Персональные инструменты
 

Взаимоотношения заказчика и исполнителя на проекте (Дмитрий Завалишин, ADD-2011) — различия между версиями

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
м (Примечания и отзывы)
 
м (Примечания и отзывы)
Строка 35: Строка 35:
 
Дмитрий Завалишин делился со сцены своим опытом работы с заказчиками. Опыт бесценный, но не знаю насколько он применим без собственного выстраданного опыта. То о чем говорил Дмитрий - анализ требований заказчика, который не всегда точно знает чего он хочет и способность понять что ему нужно и убедить в этом - это же требует мощной интуиции и опыта работы с людьми. А такая интуиция появляется только с собственным опытом. В любом случае доклад был мегаинтересный и Дмитрия всегда интересно слушать, будь это доклад про Фантом ОС (отдельный респект!) или рассказ о собственном жизненном опыте.
 
Дмитрий Завалишин делился со сцены своим опытом работы с заказчиками. Опыт бесценный, но не знаю насколько он применим без собственного выстраданного опыта. То о чем говорил Дмитрий - анализ требований заказчика, который не всегда точно знает чего он хочет и способность понять что ему нужно и убедить в этом - это же требует мощной интуиции и опыта работы с людьми. А такая интуиция появляется только с собственным опытом. В любом случае доклад был мегаинтересный и Дмитрия всегда интересно слушать, будь это доклад про Фантом ОС (отдельный респект!) или рассказ о собственном жизненном опыте.
 
[http://yggdraa.livejournal.com/2009.html ©]</blockquote>
 
[http://yggdraa.livejournal.com/2009.html ©]</blockquote>
 +
 +
{{include-review|Максим Цепков - отчет об ADD-2011/Взаимоотношения заказчика и исполнителя на проекте}}
  
 
<references/>
 
<references/>

Версия 19:17, 17 мая 2011

Аннотация

Докладчик
Дмитрий Завалишин

В докладе пойдет речь про взаимоотношения заказчика и исполнителя на проекте. Будет проведен анализ рисков и традиционных (на наш взгляд) проблем в отрасли.

Видео


Скачать
http://ftp.linux.kiev.ua/pub/conference/peers/addconf/2011/1a9-interaction-with-customer-zavalishin.avs.avi



Для этого доклада нужен подкаст (аудиозапись)?

  •  Да, многое понятно и без видео части, есть смысл его прослушать.
  •  Нет, аудиозапись бесполезна (не понять без видео или вообще мало смысла в докладе).


Примечания и отзывы

Дмитрий Завалишин рассказал о том, как они это делают в DZ (DigitalZone). Вполне согласен :). Было интересно посмотреть на живого гуру (блог dz.ru был, пожалуй, первым IT-шным блогом, который я начал читать еще в году ~97) и создателя PhantomOS.

©

Дмитрий Завалишин делился со сцены своим опытом работы с заказчиками. Опыт бесценный, но не знаю насколько он применим без собственного выстраданного опыта. То о чем говорил Дмитрий - анализ требований заказчика, который не всегда точно знает чего он хочет и способность понять что ему нужно и убедить в этом - это же требует мощной интуиции и опыта работы с людьми. А такая интуиция появляется только с собственным опытом. В любом случае доклад был мегаинтересный и Дмитрия всегда интересно слушать, будь это доклад про Фантом ОС (отдельный респект!) или рассказ о собственном жизненном опыте.

©

Дмитрий Завалишин на этой конференции рассказывал не про Фантом ОС (которая постепенно развивается, это из разговоров в кулуарах), а про менеджерскую часть своей деятельности. Которая, думаю, весьма успешна — если остается время и силы на Фантом ОС.

Их компания занимается заказной разработкой, и Дмитрий обобщал опыт. Как он сказал, это первый его доклад по такой теме. В целом мои впечатления — это очень сокультурно нам, нашим мыслям. И — мы соразмерны по уровню, что редкость. В докладе был определенный экстремизм, хотя очень мне импонирующий — когда мы делаем не так (что бывает не часто), в меня скребут кошки. Хотя у них компании — несколько другая бизнес-модель, при этом проекты — сопоставимые с нашими, 20-30 человеко-лет. Они делают ставку на точные спецификации, исполняемые разработчиком. Мы так работали примерно лет 6-7 назад, а потом — сменили парадигму, приняв что квалифицированный разработчик сам способен сделать приличную часть постановки, если понимает бизнес-часть, а понимать ее в многолетних проектах он будет.

Дальше я оставляю практически все заметки в исходном виде.

Начало — традиционное, 80 % провалов.

