Персональные инструменты
 

Взаиморасчеты в ЖКХ: кто виноват и что делать?

Материал из CustisWiki

Версия от 18:19, 18 апреля 2012; AlexandraVelyaninova (обсуждение)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск

В журнале «Коммунальный комплекс России» (№3/2012) опубликована статья «Взаиморасчеты в ЖКХ: кто виноват и что делать?» ведущего аналитика нашей компании Татьяны Лисиной. Татьяна рассматривает проблемы взаиморасчетов в ЖКХ и предлагает пути их решения. Работа управляющих компаний вызывает много нареканий по поводу злоупотреблений, хищений и бесконтрольности их деятельности. Выходом из сложившейся ситуации является развитие единых расчетных центров, оснащенных современными биллинговыми системами.

С самого начала предвыборного 2011 года и до сих пор одно за другим появляются в СМИ сообщения о совещаниях, коллегиях, выездных заседаниях с участием самых высокопоставленных лиц. Лейтмотив всех выступлений примерно такой: «…Злоупотребления и хищения в сфере ЖКХ приобрели характер эпидемии» (Д. А. Медведев, выступление на заседании коллегии МВД России, 10 февраля 2012 года). Слово «эпидемия» можно расценить только как признание, что дела идут все хуже. Необходимо срочно разыскать злоумышленников.

А далеко ходить не надо. Еще в октябре 2011 года министр регионального развития Виктор Басаргин назначил виноватых в привычном развале жилищно-коммунального хозяйства: «Прежде всего, необходимо из процесса расчетов убрать посредников. В первую очередь это как раз управляющие компании, которые прокручивают деньги жильцов. Для некоторых компаний это вообще основной источник доходов. Второе — расчетно-кассовые центры. Сегодня руководитель РКЦ субъективно решает, кому платить, а кому — нет. И это благодатная почва для злоупотреблений». И вот уходящий Президент грозно требует от полиции активного пресечения злоупотреблений, а губернаторам поручает следить за расходами управляющих компаний.

Странная рыночная экономика у нас получается. Управляющие компании, которые появились после принятия Жилищного кодекса, — коммерческие организации, на каком основании будет раскрыта структура их расходов?

Поймите правильно — иллюзий о качестве управляющих компаний, созданных на основе спешно приватизированных городских жилищных контор, не было ни у кого. Смена названия и даже организационно-правовой формы никак не повлияла на качество их услуг. Для качественного изменения управляющих компаний, превращения их в ответственных субъектов рыночной экономики не было главного условия — заинтересованности в этом самих управляющих компаний. И не могло быть. Ведь акционирование жилищных компаний фактически повлекло за собой полную отмену контроля за их деятельностью. Естественным следствием этого стало безудержное стремление управляющих компаний к достижению максимальной выгоды без учета интересов других сторон.

По Жилищному кодексу управление многоквартирными домами включает взаимодействие с поставщиками ресурсов, выставление счетов населению с учетом недопоставок, обеспечение сбора и перечисление поставщикам оплаты, работы по содержанию жилого фонда и внутридомовых коммуникаций, а также капитальный ремонт домов. Отсутствие контроля приводит к проблемам для жителей и поставщиков ресурсов буквально на каждом шагу (см. табл. 1).

Таблица 1

Недостатки в работе управляющих компаний и вызванные ими проблемы для потребителей ЖКУ и поставщиков ресурсов

Проблемное поведение управляющей компании Следствие для граждан Следствие для поставщиков
УК не ведет расчета квитанций Неудобство оплаты по абонентским книжкам/расчетным листкам поставщиков, необходимость сверки начислений с поставщиками Уменьшение сборов
УК не ведет учета аварий, недопоставок Переплата, необходимость сверки начислений в аварийные периоды Уменьшение сборов, перерасчеты задним числом
УК задерживает перечисление оплаты поставщикам Отключения Отсутствие оборотных средств, в том числе для оплаты налогов по начислению
УК не оплачивает задолженность перед поставщиком Отключения, повторное взимание оплаты при банкротстве УК, судебные издержки Отсутствие оборотных средств, в том числе для оплаты налогов по начислению, судебные издержки
УК выполняет не все работы (объемы, состав) Переплата, ухудшение состояния дома
УК использует платежи на капитальный ремонт не по назначению Не накапливаются средства для капитального ремонта, ухудшение состояния дома, повторная оплата ремонта
УК не ведет учета по домовым счетчикам Переплата Уменьшение сборов
УК оплачивает завышенные объемы работ/услуг Переплата, ухудшение состояния дома
УК не отчитывается перед муниципальными властями Бесконтрольность УК, ухудшение состояния дома

