Персональные инструменты
 

Автоматизация банковской отчетности: каждому свое приложение

Материал из CustisWiki

Версия от 13:38, 17 августа 2011; Пресс-служба (обсуждение | вклад) (Новая страница: «;Елена Старынина: руководитель проектов, аналитик на...»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Елена Старынина
руководитель проектов, аналитик направления «Финансовые институты» CUSTIS

Национальный банковский журнал, № 8, август 2011. http://www.nbj.ru/publs/upgrade-modernizatsija-i-razvitie/2011/08/09/avtomatizatsija-bankovskoi-otchetnosti-kazhdomu-svoe-prilozhenie/index.html

Можно ждать или не ждать изменений, но они все равно произойдут. Изменения в бизнесе и отчетности банков динамичны и происходят с некоторой периодичностью. Каждый специалист по отчетности знает, что изменение требований к формированию отчетов неизбежно, ведь меняются и условия бизнеса, и правила, устанавливаемые ЦБ РФ.

СЛОЖНОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ОТЧЕТНОСТИ

Требования бизнеса и ЦБ к отчетности зачастую меняются быстрее, чем успевают вноситься правки в ИТ-системы. В этом случае автоматизация формирования отчетов становится условной, поскольку в них постоянно вносятся ручные правки. В большинстве современных банков используется сразу несколько приложений, и их тем больше, чем разнообразнее бизнес у банка. Это делает очень важной интеграцию существующих приложений и значительно усложняет процесс внесения изменений: правка любого отчета вызывает цепь изменений во всех приложениях банка.

Одновременно возникает задача распределения многочисленных и разнообразных функций банка между этими приложениями. Наиболее распространенный подход — деление по бизнес-областям, то есть отдельные системы обрабатывают сделки в выделенных бизнес-областях целиком — от инициации процесса до получения отчетности по всем необходимым формам (ЦБ РФ, МСФО, ФСФР, внутрибанковская, управленческая).

Но этот подход имеет существенные недостатки. Во-первых, у разных банковских специалистов свои специфические задачи и, соответственно, различные требования к приложениям. Например, специалистам фронт-офиса необходима система, обеспечивающая быстрое и качественное обслуживание клиентов, для них очень важны такие показатели, как скорость взаимодействия фронт-офисов с основным офисом, скорость первичной приемки-оформления документов по сделке, скорость проведения сделки по аналитическим и бухгалтерским счетам. А специалистам по отчетности нужна система, способная тщательно обработать и сгруппировать данные и составить правильный отчет. Поскольку требования различных специалистов противоречивы, в случае единой системы ни те, ни другие не получат необходимого функционала в полном объеме.

Во-вторых, отчетные формы зачастую включают данные и показатели различных бизнес-областей, то есть для формирования таких отчетов необходимо обращаться к нескольким приложениям.

Автоматизация отчетности Рис.1.

НАШ РЕАЛИЗОВАННЫЙ ПОДХОД

Прежде всего, при автоматизации формирования отчетности банка необходимо учитывать существующий ИТ-ландшафт, поскольку полная перестройка всех систем банка — сложная, если не сказать неподъемная, задача, связанная с риском остановки работы банка. Потому процесс автоматизации очень специфичен в каждом конкретном случае.

Мы исходим из того, что приложение максимально эффективно, когда оно нацелено на узкую область и удовлетворяет потребности конкретной группы специалистов. Поэтому мы разделяем отчетную и фронт-офисную системы и выделяем компонент отчетности, который располагается за Главной бухгалтерской книгой. Такое разделение позволяет избежать конфликта интересов различных бизнес-подразделений банка, у которых разные объекты (клиенты и отчетность), задачи и требования к системам. В сложном интегрированном многокомпонентном ИТ-ландшафте банка Главная бухгалтерская книга является одной из основ формирования отчетности. Она консервативна и минималистична, то есть содержит данные, необходимые для формирования оперативной отчетности (балансовой и оборотно-сальдовой ведомостей), и основные данные, используемые для остальных видов отчетности, — остатки и обороты на балансовых и аналитических счетах, проводки.

Компоненту отчетности, напротив, не свойственны простота и консервативность. В целях формирования отчетности различных видов он реализует сложные механизмы классификации и обогащения данных, получаемых из различных компонентов ИТ-системы. Он может как выпускать отчеты, так и служить источником данных для формирования специфических отчетов другими компонентами. Обогащение данных в компоненте отчетности позволяет не загружать фронт-офисные системы нецелевой информацией, а вводить только данные, необходимые для их работы. Дополнительная классификация позволяет проводить сложную агрегацию данных и обеспечивает гибкие механизмы отчетности. Классификации могут подвергаться различные типы объектов, при этом можно выстроить древовидную сложноподчиненную структуру классификаторов для отчетности.

Автоматизация отчетности Рис.2.

Существуя самостоятельно, компонент отчетности использует данные — проводки, остатки и обороты по лицевым и балансовым счетам, сведения о договорах и клиентах, хранящиеся в Главной книге. Они представляют большой массив информации, передача которого в компонент отчетности в полном объеме влияет на производительность. Обращаясь непосредственно к метаданным Главной бухгалтерской книги, компонент отчетности позволяет проводить дополнительную классификацию и обогащение данных. Еще большую гибкость компонент отчетности приобретает благодаря возможности настройки групп отчетов, отдельных отчетов и их полей, а также иерархии классификаторов, являющихся основой формирования отчетов.

Компонент отчетности позволяет быстро вносить изменения в принципы формирования отчетности, будь то добавление агрегированных данных в отчеты, правка состава данных, включаемых в отчетные формы, или создание новой версии отчета, формируемой по отличным принципам. Компонент отчетности также дает возможность вносить массовые историчные правки в большие объемы данных, что особенно важно для неоперативных отчетов, в которых ввод первичных данных, формирование и проверка отчетной формы сильно разнесены во времени.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ

Таким образом, наш подход предполагает, что в ИТ-ландшафте банка самостоятельно функционируют:

  • фронт-офисные системы, ведущие сделки с достаточной для их деятельности подробностью;
  • Главная бухгалтерская книга, в которую все приложения выгружают бухгалтерскую информацию, необходимую для формирования оперативной отчетности;
  • компонент отчетности, который использует данные Главной книги и реализует сложные механизмы классификации и обогащения данных для формирования отчетности всех необходимых видов.

Это позволяет избежать конфликта интересов специалистов фронт-офиса и специалистов по отчетности, а также делает ненужным ввод нецелевой информации во фронт-офисные системы.

Выделение компонента отчетности за Главной бухгалтерской книгой способно упростить использование банками западных ИТ-систем, поскольку отчетность, соответствующую всем требованиям российского законодательства (с чем зачастую в импортных продуктах возникают проблемы), можно формировать и настраивать в отдельном компоненте.


Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации.