Аналитика московского образования
Категория:Квитко Никита (Статьи) и соавторы
«Аналитика московского образования»[1]
В июле 2009 г. компании «Заказные ИнформСистемы» (CustIS) и «Электронная школа» завершили совместный проект по разработке и пилотному внедрению автоматизированной информационной системы (АИС) «Аналитика образования» в Информационно-аналитическом центре (ИАЦ) Департамента образования г. Москвы.
Заказчиком выступила «Электронная школа» — системный интегратор, специализирующийся на решениях в сфере образования, а разработчиком программного обеспечения — «Заказные ИнформСистемы».
Предпосылки и цели проекта
Система образования г. Москвы насчитывает почти четыре тысячи образовательных учреждений. Задача сбора и анализа информации об их деятельности возложена на Информационно-аналитический центр и ИТ-центры окружных управлений образования.
От образовательных учреждений поступает как первичная (в том числе персонифицированная), так и агрегированная информация об учениках, кадрах, материально-техническом обеспечении и др. Данные собираются и накапливаются в хранилищах, располагающихся на технологической площадке ИАЦ. Эти данные нуждаются в специальной обработке для представления в виде сводных аналитических отчетов специалистам городской системы образования.
Основная сложность получения сводной отчетности заключается в высокой динамике требований, предъявляемых к ней со стороны потребителей. В такой ситуации отчетные формы, реализуемые в системах-хранилищах данных, быстро устаревают и перестают удовлетворять запросы конечных пользователей. Схема работы, при которой формирование большей части отчетности вынуждены были выполнять технические специалисты ИАЦ и окружных ИТ-центров путем прямых выборок из соответствующих информационных хранилищ, приводила к их высокой непрофильной загрузке и не обеспечивала оперативного получения аналитической информации ее конечными пользователями.
Цель создания АИС «Аналитика образования» формулировалась так: создать инструмент категории BI (Business Intelligence), который обеспечит возможность самостоятельного и оперативного получения сводной аналитической информации непосредственно ее потребителями — специалистами служб Департамента и окружных управлений образования г. Москвы.
Этапы проекта
Для проведения предпроектного обследования была создана рабочая группа из специалистов «Электронной школы», ИАЦ и «Заказных ИнформСистем». По результатам ее работы были определены следующие актуальные задачи:
- создать единую витрину аналитических данных для ключевых сотрудников системы образования, позволяющую с минимальными усилиями получать сведения, консолидированные из различных источников;
- предоставить пользователям общие механизмы работы с такими источниками, а также обеспечить сопоставление поступающей из них однотипной информации;
- обеспечить возможность сопоставления значений различного рода показателей в одних и тех же разрезах ;
- отслеживать динамику изменений и обеспечивать хранение и работу с аналитическими данными в разрезах «даты» или «периода актуальности данных»;
- реализовать возможность изменения состава данных, получаемых из уже существующих источников, а также подключение новых источников без участия поставщика решения.
В ходе предпроектного обследования, занявшего около месяца, была разработана концепция аналитической системы, включающей:
- хранилище агрегированных данных (модуль Data WareHouse, накапливающий сводные данные в виде OLAP-кубов);
- настраиваемую подсистему загрузки и преобразования данных из систем-источников;
- гибкие инструменты для выполнения запросов и построения отчетов;
- мастер, позволяющий модифицировать и развивать структуру обрабатываемых данных без участия разработчика решения.
Для разработки АИС компанией «Заказные ИнформСистемы» были применены собственная технологическая платформа CustIS Universal .Net и тонкий клиент CustIS Forms. Высокую надежность хранения и скорость обработки данных обеспечивает промышленная СУБД Oracle.
В результате выполнения проекта в течение четырех месяцев был создан BI-инструмент, решающий задачи агрегации данных из различных источников (в виде показателей с произвольным количеством аналитических разрезов) и построения произвольных аналитических отчетов и диаграмм на основе собранных и хранимых в системе агрегатов.
Даже очень сложные и объемные отчеты в АИС «Аналитика образования» формируются за время, не превышающее нескольких секунд, что позволяет реально применять систему в процессе оперативного принятия решений.
В настоящее время в системе описано более 30 ключевых показателей по следующим областям знаний:
- контингент (учащиеся образовательных учреждений);
- кадры образовательных учреждений;
- материально-техническое обеспечение образовательных учреждений;
- педагогическая нагрузка сотрудников.
Каждый показатель имеет 10—20 аналитических разрезов, что дает специалисту соответствующее количество степеней свободы по выборке и представлению аналитической информации.
Оригинальный конструктор композитных отчетов позволяет легко делать «склейку» из произвольного числа простых отчетов. Параметры построения отчетных форм хранятся в АИС, поэтому простые и сложные отчеты, созданные квалифицированным аналитиком, могут использоваться другими пользователями.
Сегодня сотрудниками ИАЦ и «Электронной школы» самостоятельно проводится работа по подключению к АИС «Аналитика образования» новых систем — источников данных.
Руководитель проекта со стороны «Электронной школы» Павел Бобровников так охарактеризовал выполненную работу: «Создан удобный, эффективный инструмент, позволяющий в оперативном режиме решать вопросы формирования аналитической отчетности по запросу пользователей Департамента образования и окружных управлений».
.- ↑ Опубликовано в PCWeek, http://www.pcweek.ru/themes/detail.php?ID=120685
Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Аналитика московского образования»
Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».