  • Исполнитель не умеет вынимать требования
  • Заказчик не знает, что ему нужно
  • Проект реально сложен и действительно не поддается оценке заранее

Ответ программерский — виноват заказчик.

Заказ по умолчанию — «на сайте должен быть форум». Когда дальше работают аналитики — у него просыпается фантазия, он хочет многое. Только потом — у него нет денег, и вообще это ему не нужно. Они стараются урезать хотелки, направить на важное, решение реальных проблем.

Российский заказчик склонен снимать ответственность. Реально проект — совместная деятельность. Гарантировать от проблем не может никто.

Цели.

  • Счастье клиента
  • В срок
  • В бюджет

Бывают проекты только со счастьем клиента — сам проект провалился, зато дал заказчику альтернативное видение ситуации, с которым он развивается дальше.

Функциональность в списке целей отсутствует — потому как реально это самая гибкая часть. Всегда что-то уходит, что-то приходит, в общем случае не нужно ничего.

Заказчик должен сказать, как он будет на проекте зарабатывать деньги (или как проект сделает его счастливым, это синонимы!). Если уяснив бизнес-задачу поняли, что можно сделать проще — не скрывайте. Надо выйти в бизнес-минимум реализации, на котором можно пробовать.

Если клиент хочет неоправданно сложный проект — отказывайтесь.

Важно — нужны конечные пользователи, стейкхолдеры, а не только директор.

Ситуация: «директор посмотрел и сказал — все переделать» +30 % переработки. И Менеджер не может принять проект. Реально, это проблема Разработчиков — надо на входе понять, кому сдавать.

Но даже если пользователи принимать не будут — они потом будут пользоваться и вас материть — оно вам надо?

Лезьте в бизнес-схемы клиента. Понимайте зачем.

Узнайте бюджет. В России тяжело, вопрос про деньги «не приличный». Ты хочешь узнать, сколько у меня денег и потратить? Да, хочу — все равно проект будет дороже и дольше, и эти деньги мы потратим — так что скажи сразу, мы разумнее спланируем.

Коммуникации

  • единое понимание целей
  • единое понимание рисков
  • единое понимание точности оценки

Если про цели как-то есть, то 2 и 3 — реже.

Желательно

  • знать, что можно урезать
  • знать, что можно перенести попозже
  • иметь представление о приоритетах задач

Пример. Интеграция, задача — положить файл куда надо. Казалось бы, понятно. Выяснилось — у них vpn и по нему нет админа, это настроено когда-то и живет. Они очень долго доносили ситуацию до клиента. Надо донастроить vpn, но некому. Им не дают и понятно почему — люди с улицы будут достраивать безопасность сети.

Пример. Отложить оплату части проекта — на поддержку.

Бумажки

  • Vision одна страница в первые 2 дня. Вехи
  • Требования. В начале, 100 страниц, ревью с клиентом и разработчиком. Эскизы и usecase
  • Тест-план, если требования детальны может отсутствовать
  • План проекта. Реально работает при детализации 2-3 часа на задачу, но полезен даже если в нем 3 строки
  • Деплоймент-диаграмма — чтобы не было сюрпризов на сдаче

Важно. Клиенту требования надо структурировать по бизнес-областям. А программист часто хочет получить кусок на код, а остальное не слишком читать. Я: Это видение у нас было лет 5 назад. Работает и востребовано когда программисты не погружаются в бизнес-область. На их потоке проектов это оправдано.

Инструменты.

  • Трекинг процесса. Два ползунка — сколько съели объема (фич, например) и сколько бюджета.
  • Регулярные релизы, ревью с клиентом, прогоны.
  • Сначала сделать все, потом полировать. Все равно, треть не нужно — зачем его полировать. И нет риска застрять на полировке и не сделать минимального ядра.

Я: Это правильно — делать по фрагментам надо вчерне, а не до совершенства. Но делать, а не прототипы.

Что делать когда клиент не верит. Например, две задачи, он считает, что оно почти одно и то же, а стоимость — разная. У них разработчики в конце недели пишут лог (тайсминг) в свободной форме. Их можно предъявить, и нельзя подделать, это в крупном. А сейчас научились фиксировать время на баги. Это все можно показать клиенту, объяснить и убедить.

Архитектура и компоненты

  • Знакомый инструмент — лучше. Незнакомый инструмент снижает предсказуемость, а это важнее сроков.
  • Готовый код третьей стороны снижает стоимость, но повышает риск — если компонента не знакомая. Объясните это клиенту.
  • Клиенту никогда не нужно именно то. Ему нужно «нечто похожее». Если есть наработки — можно использовать готовое. Использование своего кода — снижает и цену и риск.
  • Интеграция с существующими системами — отдельный проект. Лучше не пытайтесь fixprice.

