Персональные инструменты
 

Деньги и внутренние часы разработчика? (Антон Овчинников на ADD-2010) — различия между версиями

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
м (1 версия)
 
(не показана одна промежуточная версия этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{ActualBanner2}}
+
#REDIRECT [[Деньги и внутренние часы разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010)]]
 
+
==  Аннотация  ==
+
;Автор:[http://anton-ovchinnikov.moikrug.ru/ Антон Овчинников]
+
 
+
<blockquote>
+
Большинство специалистов-разработчиков в компаниях по производству ПО не понимают, каким образом соответствует друг другу внутренняя и внешняя стоимость заказных проектов. При виде отличия внутренней и внешней ставки в 3-10 раз, возникает недоверие к работодателю и чувство собственной недооцененности, которое выливается в снижение продуктивности и высокую текучку кадров.
+
 
+
* Сколько денег тратится еще до начала проекта?
+
* Сколько денег тратится на удовлетворенность клиента, не описываемую в ТЗ?
+
* Как соотносятся друг с другом микро- и макроэкономика разработчика?
+
* Как работодатель оценивает эффективность всех и каждого в денежном выражении?
+
* Когда нужно бояться, что тебя заменят на субподрядчика?
+
 
+
Ответы на эти и другие вопросы в выступлении представителя компании, управляющей рисками на основе стандарта ISO 9001:2000.
+
</blockquote>
+
 
+
== Видео ==
+
 
+
{{vimeoembed|16739776|720|405}}
+
 
+
 
+
 
+
== Подкаст ==
+
 
+
{{podfmembed|belonesox.podfm.ru/addconf/38}}
+
 
+
== Презентация ==
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=1|640px|center]]
+
 
+
== Стенограмма ==
+
<blockquote>
+
Стенограмму по видеозаписи записал [[User:StasFomin|Стас Фомин]].
+
</blockquote>
+
 
+
=== Слайд «Давайте знакомиться» ===
+
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=2|384px|right]]
+
 
+
Прежде всего нам нужно познакомится, меня зовут Антон Овчинников,
+
я представляю компанию [http://individ.ru/ Individ], это компания, которая занимается
+
вебразработкой, мы работаем на федеральном уровне, уже достаточно долго,
+
выполнили за это время огромную кучу проектов, для компаний,
+
которые, наверно у вас всех на слуху.
+
+
Особенностью нашей деятельности является то, что мы сертифицированы по
+
одному из международных стандартов, по 9001му ISO,
+
и мы достигли ситуации, когда уже мы пишем книжки, по которым работают
+
* менеджеры, управленцы, в нашей отрасли со стороны заказчика,
+
* организаторы стартапов, ну и так далее.
+
 
+
+
Мне бы хотелось с вами немного познакомиться, есть ли здесь
+
люди, которые, скажем, принимают участие в распределении денег внутри компании?
+
+
Есть? Так, один наверное есть, два, три.
+
Вы реально влияете на то, куда деньги могут пойти? На развитие, на зарплаты и так далее?
+
+
{{note}} ''Распределяем внутри команды разработчиков…''
+
+
Ага, понятно, вы можете распределять деньги между разработчиками, в зависимости от компетенции, да?
+
+
И еще такой вопрос, есть ли люди, которые сменили хотя бы двух работодателей?
+
Один, мда. Еще один. Четыре человека.
+
Я думаю, больше половины, это судя по всему девелоперы, которые либо не работают,
+
либо работают в какой-нибудь первой компании, и возможно, пока еще не нашли своего работодателя.
+
Ладно, я наверное еще попозже об этом скажу.
+
 
+
ОК, спасибо за знакомство.
+
 
+
=== Слайд «О чем говорим?» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=3|256px|left]]
+
 
+
О чем сегодня будем говорить?
+
Есть такое магическое слово «деньги», которое сразу зацепляет внимание, и говорить мы будем о деньгах,
+
с позиции работодателя и с позиции сотрудника, который работает в компании.
+
 
+
Соответственно будем говорить о деньгах внешних и внутренних,
+
о затратах, которые работодателю обычно видны полностью, сотруднику же, они,
+
скажем малозаметны, по крайней мере он не придает им какого-то особого значения.
+
 
