Персональные инструменты
 

В настоящий момент принципиально меняется концепция организации совместной работы

Материал из CustisWiki

Версия от 03:00, 9 апреля 2009; BenderBot (обсуждение | вклад) (1 версия)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск

Алексей Фролов, руководитель проекта, ООО «Заказные ИнформСистемы».

«В настоящий момент принципиально меняется концепция организации совместной работы» [1]

О повышении требований к эффективности государственных организаций и значении информационных технологий, жизненно важных областях на которых сосредоточены усилия органов государственной власти в сфере информатизации, характере ожиданий госорганов от разработчиков, сложностях при внедрении ИТ-решений, принципиальных изменениях, произошедших в концепции организации совместной работы в интервью CNews рассказал Алексей Фролов, руководитель проекта компании «Заказные ИнформСистемы».

Как, на ваш взгляд, за последние годы изменились требования, предъявляемые к работе органов государственной власти? Насколько, в связи с этим, возросла роль информационных технологий?

Легко заметить, что за последние годы роль государства в жизни общества выросла. Соответственно, заметно повысились требования к эффективности государственных организаций. Наиболее важные из этих требований те, с поддержкой которых обычно связаны наибольшие трудности — оперативность реакции на внешние события, ответственность за принимаемые решения, способность действовать слаженно и эффективно в условиях избыточных информационных потоков.

Как следствие, меняются требования к характеру автоматизации. Ранее в госорганах в основном инвестировали в информационную инфраструктуру — закупали современную компьютерную технику, прокладывали сети, осваивали электронную почту. Теперь настало время сосредоточится на предоставлении информационных сервисов как внутри организации, так и для внешних пользователей.

В каких направлениях прилагаются основные усилия при решении задач по автоматизации основных процессов деятельности органов государственной власти? Какие задачи, если судить по вашей практике, в первую очередь ставят органы государственной власти перед разработчиками и поставщиками решений? Насколько сложно бывает удовлетворить эти требования? Какие факторы, по вашему мнению, могут быть определяющими при выборе оптимального подхода (решения)?

В основном усилия были сосредоточены на трех жизненно важных областях — это организация совместной работы, выстраивание системы документооборота и автоматизация специфичных рабочих процессов за счет внедрения различных информационных систем. Однако, как показывает практика, в какой бы области ни внедрялось решение, от разработчиков ждут и высокого уровня информационных сервисов, и простоты использования и администрирования, и гибкости, и комплексного подхода, и низкой совокупной стоимости владения, и безопасности доступа к информации, и возможности разграничения прав доступа.

Построить систему, которая будет отвечать всем этим требованиям, мягко говоря, непросто. Идеальных решений, как известно, не бывает. Но при взвешенном подходе можно найти разумный компромисс — некое оптимальное сочетание характеристик и возможностей. Одним из таких взвешенных подходов к одновременному решению целого ряда задач является построение внутреннего портала масштаба организации.

В настоящее время, рассматривая то или иное решение, организации руководствуются следующими базовыми соображениями.

  • Во-первых, они стремятся сохранить инвестиции в существующую информационную инфраструктуру, максимально использовать уже внедренные программные продукты.
  • Во-вторых, для государственных органов особенно важна скорость создания и внедрения решения. Это во многом связано со спецификой бюджетного процесса, но не только.
  • В-третьих, далеко не все организации располагают достаточно большим и квалифицированным штатом для тех. поддержки. Поэтому не последнюю роль при выборе играет простота использования и администрирования.
  • В-четвертых, учитываются возможности адаптации решения к изменениям в деятельности организации как в краткосрочной, так в долгосрочной перспективе. Оно и понятно — политика меняется, а вслед за ней меняются и акценты в работе. Иногда весьма значительно.
  • Ну и наконец, в-пятых, заказчикам хотелось бы реализации комплексного подхода к решению задач, стоящих перед организацией, поскольку есть понимание, что без комплексного подхода получится, скорее всего, какая-нибудь «времянка», которую нельзя будет развивать в дальнейшем.

Каковы основные трудности, если судить по вашей практике, внедрения и сопровождения ИТ-решений для органов государственной власти? Каковы, с вашей точки зрения, пути преодоления этих трудностей?

Значительная часть трудностей при внедрении IT-решений в государственных организациях связана с тем, что внутри этих организаций существуют довольно сложные взаимосвязанные рабочие процессы, в которых задействовано большое количество участников. Мало того, часть процессов формализована, а часть носит неформальный характер и порой не может быть формализована в принципе. Кстати, именно поэтому иногда возникают гипертрофированные требования к гибкости системы.

Одним из основных условий успешного внедрения в масштабе всей организации является грамотное выстраивание этапности. Если этот вопрос изначально не очень хорошо проработан, то в начале внедрения новые информационные системы могут заметно снизить эффективность организации, и только после трудного переходного периода их использование даст хорошие результаты.

