|
Персональные инструменты |
![]() |
||
|
![]() |
![]() В настоящий момент принципиально меняется концепция организации совместной работыМатериал из CustisWikiЭто снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений. Алексей Фролов, руководитель проекта, ООО «Заказные ИнформСистемы».
Как следствие, меняются требования к характеру автоматизации. Ранее в госорганах в основном инвестировали в информационную инфраструктуру — закупали современную компьютерную технику, прокладывали сети, осваивали электронную почту. Теперь настало время сосредоточится на предоставлении информационных сервисов как внутри организации, так и для внешних пользователей.
Построить систему, которая будет отвечать всем этим требованиям, мягко говоря, непросто. Идеальных решений, как известно, не бывает. Но при взвешенном подходе можно найти разумный компромисс — некое оптимальное сочетание характеристик и возможностей. Одним из таких взвешенных подходов к одновременному решению целого ряда задач является построение внутреннего портала масштаба организации. В настоящее время, рассматривая то или иное решение, организации руководствуются следующими базовыми соображениями.
Одним из основных условий успешного внедрения в масштабе всей организации является грамотное выстраивание этапности. Если этот вопрос изначально не очень хорошо проработан, то в начале внедрения новые информационные системы могут заметно снизить эффективность организации, и только после трудного переходного периода их использование даст хорошие результаты. Еще одна сложность — решение не должно вносить больших «возмущений» в отлаженный механизм государственной организации. Это непростая задача, но наш опыт показывает, что при внедрении портальных решений стабильность обеспечить проще, чем при внедрении специальных приложений.
Поэтому в настоящий момент принципиально меняется концепция организации совместной работы. На первый план выходят не отдельные средства, поддерживающие выделенные процессы, а комплексные решения, позволяющие создавать виртуальные рабочие пространства для совместной работы. Эти рабочие пространства оптимизированы под те конкретные задачи, которыми занимается данная рабочая группа или подразделение.
Прежде всего, мы обратили внимание на то обстоятельство, что Microsoft SharePoint позволяет максимально использовать существующую информационную инфраструктуру. Кроме того, имеются широкие возможности интеграции с другими системами. Технология SharePoint отвечает такому критерию, как простота использования и минимальные затраты на обучение конечных пользователей. Большая часть взаимодействия с системой осуществляется непосредственно из приложений Microsoft Office, которым неплохо владеют большинство офисных служащих. При этом в SharePoint есть развитые возможности разграничения прав доступа и аудита действий пользователя, чего практически нельзя было встретить ранее в «стихийной» модели использования офисных приложений Microsoft. Немаловажным преимуществом в нынешних условиях оказываются и сжатые сроки внедрения. Чтобы проиллюстрировать нашу оценку преимуществ Microsoft SharePoint, достаточно сказать, что прежде, чем начать предлагать это решение клиентам, мы внедрили его у себя в компании.
Особо следует отметить, что непосредственно в самом портальном продукте Microsoft Sharepoint Server 2007 появились развитые встроенные средства для построения решения масштаба организации, как говорится «прямо из коробки». Это средства интеграции со сторонними системами, средства построения бизнес-отчетности, средства создания приложений для работы с электронными формами, средства построения системы поиска масштаба предприятия. В сравнении с конкурентами некоторый выигрыш дает распространенность продуктов Microsoft на российском рынке и наличие специалистов соответствующего профиля на рынке труда, а так же простота развертывания и сравнительно низкие аппаратные требования при развертывании решения масштаба организации.
В департаменте работает несколько десятков сотрудников. А используют информацию в своей повседневной деятельности несколько тысяч сотрудников различных департаментов Банка России. За время существования данного департамента были накоплены значительные объемы информации. Данные продолжают поступать ежемесячно, еженедельно, ежедневно, ежечасно. До начала проекта по созданию портала у заказчика существовала развитая информационная среда, состоящая из интранет-сайтов, сетевых папок и приложений. Однако с увеличением объемов информации и количества ее источников появился ряд проблем. Стало труднее пользоваться информацией, остро встал вопрос: «Что у нас есть и где это лежит?». Публиковать и каталогизировать большие объемы информации вручную стало очень трудно. Управлять правами доступа и персонализацией можно было только при плотном взаимодействии с сотрудниками IT департамента, что отнимало слишком много времени. Мы проанализировали ситуацию и предложили создать портал на базе Microsoft SharePoint Portal Server 2003. Ключевым фактором было то, что предложенное решение носит интеграционный характер. Оно не заменяет существующие системы, а наоборот, опирается на них и объединяет существующие источники информации. Портал предоставляет пользователям единую точку входа в информационное пространство. В результате реализации проекта упростились процедуры поиска, навигации и публикации информации. Удалось обеспечить более надежное и гибкое управление правами доступа и персонализацией. Автоматизация процедуры загрузки позволила работать с большим числом источников. Существенно сократилось время на поиск информации. Сотрудники департамента и пользователи информации получили мощные средства для совместной работы. К интересным особенностям проекта можно отнести то обстоятельство, что информационная среда заказчика была очень развита изначально. Можно сказать, что это в чистом виде интеграционный проект — портальные технологии вывели уже довольно сложную IT-инфраструктуру на качественно новый уровень.
Так вышло, что в части портальных решений мы имели возможность поработать с технологиями большинства крупных производителей. Это и Microsoft, и Oracle, и IBM. Экспертиза в таком широком диапазоне позволяет оказать действительно квалифицированную помощь в выборе решения. Естественно, мы оказываем заказчику полный спектр ИТ-услуг: помимо НИР и консалтинга мы выполняем также проекты внедрения, адаптации и сопровождения решений. Что касается сопровождения, то в работе с госорганами мы придерживаемся индивидуального подхода. С заказчиком работают выделенные специалисты. Это позволяет обеспечить VIP-сервис. Причем сопровождение часто соединяется с дальнейшим развитием решения.
На сегодняшний день количество серьезных игроков в данной нише не очень велико, и это, как правило, крупные компании, имеющие большой штат специалистов. Однако в ближайшие несколько лет на этот перспективный рынок попытаются выйти компании средних размеров. Это связано, прежде всего, с тем, что портальные решения стали дешевле и проще в реализации, а так же с тем, что будет расти их востребованность. Конкуренция в данном сегменте будет возрастать не только между проектными командами, но и между вендорами базового портального программного обеспечения. Правда, особый акцент будет делаться уже не на собственно инструментах или платформах, а на качестве услуг непосредственного исполнителя. От подрядчика будет все чаще требоваться быстрота реакции на новые требования, готовность обеспечить информационно-технологическую поддержку новых задач. То есть наличие высокой технической квалификации будет чем-то само собой разумеющимся, а конкуренция, по большому счету, будет происходить на уровне качества сервиса. При этом государственный заказчик будет постоянно сталкиваться с ситуацией, когда чем больше масштабы проекта, тем труднее ему получить качественный сервис. Поэтому в среднесрочной перспективе возможно и некоторое разочарование в возможностях IT. Потребуется время, чтобы руководители научились соразмерять масштабы проектов с возможностями конкретной технологии, уровнем исполнителей и квалификацией своих внутренних команд. Ссылки
Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion». |
![]() |
![]() |
![]() |