+
Немного поговорим про мотивацию, которая вытекает из этого денежного потока,
+
который внутри компании циркулирует, вопросы связанные с командообразованием затронем,
+
ну в общем вот об этом.
+
 
+
=== Слайд «Проблема» ===
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=4|384px|right]]
+
 
+
И соответственно говорить мы об этом будем через призму денег, через проблему
+
роста компании, с которой обычно сталкивается любая компания.
+
Развивается, умножается на <tt>100→500→1000 %</tt>, либо она прекращает свое существование,
+
о чем говорить особенно смысла нет.
+
 
+
Так вот, соответственно, когда компания маленькая, 3-5 человек, то все люди
+
друг друга очень хорошо знают, все находятся в одинаковом векторе направленности
+
менталитета, все друг друга хорошо понимают, нет никаких конфликтов,
+
все замечательно.
+
Но это компания, которая соответственно, большими проектами вряд ли будет заниматся.
+
А когда компания растет, появляются разные люди, у которых мышление направлено
+
в разные стороны.
+
 
+
Есть тактики, которые занимаются, например, только операционкой.
+
 
+
Есть стратеги, которые не видят вообще текущую деятельность, которые
+
оперируют задачами, которые будут через год-три-пять, и может даже десять лет.
+
 
+
Это разный совершенно менталитет. Происходит некий разрыв, и из-за того, что
+
тактики и стратеги занимаются разными задачами, там люди разных психотипов встречаются,
+
и между ними разные конфликты возникают, которые приводят к снижению продуктивности,
+
что плохо отражается и на сотруднике, и на работодателе.
+
 
+
=== Слайд «Глобальная разница» ===
+
 
+
Соответственно, через призму денег мы сегодня и поговорим.
+
Собственно это вот такая кардинальная разница между работодателем и сотрудником.
+
С точки зрения программиста, если компания значимого размера, скажем 30-50-100 человек,
+
работодатель говорит примерно на каком-то вот таком языке, слева вот который там написан,
+
не очень вот понятный.
+
Мнение девелопера же — «Работаешь, работаешь… А тебе вместо „спасибо“
+
— „когда будет готово“?».
+
Те, кто в коммерческой деятельности когда-нибудь поработали, такую фразу наверное слышали.
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=5|640px|center]]
+
 
+
=== Слайд «Цели» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=6|256px|right]]
+
 
+
Это и есть та самая разница менталитетов, о которых я говорю.
+
Посколько у нас в аудитории в основном разработчики, я
+
озвучу цели для сотрудников, которые наиболее важны,
+
и цели работодателя, которые он сможет осознать, с некоторой для себя пользой.
+
 
+
У каждого человека есть представление, сколько я, например, стою на рынке,
+
своя некоторая справедливая стоимость.
+
Она отличается, как правило, со стоимостью сотрудников глазами работодателя.
+
Я попробую донести понятным языком, как это с другой стороны выглядит.
+
 
+
И соответственно, много недоговорок внутри компании, сотруднику непонятно,
+
как можно самореализоваться внутри компании.
+
Вот это конфликт денежный, я покажу каким образом, вместо того, чтобы развиваться,
+
сотрудник может просто уйти.
+
 
+
=== Слайд «Как достигать» ===
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=7|384px|right]]
+
 
+
Как эти цели можно достигать?
+
Есть скажем, два пути, консервативный и прогрессивный.
+
Мы, примерно в 2000—2002 г. практиковали консервативный путь,
+
после 2002 года мы начали постепенно прогрессивные методики внедрять.
+
Буквально пара примеров, раскрою, что это такое.
+
 
+
Например, прозрачность.
+
В большинстве компаний, вся информация, которая касается денег, она максимально закрыта.
+
Девелоперы работают с конкретными какими-то задачами,
+
непосредственно производственные функции,
+
взаимодействую с менеджерами проектов, дизайнерами, в общем, с производственными
+
должностями, ролями, задачами.
+
 