Больше — не есть лучше. Беда российских разработчиков — сделать больше. Нет, если за те же деньги — не вопрос. Но больше-то не нужно. А иногда и мешает. Плюс усложнили реализацию — усложнили использование. И это может выйти боком. А убить сделанное — только расстраиваться.

После 90 % бюджета получается нормальный продукт. Хороший — будет после еще 90 %. А третьи 90 % позволят сделать блестящим. Поэтому надо сделать вчерне за 30 % времени и бюджета — тогда есть шанс получить блестящее за остатки. Хотя у них не слишком работает.

Очень важно — постанализ по проекту.

  • финансовый — с разбивкой по этапам, кварталам, если можно по задачам
  • архитектурный — оценить принятые архитектурные решения
  • организационный
  • скилловый — чему научились на проекте, надо ли это использовать далее
  • коммуникационный — какие непонимания мешали
  • оценочный — в каких оценках ошиблись и почему, сделать выводы.

Оценка одного «за три дня» — значит за 5-6. А другого — за 2 сделает что нужно, еще день будет развивать и надо остановить. Это можно понять только на опыте постфактум, и надо это делать.

Сравнение с инхаузом. В том числе — коэффициент года. Налоги. Инхауз обычно не считает затраты админов, которые часто закрывают деплоймент. Почитать документацию — тоже реальная работа.

Как выбирают подрядчика.

  • Опыт. Внятность по видам проекта
  • Адекватность. Решение задачи клиента, а не свою
  • Надежность как предсказуемость итогов. Очень важно.
  • Цена. Хотя это в разных проектах по-разному.

Вопрос — фикс или тм. У них в основном фикс. ТМ — мечта, но расслабляет. А еще при ТМ клиент тоже начинает париться на тему, что он действительно хочет.



Призыв к зрителям!

Мы призываем всех зрителей видеозаписей докладов давать хоть какой-нибудь, желательно конструктивный feedback.

Где? — неважно. В блогах, в форумах, в комментах — пофиг, лишь бы можно было найти, например, поиском по блогам, по ключевому слову «ADD-2011» (ну и/или по названию доклада).

Что-то побольше твиттер-вскрика, хотя бы пару абзацев. Да, иногда краткая характеристика бывает достаточной («маркетинговый булшит», «унылый самопиар» — обычно в адрес «спонсорских докладов»), но это очень, очень редко, а так хочется прочитать что-то большее, чем «сижу на XXX, говорят о YYY».

Что писать? Что хорошо, что плохо («плохо» неудачное слово, скажем, «неправильно на ваш взгляд»), как вы поняли то, что рассказано, как это спроецировалось конкретно на вас — все это фантастически важно и полезно:

  • Другим потенциальным зрителям (смотреть/не смотреть, «правильно ли я понял»).
  • И докладчикам:
    • «Правильно ли меня поняли»,
    • «Что я делал правильно, а что улучшить»
    • Даже критический отзыв лучше, чем никакого!
    • Плюс — это мотивация, это награда за немалый труд многие готовятся долго, раскрывают свой опыт, старательно делают слайды, репетируют выступление — и ради чего? двадцать минут театра перед парой десятков зритетелей и все?
  • Организаторам конференций (этой и других) — они внимательно следят за отзывами, и пытаются понять, кого имеет смысл звать («рубит фишку и жжет!»), а к кому отнестись скептически, и если брать, то, например, «прокачать в части выступлений» — мы, например, старались это делать, итеративно рецензировали слайды, рассылали подборку литературы о правильных слайдах и искусстве выступлений.
  • Безотносительно лично докладчиков — важно понять, исчерпала себя тема или для народа еще остаются откровениями то, что для более пресыщенных инфопотоками людей (а организаторы обычно такие) уже выглядит как «аццкий боян». Ну и вообще — что еще интересно, и что было бы интересно услышать-увидеть-пообщаться на тему о…
  • Ну и кстати, мне тоже важно — вообще имел ли смысл весь этот сыр-бор с сьемкой, видеомонтажем и обработкой и публикацией (это, вообще-то дорогая работа, расценки профессионалов в этой области весьма недетские, при том, что до этого уровня монтажа им, как правило очень далеко), или кроме участников конференции эти темы никому не интересны. Может есть какие-то косяки в видео? или предложения как сделать лучше? — связывайтесь со мной, возможно это можно будет исправить (или хотя бы вырезать). Это кстати относится и к докладчикам — если есть какие-то позорные неудачные моменты, или что-то не нравится — это можно убрать.


Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Взаимоотношения заказчика и исполнителя на проекте (Дмитрий Завалишин, ADD-2011)»