Еще одна сложность — решение не должно вносить больших «возмущений» в отлаженный механизм государственной организации. Это непростая задача, но наш опыт показывает, что при внедрении портальных решений стабильность обеспечить проще, чем при внедрении специальных приложений.

В последнее время на первый план выходят ИТ-решения в сфере организации коллективной работы в органах государственной власти. Какие требования сегодня предъявляют органы государственной власти к таким информационным системам и технологическим решениям? Чем они, на ваш взгляд, продиктованы?

Во многих госорганах совместная работа до сих пор координируется только с помощью электронной почты и телефонных звонков. При большом числе участников процесса очень трудно быть уверенным в том, что все оповещены и действуют согласованно. Также практически невозможно быстро получить общую картину состояния дел без коммуникации со всеми участниками процесса.

Поэтому в настоящий момент принципиально меняется концепция организации совместной работы. На первый план выходят не отдельные средства, поддерживающие выделенные процессы, а комплексные решения, позволяющие создавать виртуальные рабочие пространства для совместной работы. Эти рабочие пространства оптимизированы под те конкретные задачи, которыми занимается данная рабочая группа или подразделение.

Какие решения в сфере информатизации органов государственной власти предлагает ваша компания? В чем вы видите ключевые преимущества ваших решений?

Компания «Заказные ИнформСистемы» предлагает комплексные портальные решения на базе технологий Microsoft SharePoint. Ключевые преимущества таких решений достаточно хорошо известны. Они практически по всем пунктам отвечают тем требованиям, о которых мы уже говорили. Поэтому выбор Microsoft SharePoint в качестве платформы для создания портала в масштабе организации был очевиден.

Прежде всего, мы обратили внимание на то обстоятельство, что Microsoft SharePoint позволяет максимально использовать существующую информационную инфраструктуру. Кроме того, имеются широкие возможности интеграции с другими системами.

Технология SharePoint отвечает такому критерию, как простота использования и минимальные затраты на обучение конечных пользователей. Большая часть взаимодействия с системой осуществляется непосредственно из приложений Microsoft Office, которым неплохо владеют большинство офисных служащих. При этом в SharePoint есть развитые возможности разграничения прав доступа и аудита действий пользователя, чего практически нельзя было встретить ранее в «стихийной» модели использования офисных приложений Microsoft.

Немаловажным преимуществом в нынешних условиях оказываются и сжатые сроки внедрения.

Чтобы проиллюстрировать нашу оценку преимуществ Microsoft SharePoint, достаточно сказать, что прежде, чем начать предлагать это решение клиентам, мы внедрили его у себя в компании.

Каковы отличительные черты решения на базе Microsoft Sharepoint Server 2007? В чем его преимущество по сравнению с решениями конкурентов?

Здесь стоит говорить не только о Microsoft Sharepoint Server 2007, а о комплексных интеграционных решениях, построенных на базе Microsoft Office System. Основными преимуществами таких решений является то, что они позволяют получить развитые информационные сервисы на базе стандартных программных продуктов, опираются на существующие в организации системы и обладают низкой совокупной стоимостью владения.

Особо следует отметить, что непосредственно в самом портальном продукте Microsoft Sharepoint Server 2007 появились развитые встроенные средства для построения решения масштаба организации, как говорится «прямо из коробки». Это средства интеграции со сторонними системами, средства построения бизнес-отчетности, средства создания приложений для работы с электронными формами, средства построения системы поиска масштаба предприятия.

В сравнении с конкурентами некоторый выигрыш дает распространенность продуктов Microsoft на российском рынке и наличие специалистов соответствующего профиля на рынке труда, а так же простота развертывания и сравнительно низкие аппаратные требования при развертывании решения масштаба организации.

Расскажите о наиболее интересном(-ых) проекте(-ах), выполненном(-ых) вашей компанией на базе Microsoft Sharepoint.

Специалистами компании «Заказные ИнформСистемы» был выполнен целый ряд проектов на технологиях Microsoft Sharepoint. Однако особо следует выделить проект по построению внутреннего портала для одного из ключевых департаментов Банка России. Этот департамент собирает информацию из многих внешних источников, создает самостоятельно информационные ресурсы.

В департаменте работает несколько десятков сотрудников. А используют информацию в своей повседневной деятельности несколько тысяч сотрудников различных департаментов Банка России. За время существования данного департамента были накоплены значительные объемы информации. Данные продолжают поступать ежемесячно, еженедельно, ежедневно, ежечасно.

До начала проекта по созданию портала у заказчика существовала развитая информационная среда, состоящая из интранет-сайтов, сетевых папок и приложений. Однако с увеличением объемов информации и количества ее источников появился ряд проблем. Стало труднее пользоваться информацией, остро встал вопрос: «Что у нас есть и где это лежит?». Публиковать и каталогизировать большие объемы информации вручную стало очень трудно. Управлять правами доступа и персонализацией можно было только при плотном взаимодействии с сотрудниками IT департамента, что отнимало слишком много времени.