По сообщениям СМИ, приведенные в таблице сценарии реализуются в полной мере, а результатами деятельности управляющих компаний недовольны буквально все. Долги перед поставщиками растут, качество услуг УК плохое, тарифы и нормативы потребления завышены, качество капитального ремонта не выдерживает критики. И это несмотря на то, что в результате монетизации льгот и роста тарифов жильцы стали платить больше. Граждане жалуются на принуждение к подписанию договоров и невозможность контролировать УК, на чехарду с умышленными банкротствами управляющих компаний и многое другое — проблемы разнообразны, как сама жизнь.

Как исправить ситуацию?

На заседании президиума Госсовета «О мерах по повышению качества предоставления ЖКУ населению», которое Президент РФ провел в Нарьян-Маре 4 октября 2011 года, исправлять ситуацию предложено комплексом мер, самые важные из которых следующие:

  • дополнить Жилищный кодекс правилами проведения конкурса по выбору управляющей компании и проверки УК и порядком ее отстранения от работы;
  • принять стандарт управления многоквартирным домом;
  • установить административную ответственность за непредоставление информации в сфере управления многоквартирными домами;
  • установить единые правила тарифообразования на коммунальные услуги;
  • ввести специальные счета по взаиморасчетам за ЖКУ;
  • создать полномочный центр ответственности за «расщепление платежей».

Меры давно назревшие и понятные. Отметим, однако, что в списке не упоминается о завышенных нормативах расходов, что влияет на сумму к оплате так же, как и завышенные тарифы.

Несколько слов о специальных банковских счетах, которые поставщики и платежные агенты должны будут использовать при взаиморасчетах после вступления в действие приказа Минрегиона № 454 от 19 сентября 2011 года. Предполагается, что по таким счетам можно будет проводить только операции зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списания денежных средств на банковские счета.

Практика ведения отдельного счета с нулевым остатком на конец дня известна много лет. Управляющие компании заводили такой счет, чтобы избежать обвинений налоговых органов в использовании чужих средств. Однако особый режим счета никогда не препятствовал выведению денег на счета компаний-однодневок.

В целом из всего комплекса мер вызывает сомнение лишь последний пункт. Дело в том, что в перечислении платежей поставщикам есть, как минимум, два участника: управляющая компания и банк. Управляющую компанию надо контролировать. Банк не может проверить сумму платежа, поскольку не имеет информации о расходе ресурсов и не ведет сальдо расчетов. Упомянутый полномочный центр ответственности должен фактически проводить ежемесячный квалифицированный аудит хозяйственной деятельности управляющей компании, все иное будет просто имитацией контроля.

Стоит ли изобретать новые способы контроля управляющих компаний, когда можно отдать эту функцию поставщику — самой заинтересованной стороне. Нужно только обеспечить ему доступ к данным о начислениях и ежедневных сборах платежей именно по его услугам. С этим прекрасно справляются единые расчетные центры (ЕРЦ), оснащенные современными биллинговыми системами. И подобные ЕРЦ уже более десяти лет ведут расчеты и сборы оплаты во многих крупных городах России. Опытные руководители регионов в первую очередь рассчитывают на них.

