нормальной коллективной работы. Постепенно айтишники развивались и набирались опыта, в банках выделился фокус управления ИТ, и теперь такие требования стали гигиеническими. Сегодня наиболее продвинутые клиенты требуют от ИТ-партнеров умения работать с архитектурой предприятия исходя из бизнес-целей компании, навыков совместного проектирования, способности преодолевать внутреннюю дезинтегрированность корпорации — то есть сегодня заказчики требуют от нас экспертизы и компетенций абсолютно другого уровня. «Б.О»: Какие задачи и проблемы сегодня являются приоритетными для банковского сообщества? На какие ИТ-проекты банки сегодня готовы выделять бюджеты? В. Рахтеенко: Сегодня в банковской и других отраслях наблюдается активное развитие клиентских сервисов (как в корпоративном, так и в розничном сегментах), омниканальности и персонализации. Поэтому в банковской сфере будут востребованы технологии, позволяющие обеспечить качественную аналитику клиентских данных, управление рисками, максимальный комфорт клиента при взаимодействии с банком, — BI, Big Data, мобильные и облачные технологии, кросс-платформенность и т. д. В ряде этих направлений уже есть перспективные технологии, но еще нет обширной рыночной практики их применения, а значит, именно на этом поле в ближайшие годы банки могут вести конкурентные бои. Для нас это означает неизбежный переход к развитию фронтовых решений. Кроме того, даже в крупных консервативных банках отчетливо прослеживается всплеск интереса к внедрению гибких проектных методологий и архитектурных подходов, позволяющих меняться с нужной скоростью и оперативно выводить на рынок новые продукты, — Continuous Delivery, Web-scale IT и т. д. Мы также постоянно развиваемся в этом направлении и максимально гибко подходим к выбору проектных технологий, удобных для заказчика и соответствующих целям проекта. «Б.О»: Кого вы считаете своим основным конкурентом? В. Рахтеенко: По генезису мы не продуктовая, а проектировочная компания, однако мы ищем компромиссы между двумя этими бизнес-моделями и стремимся к созданию малотиражных ИТ-решений, которые аккумулируют передовые отраслевые практики и в то же время могут быть глубоко кастомизированы под специфику конкретной компании. Своими коллегами по рынку мы могли бы назвать очень разные компании — от финтех-стартапов, уже захватывающих отдельные отраслевые сегменты, до крупных консалтинговых компаний и выделенных центров корпоративного развития, таких как «Альфа-Лаб». В то же время наше преимущество заключается в том, что мы берем на себя ответственность за весь цикл проведения изменений — от бизнес-концепции до ее воплощения в ИТ-материале с промышленным качеством. |
||