Мы проанализировали ситуацию и предложили создать портал на базе Microsoft SharePoint Portal Server 2003. Ключевым фактором было то, что предложенное решение носит интеграционный характер. Оно не заменяет существующие системы, а наоборот, опирается на них и объединяет существующие источники информации. Портал предоставляет пользователям единую точку входа в информационное пространство.

В результате реализации проекта упростились процедуры поиска, навигации и публикации информации. Удалось обеспечить более надежное и гибкое управление правами доступа и персонализацией. Автоматизация процедуры загрузки позволила работать с большим числом источников. Существенно сократилось время на поиск информации. Сотрудники департамента и пользователи информации получили мощные средства для совместной работы.

К интересным особенностям проекта можно отнести то обстоятельство, что информационная среда заказчика была очень развита изначально. Можно сказать, что это в чистом виде интеграционный проект — портальные технологии вывели уже довольно сложную IT-инфраструктуру на качественно новый уровень.

Внедрение сложных решений в государственных и иных организациях предполагает большой объем исследовательских и консультационных работ, а также услуги по сопровождению готовых проектов. Что ваша компания предлагает заказчикам в этой области?

Государственному заказчику мы предлагаем в первую очередь IT-консалтинг. На практике это означает помощь в выборе оптимального решения, платформы, инструментов работы.

Так вышло, что в части портальных решений мы имели возможность поработать с технологиями большинства крупных производителей. Это и Microsoft, и Oracle, и IBM. Экспертиза в таком широком диапазоне позволяет оказать действительно квалифицированную помощь в выборе решения.

Естественно, мы оказываем заказчику полный спектр ИТ-услуг: помимо НИР и консалтинга мы выполняем также проекты внедрения, адаптации и сопровождения решений. Что касается сопровождения, то в работе с госорганами мы придерживаемся индивидуального подхода. С заказчиком работают выделенные специалисты. Это позволяет обеспечить VIP-сервис. Причем сопровождение часто соединяется с дальнейшим развитием решения.

Как вы оцениваете общий уровень ИТ-безопасности портальных решений, используемых в органах государственной власти? Насколько надежны поставляемые вами решения, по сравнению с таковыми конкурентов?

Портальные решения существуют не в вакууме, а опираются на информационную инфраструктуру организации. Поэтому аспект безопасности портальных решений нельзя рассматривать вне контекста общей информационной безопасности организации, обеспечение которой требует как работы с техническими средствами и с сотрудниками, так и принятия ряда организационных решений. При грамотном комплексном подходе к защите информационных ресурсов вполне можно гарантировать высокий уровень защиты при приемлемых затратах.

Как вы оцениваете динамику развития этого сегмента ИТ-рынка — создание портальных решений — ориентированного на органы государственной власти? Как вы оцениваете число игроков в этом сегменте рынка? Их много или мало? Насколько сильна конкуренция в этой сфере?

Этот сегмент рынка в среднесрочной перспективе будет бурно развиваться. Это связано с тем, что портальные технологии стали гораздо доступнее. Всего несколько лет назад внутренний портал могли себе позволить только организации с очень развитой информационной инфраструктурой, имеющие в штате большое число квалифицированных специалистов и готовые платить ощутимые деньги за портальные продукты. Сейчас эта ситуация кардинально изменилась прежде всего в связи с выходом ряда портальных продуктов от Microsoft. Весь жизненный цикл портального решения стал значительно проще и дешевле. В течение ближайших пяти лет внутренний портал организации станет такой же привычной частью инфраструктуры, какой сейчас является электронная почта.

На сегодняшний день количество серьезных игроков в данной нише не очень велико, и это, как правило, крупные компании, имеющие большой штат специалистов. Однако в ближайшие несколько лет на этот перспективный рынок попытаются выйти компании средних размеров. Это связано, прежде всего, с тем, что портальные решения стали дешевле и проще в реализации, а так же с тем, что будет расти их востребованность. Конкуренция в данном сегменте будет возрастать не только между проектными командами, но и между вендорами базового портального программного обеспечения.

Правда, особый акцент будет делаться уже не на собственно инструментах или платформах, а на качестве услуг непосредственного исполнителя. От подрядчика будет все чаще требоваться быстрота реакции на новые требования, готовность обеспечить информационно-технологическую поддержку новых задач. То есть наличие высокой технической квалификации будет чем-то само собой разумеющимся, а конкуренция, по большому счету, будет происходить на уровне качества сервиса. При этом государственный заказчик будет постоянно сталкиваться с ситуацией, когда чем больше масштабы проекта, тем труднее ему получить качественный сервис. Поэтому в среднесрочной перспективе возможно и некоторое разочарование в возможностях IT. Потребуется время, чтобы руководители научились соразмерять масштабы проектов с возможностями конкретной технологии, уровнем исполнителей и квалификацией своих внутренних команд.

Ссылки

  1. Обзор на сайте CNews «ИТ в органах государственной власти России 2007».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «В настоящий момент принципиально меняется концепция организации совместной работы»

Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».