Действительно, с учетом последних изменений нормативной базы к деятельности управляющей компании предъявляются следующие требования:

  • начисление оплаты за ресурсы и услуги с учетом и без учета счетчиков (индивидуальных, общедомовых);
  • расчет пени;
  • перерасчет при отсутствии жильцов, в случае недопоставки, аварии;
  • ведение сальдо расчетов с жильцами и поставщиками по каждой услуге;
  • расщепление платежей по начислению;
  • перечисление оплаты и пени «без посредников»;
  • предоставление информации о расходе в квартире и во всем доме;
  • предоставление информации о причинах перерасчетов;
  • объяснение суммы начислений, сальдо расчетов;
  • предоставление справочной информации о тарифах, нормативах расхода, банковских реквизитах каждого поставщика ресурсов.

Требования непростые, не каждой управляющей компании по силам. Будем дожидаться, когда крупные управляющие компании, получившие кредиты и преференции от государства, вытеснят мелкие и средние? Станет ли лучше ситуация в ЖКХ, если вдобавок к монополистам — поставщикам электричества, воды и тепла горожане получат монополиста — управляющую компанию?

Решение есть: ЕРЦ

Повторимся, другое решение есть и состоит оно в привлечении единого расчетного центра. ЕРЦ, использующий современную биллинговую систему, обеспечивает полный спектр расчетно-информационных и платежных услуг в рамках действующего законодательства:

  • расчет по любой тарифной сетке, в том числе по дифференцированным и прогрессивным тарифам;
  • начисление оплаты по каждой услуге каждого поставщика с учетом недопоставок, перерасчетов и пени;
  • прием платежей по отдельной услуге в той сумме, которую укажет плательщик, в том числе с недостатком и авансом;
  • перечисление платежей на расчетный счет поставщика услуги или на счет управляющей компании (выбор распределения платежа по группам услуг, по услугам для одного поставщика, по всем услугам квитанции);
  • работу с любой платежной системой без ограничения количества пунктов оплаты (наличный расчет в кассу УК, банковский платеж УК, банковский платеж поставщику, платежные терминалы) с ежедневным отчетом о сборах;
  • ведение сальдо расчетов с жильцами и подготовку отчетов по начислениям и платежам для поставщиков и управляющей компании;
  • ведение сальдо расчетов с поставщиками и предоставление онлайн информации о сборах в пользу поставщика на ежедневной основе;
  • сохранение данных о взаиморасчетах при смене управляющей компании, поставщиков ресурсов;
  • подготовку данных для муниципалитета о поставщиках и управляющих компаниях, об аварийности ЖКХ, об эффекте энергосбережения (расходе ресурсов по домам) и т. д.;
  • безопасность хранения информации и быстродействие на любом объеме данных;
  • подготовку данных для ведения претензионно-исковой работы для управляющих компаний и поставщиков и многое другое.

Огромное преимущество ЕРЦ состоит в том, что качественные информационно-расчетные услуги становятся доступными для малых и средних управляющих компаний, а значит, и для граждан, которых они обслуживают.

Такой выход из сложившейся в ЖКХ негативной ситуации по взаиморасчетам, как оказывается, одобряют чиновники самого высокого уровня. Например, губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Федоров заявил: «Поддерживаю предложение по созданию региональных расчётно-кассовых центров по сбору платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги. Это позволит снять конфликт между управляющими организациями и энергетическими предприятиями, а также повысить уровень доверия населения».

Дополнительные преимущества получает при этом и муниципалитет. В базе данных ЕРЦ объединяются и структурируются данные по всему городу и даже региону. За их правильностью и актуальностью следит само население, заинтересованное в корректном начислении оплаты, в учете аварий и других недопоставок, в достоверности сведений о показаниях счетчиков, о работах и услугах управляющих компаний. Расчетный центр с современной биллинговой системой является для органов муниципальной власти надежным и удобным источником достоверной и актуальной информации о происходящих в ЖКХ процессах. Эта информация может не только использоваться в работе исполнительной власти, но и обеспечивать наполнение муниципальных интернет-порталов, стимулируя взаимодействие с широкой общественностью в режиме онлайн. Обратная связь с населением, как известно, повышает качество управленческих решений, что положительно сказывается на рейтинге доверия исполнительной власти и ее поддержке гражданами.


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Взаиморасчеты в ЖКХ: кто виноват и что делать?»