+
Мы же сейчас вышли на ситуацию, когда <tt>95 %</tt> всех финансовых показателей раскрыты
+
для каждого сотрудника.
+
Покажу потом интересный график, каким образом это повлияло на степень продуктивности,
+
степень понимания и на текучку внутри компании после ввода прозрачности.
+
 
+
И вот например, последнее.
+
В консервативном подходе, когда рассматривают сотрудников как исполнителей,
+
менеджер ориентируюется, что сотруднику интересны новые технологии,
+
как заинтересовать? — нужно дать ему что-то новенькое попробовать, потом что-нибудь
+
еще дать попробовать, и этим самым поддерживается интерес.
+
 
+
В прогрессивном случае работодатель подталкивает к несколько более высокой категории.
+
Пирамиду Маслоу наверное все уже знают, это она в Советском Союзе была засекречена,
+
потому что она у нас была фактически с ног на голову перевернута, когда нужно было
+
сначала «на БАМ», самореализоваться, а потом тебе квартиру и все остальное.
+
 
+
Сейчас же базовые вопросы, нижний уровень пирамиды, у девелоперов, проработавших
+
2-4 года, он в целом, решен. Ну может быть, не у каждого есть квартира, но в целом,
+
потребности, которые там есть, они у программиста решены, и он просто не знает,
+
куда двигаться дальше.
+
 
+
Тогда его можно подвинуть в сторону самоактуализации, не только через технологии,
+
а через широкий спектр возможностей.
+
 
+
=== Слайд «Прозрачность» ===
+
Таким образом прозрачность выглядит у нас.
+
Ага, вижу все подвинулись к монитору, посмотреть на графики.
+
 
+
Ну вот, например, — это такая свалка из нашего корпоративного внутреннего портала,
+
неких данных, которые дают, в том числе и девелоперу, некоторую информацию.
+
Ну например, нижний левый график, это загрузка, плановая и фактовая, по проекту,
+
который у нас сейчас в компании реализуется.
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=8|640px|center]]
+
 
+
 
+
Если он видит, что справа график-прогноз, например, больше, чем текущая
+
фактическая занятость, да — мы в настоящий момент перегружены, …
+
видя эту информацию, он может, находясь в хорошем контакте с работодателем,
+
сдвинуть отпуск. К примеру, да, на какой-то другой промежуток,
+
который будет удобен и ему и работодателю.
+
 
+
=== Слайд «Результаты-1» ===
+
И подобные вещи они будут… будут сильно проскакивать.
+
К чему это приводит?
+
 
+
Это вот как раз некая ретроспектива, которую мы с основания компании практически
+
каждый год ведем.
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=9|384px|right]]
+
 
+
Я немного поясню.
+
Вот мы практически одни из первых внедрили интранет внутри в 2000 м году,
+
когда корпоративных порталов еще было мало, мало кто слышал даже,
+
в городе мы наверное были первыми.
+
Мы были первыми, кто внедрил полнофункциональный интранет, в котором вся информация
+
прозрачно ходила между сотрудниками, уже тогда.
+
 
+
Именно вот этот фактор, он как раз технологический,
+
он как раз вызвал то, что некоторая порция сотрудников у нас тогда отсеялась.
+
Сотрудники, которые не смогли работать с некой прозрачностью, ну и тем, которым
+
эта информатизация не нравилась психологически — не всем удобно например,
+
занятость свою ежедневно записывать и так далее.
+
Зато оставшиеся сотрудники, это те сотрудники которые технологически лояльны,
+
и подняли очень сильно продуктивность, видите?
+
Видите, продуктивность тут растет, технологии развивались стремительно, потом они росли
+
еще быстрее, и продуктивность она росла примерно таким же темпом.
+
 
+
Вот 2007 год, в котором мы провели сертификацию по ISO 9001,
+
кстати, если кто-то не работал по какой-нибудь международной системе качества
+
— обязательно поработайте, найдите компанию, в которой вот это внедрено,
+
это просто огромный опыт, который вы мало где сможете получить.
+
Именно с организационной точки зрения, когда все бизнес-процессы устроены грамотно.
+
 
+
Мы как раз тут ожидали, что именно этот факт, внедрение всяких аттестаций там,
+
формальных подходов, у каждого процесса определяются входы и выходы, роли и подпроцессы,
+
и все реально документируется, он на сотрудников скажется, скажем, в вялой степени.
+
На самом деле, картина получилась практически противоположная.
+
Если посмотреть сюда (2007), то текучка сотрудников она практически снизилась,
+
и за счет аттестаций и реаттестаций, которые превратились практически в постоянный
+
контакт с сотрудником, даже не еженедельный, а практически ежедневный.
+
Это вызвало такой вот рост эффективности.
+
 
+
=== Слайд «Что донести» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=10|128px|right]]
+
 
+
Есть некие задачи, между сотрудником и работодателем, которые нужно друг другу донести,
+
чтобы нивелировать этот конфликт финансовый.
+
Сейчас наверное еще не понимаете, в чем конфликт? — Я немножко поясню.
+
 
+
=== Слайд «Деньги» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=11|512px|right]]
+
 
+
Те кто работали знают, что в девелопменте, основная структура формирования стоимости,
+
это продажа человеко-часов, человеко-месяцев, в разных компаниях по-разному.
+
И есть такое понятие, как «внешняя ставка», по которой часы продаются заказчикам,
+
и есть внутренняя ставка, она может быть разной у разных сотрудников,
+
но по крайней мере она в разы меньше чем внешняя ставка.
+
 
+
Вот этот конфликт, который возникает — когда внешняя ставка, скажем, <tt>X</tt>,
+
а платят девелоперу <tt>20 %</tt> от <tt>X</tt>, соотвественно «меня недооценивают», «меня ущемляют».
+
 
+
На самом деле, надо бы посмотреть с обоих сторон, чтобы увидеть обе точки зрения.
+
И эта прозрачность, которую может выставить работодатель по отношению с сотруднику,
+
вот этот конфликт нивелирует.
+
У нас через аттестацию пошли подобные вещи ведения прозрачности,
+
и эта текучка, она значительно, прямо таки на глаз заметно, уменьшилась.
+
 
+
Перестали практически уходить сотрудники, по причине, что их, якобы, «недооценивают финансово».
+
Возможно их по каким-нибудь другим причинам недооценивают, но из-за финансовых
+
причин точно уходить перестали, не было больше таких прецедентов.
+
 
+
На самом деле структура внутренних затрат, она для конкретного сотрудника не очень
+
важна, если он по-взрослому смотрит на весь этот бизнес, он поймет,
+
что его зарплата это кусочек из всего этого сегмента, что касается
+
производственной деятельности. Этот кусочек — несколько процентов, буквально.
+
 
+
=== Слайд «Невидимые работы» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=12|384px|right]]
+
 
+
Есть то, что он видит, и соотвественно, то, что его касается, и то, что ему будет интересно.
+
Затраты, которые вроде как его не касаются, но они касаются тех людей, которые рядом с ним.
+
Посколько это социум, в котором он практически живет, эти затраты,
+
в отличие от всяких там бухгалтерских, налоговых и так далее, они ему понятны.
+
 
+
И если посмотреть на вот этот список, что не видит сотрудник, девелопер,
+
дизайнер, разработчик, именно применительно к ITшной сфере, в других сферах может
+
быть другое распределение, сколько затрат является видимыми, сколько невидимыми.
+
Получается оответственно, с точки зрения программиста, который приходит каждый день на работу,
+
он видит на самом деле соответственно 30-50 % затрат, именно по проекту.
+
От всей доли, которая там, производственная существует, еще там вычитаются инфраструктурные
+
какие-то затраты, и на самом деле, еще нужно поделить на два, а в некоторых случаях даже на три.
+
 
+
=== Слайд «Эффективность» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=13|384px|right]]
+
 
+
Интересный слайд, который мы все время доносим до своих сотрудников, с целью
+
как раз нивелирования этого самого финансового конфликта,
+
это по эффективности срез, ежесекундный срез компании.
+
 
+
Пусть в компании 30 человек. У нас чуть побольше работает, но этот слайд делался когда-то…
+
Значит смотрите — офисные работники, это которые в штате числятся, и должны соответственно
+
приходить ежедневно.
+
* Из них двое болеют.
+
* Двое вышли покурить — в одиночку люди не ходят курить, это скучно.
+
* Один просто вышел — по телефону говорит, или по своим каким-то вопросам.
+
* Двое встали — они находятся в процессе перехода от своего рабочего места к какому-то другому рабочему месту, они идут, в данный момент они не работают.
+
* Один человек едет — это какой-нибудь менеджер, наверное по продажам, или по проектам, он не в офисе — он куда-то едет. Вот эти идут, а он куда-то едет.
+
* Один человек в отпуске, а может быть и два.
+
* Один сидит в соцсети, один в почте или каком-нибудь своем любимом сайте.
+
* Двое болтают — болтают, как известно, тоже не в одиночку.
+
* Один учится, причем учится не в контексте своей конкретной задачи, когда ему нужно что-то посмотреть — он просто учится — надоело кодировать, что-то изучает, пока никто не видит.
+
* Один или двое, они еще могут семинарить. То есть предыдущие болтают не по делу, а эти вроде по делу, но они все равно не делают производственную работу, проектов в данным момент не создают.
+
+
Таким образом, из <tt>30</tt>, максимум, максимум <tt>13</tt> человек в данный момент работает.
+
 
+
{{note}} Макс Цепков: ''Отпуска очень маленькие!''
+
 
+
Один-два человека, то есть это максимум <tt>13</tt>, <tt>17</tt> — они куда-то деваются.
+
+
 
+
{{note}} Макс Цепков: ''А болеют одни инвалиды…''
+
 
+
Такие ситуации тоже бывают. Это был пример нашей компании, при таком целевом количестве,
+
у вас может быть немножко другой.
+
Но мы прямо делали прямые замеры несколько раз!
+
И мы даже делали прямые замеры во время семинаров, что в любой момент времени,
+
от 7 до 15 человек работают над чем-то, остальные занимаются чем угодно,
+
только не созданием денег для компании.
+
 
+
=== Слайд «Парадоксы и интересности» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=14|384px|right]]
+
 
+
Полезно будет донести до вас некоторые парадоксы и интересности,
+
которые возможно вам, скажем так, не приходят в голову.
+
 
+
Первая формула — это формула, которая вам поможет в жизни,
+
если кто не видел — я рекомендую взять на заметку.
+
Программисты любят формулы, соответственно мы любим доносить программистам
+
через формулы.
+
 
+
Что такое <tt>E</tt>? — это эффективность. <tt>IQ</tt>, что такое, все наверное знают.
+
 
+
Что такое <tt>EQ</tt>, может кто-нибудь мне подскажет?
+
 
+
Не слышали? <tt>EQ</tt> — это эмоциональный коэффициент.
+
Как <tt>IQ</tt> — это коэффициент интеллекта, <tt>EQ</tt> — это эмоциональный коэффициент.
+
Можете в Википедии посмотреть, что это такое, это устоявшийся термин,
+
это изучают и так далее.
+
 
+
<tt>EQ</tt> — это коэффициент вашей эффективности, не связанный с левополушарным мозгом,
+
с левополушарным мышлением.
+
Это способность коммуницировать с людьми, способность работать в команде,
+
в общем все, что относится к этому, творческая составляющая тоже туда входит.
+
 
+
{{question}} Макс Цепков: ''А измерение-то в чем?''
+
 
+
Неважно в чем, в условных единицах.
+
 
+
 
+
{{question}} Макс Цепков: ''Нет, в смысле — от нуля до единицы или больше единицы?''
+
 
+
В чем угодно можно померить. Единица — это вряд ли, нет никакого эталона,
+
кого можно взять за 100 %.
+
Его очень сложно измерить точно.
+
Его можно сделать экспертным, оценочным — как угодно.
+
Но суть в том, что в формуле, как вы видите, эмоциональный коэффициент находится в квадрате.
+
 
+
 
+
{{note}} Реплика из зала: ''А эмоциональный коэффициент — это постоянная величина для человека, или она меняется с настроением?''
+
 
+
Вот! Очень интересно!
+
 
+
Во-первых, первая составляющая, IQ, вы все считаете, что он у вас там высокий, ну да,
+
у программистов он достаточно высокий.
+
При этом, как-то все забывают о том, что IQ перестает развиваться в 14, максимум в 16 лет.
+
У вас IQ, уже все, остановился. В эту сторону он развиваться больше не будет!
+
Ваша успешность в этом отношении уже развиватся не будет!
+
И по жизни, и в компании тоже.
+
 
+
А эмоциональный коэффициент можно развивать в течении всей жизни!
+
Можно постоянно развивать свои коммуникационные навыки.
+
Я например, постоянно обращаю внимание, к какому из программистов больше подходит
+
менеджмент — у него просто эмоциональный коэффициент выше!
+
Сравнивать двух людей в абсолютных величинах сложно, но относительно — да, возможно.
+
 
+
{{question}} Макс Цепков: ''А вы эту формулу реально меряете, или это так, теория? Смотрите просто, на результат?
+
''
+
 
+
IQ, в принципе, можно померить…
+
 
+
{{note}} Макс Цепков: ''Нет, в своей работе, как метрику''?
+
 
+
В своей работе я применяю это следующим образом:
+
когда человек приходит ко мне на собеседование,
+
я очень мало смотрю на его конкретные профессиональные знания.
+
Я смотрю больше на способность человека, скажем, на его текущий EQ,
+
и способность его развивать со временем.
+
Поскольку видите, EQ стоит в квадрате, и увеличить его в два раза —
+
в четыре раза поднять эффективность сотрудника.
+
 
+
Ну в общем это такая интересная формула, возьмите ее на заметку,
+
кто там не видел…
+
Собственно программерские навыки — технологии будут менятся,
+
ваш уровень там, как установился, так он и будет оставаться постоянным,
+
только постоянно придется переподтверждать.
+
А вот ваша возможность, ваша возможность быть какой-то ролью в команде,
+
ваша возможность расширить какой-то спектр,… ваше умение общатся с заказчиком,
+
будет оцениваться работодателем гораздо выше, чем обучение какой-то новой технологии.
+
Это будет определять — корневой вы член команды, или некорневой член команды, когда
+
вы просто участвуете.
+
 
+
----
+
Такой вот интересный парадокс, про доходы и расходы.
+
Сидит вот программист, работает, и думает:
+
«Я здесь работаю, я здесь приношу реальные деньги, за конкретный проект,
+
за который заплачено, а есть вот люди, какие-нибудь менеджеры проектов,
+
по продажам, которые занимаются непонятно чем…
+
Я тут работаю, собственно деньги зарабатываю, а они…?»
+
 
+
 
+
Точки зрения противоположны у работодателя. С точностью наоборот!
+
Программисты — это расходная часть, это расходная статья!
+
Они не приносят деньги, деньги приносит отдел продаж!
+
Он формирует пакет всех проектов, он генерирует все счета,
+
он обеспечивает приток денег.
+
А программисты — это люди, которым просто приходится платить.
+
Оставить бы только менеджеров по продажам, и бухгалтерию.
+
А программистов куда-нибудь девать на сторонку…
+
 
+
{{note}} Макс Цепков: ''Ну это когда коробочный софт…''
+
 
+
В принципе, в любой ситуации! Счета выставляют и деньги получают бухгалтерия с отделом продаж.
+
Программисты, они не занимаются выставлением счетов.
+
 
+
{{note}} Макс Цепков: ''Ну менеджеры занимаются…''
+
 
+
Менеджеры да, занимаются, имеют отношение к получению денег, по крайней мере,
+
к более быстрому получению денег, чем могло бы быть.
+
 
+
Дальше, мы всегда выносим игру с некоторой ненулевой суммой.
+
Это прозрачность.
+
 
+
Если кто-то знает, умеет играть в преферанс, то там есть понятие виста,
+
полувиста и «игры в открытую», где можно второму вистующему пасануть,
+
открыться, и вероятность посадить играющего гораздо выше в сумме…
+
так и здесь, при обьявлении некоторой прозрачности, вероятность выиграть для работодателя и сотрудника суммарно больше.
+
 
+
Это мы выносим, и через те информационные кусочки, которыя я показывал ранее,
+
мы с ними коммуницируем.
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=15|128px|right]]
+
 
+
Кстати, по поводу тех графиков, которые там были — у нас менеджеры думают,
+
что эти графики сделаны для них!
+
Для оценки затрат, себестоимости, прогнозирования…,
+
а на самом деле это сделано для программистов, потому что такой канал…,
+
я думаю, для программистов нужен особый интерфейс, чисто «инфографиковый»,
+
и это и есть тот самый интерфейс, который мы выстроили.
+
В том как система развивалась, с точки зрения статистики — она для программистов.
+
 
+
Ну поскольку, здесь в основном программисты, остальные пунктики я пропущу.
+
 
+
Вот, как донести.
+
 
+
=== Слайд «Менталитет программистов» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=16|384px|right]]
+
 
+
У нас есть некие общие понятия… , я расскажу наш опыт,
+
как мы с девелоперами работаем.
+
 
+
Хочется сравнить, вообще сравнимо ли ваши работодатели общаются с вами,
+
с точки зрения эффективности и вообще.
+
 
+
Ну вот (указывает на слайд), в принципе, себя узнаете?
+
Нормально, да?
+
 
+
Вам не нужно что-то на 80 %…
+
Вам либо удовлетворяет, какая-нибудь, … вот компьютер надо какой-нибудь классный поставить — и если он чуть-чуть не тот, то это все равно не тот.
+
 
+
В отличие от менеджера, у которого «Ну у меня компьютер на 80 %, значит
+
у меня эта составляющая будет работать на 80 % эффективности».
+
 
+
У программиста не так — у него сразу отторжение какое-нибудь формируется,
+
«меня просто не любят, не уважают».
+
И стимулы, они тоже сильно отличаются от менеджерских, программисту очень важно
+
получить признание, и когда работодатель это понимают, и интерфейс у них между собой хороший, они уживаются друг с другом достаточно долго.
+
 
+
=== Слайд «Кому доносим» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=17|384px|right]]
+
С точки командности есть по Белбину девять ролей, девятая роль как раз недавно
+
была введена.
+
 
+
Но если доносить до каждой роли индивидуально, это займет слишком много
+
времени, поэтому мы используем более упрощенную модель Юнга.
+
 
+
=== Слайд «Упрощенная модель Юнга» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=18|256px|left]]
+
 
+
В полной модели Юнга есть шестнадцать психотипов, мы их сократили до четырех,
+
по упрощенной модели.
+
 
+
Ну это стандартное такое распределение, «доминант-недоминант» и
+
«формалы-неформалы», где каждый относиться к одной из этих четырех частей.
+
 
+
=== Слайд «Психотипы» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=19|256px|right]]
+
 
+
Так вот в IT, распределение, оно несколько сдвинутое.
+
Так вот, особенности в IT — анализаторы, которые формалы, но не доминируют — их половина, примерно половина.
+
 
+
А если добавить сюда контроллеров, <tt>25 %</tt>, то в целом, формалов, будет <tt>75 %</tt>.
+
 
+
Вот к моторам относятся в основном…, те которые доминирующие, неформальные такие, скажем, менеджеры проектов, менеджеры по продажам, в общем,
+
все такое со словом «менеджер» — это сюда.
+
 
+
Поддержка — ну ее не очень много, это люди, которые, скажем, действительно занимаются поддержкой, поддержкой существующих ресурсов.
+
По нашему опыту, к ним относятся дизайнеры — это неформалы, и не доминирующие.
+
Это из стандартного набора ролей, которые есть в веб-разработке.
+
 
+
=== Слайд «Что и как доносить: Анализатор» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=20|384px|right]]
+
 
+
К каждому из них, мы применяем свои подходы,
+
Когда нам нужно донести какую-то информацию, мы собираем людей не по отделам,
+
мы собираем их по психотипам.
+
 
+
{{question}}Реплика из зала: ''А они об этом знают?''
+
 
+
Они об этом не знают.
+
 
+
{{question}}Реплика из зала: ''А они не удивляются, что постоянно одна и та же группа людей постоянно приходит?''
+
 
+
Ну она же немного меняется, все равно кто-то отсутствует, кто-то заменяет кого-то.
+
Есть собрания совсем специфические, например, дизайнеру не нужно доносить последние тенденции в программировании, ему туда просто не нужно ходить.
+
 
+
Но по общим вопросам, мы собираем именно по психотипам.
+
До большой команды доносить все сразу бесполезно, считай информация потеряна,
+
а разделить их на такие группы очень полезно, и мы делим их именно по психотипам.
+
 
+
Анализаторам, нужно донести как можно больше доходов и расходов, правильно?
+
 
+
Какие-то графики, такого, например, рода.
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=21|512px|center]]
+
 
+
=== Слайд «Что и как доносить: Контролер» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=22|384px|right]]
+
 
+
Контролерам нужно (ну это видно прямо по названию), показать рациональность,
+
раскрываемость структуры затрат.
+
 
+
То есть им нужно показать, что есть определенные нормативы,
+
они по какой-то системе обоснованы,
+
есть такая-то внутренняя стоимость, такая-то внешняя стоимость и т. п.
+
 
+
Вот это они себе все в голове там сопоставят, поймут, что это рационально,
+
и в голове у них вся эта математика срастется.
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=23|512px|center]]
+
 
+
=== Слайд «Что и как доносить: Мотор» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=24|384px|right]]
+
 
+
Моторам вообще не интересны расходы. Вообще никак.
+
Их интересует как можно больше денег, чтобы просто приходило.
+
Нет смысла рассказывать, насколько у нас было больше потрачено, чем в прошлом году и т. п., их интересует, сколько можно в этом году заработать, за счет чего и так далее.
+
 
+
 
+
==== Слайд «Что и как доносить: Мотор. Бонусная система» ====
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=25|384px|left]]
+
 
+
Например, моторам, к которым относятся, например, продажники, менеджеры проектов, они у нас премируются бонусной системой.
+
 
+
У продавцов до 100 % бонус может доходить, у мендежеров до 50 %,
+
у специалистов… специалистам-программистам более важна стабильная зарплата,
+
может в небольшом диапазоне меняющаяся, но стабильная.
+
Это программисткий такой менталитет.
+
 
+
Инфраструктурщики — бухгалтерия там, или администраторы, им вообще…
+
они работают в качестве поддерживающей силы…
+
 
+
=== Слайд «Что и как доносить: Поддержка» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=26|384px|right]]
+
 
+
Поддержке, наоборот, доходы не особо интересны.
+
Это достаточно сконцентрированные на себе люди…
+
 
+
Просто аккуратное донесение всех расходов, которые есть, что у сотрудника она
+
вот такая…, у работодателя она вот такая…
+
Посмотри, как дела у нас тут не сходятся, посмотри с другой точки зрения…
+
Такое проговаривание приводит к необходимым результатам.
+
 
+
Вот сейчас, кто работает, сравните, как с вами говорят, как с кем.
+
Обычно человек разговаривает с другим человеком, как с собой.
+
Контролер будет с вами разговаривать как с Контролером.
+
Если руководитель очень мягкий, например, Поддержка,
+
то он не донесет до вас, если вы Анализатор или Контролер,
+
вы будете на разных языках говорить.
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=27|512px|center]]
+
 
+
=== Слайд «Матрица совместимости» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=28|384px|right]]
+
 
+
У нас люди, которые соответственно разные, в зависимости от типа человека,
+
типа личности, люди доносят им информацию.
+
 
+
Иногда только линейные директора подходят, иногда никто кроме Босса.
+
Вот для Моторов, никто кроме Босса вообще не авторитет.
+
 
+
Менеджер по продажам — программисту, он никто, да, это такая правда жизни.
+
Только Босс на него может каким-то образом повлиять.
+
 
+
=== Слайд «Результаты» ===
+
 
+
Соответственно примененеие.
+
Работать с психодтипом мы начали примерно здесь (2007—2008г),
+
и активное общение, после введения формальной аттестации в компании.
+
 
+
У нас соответственно график продуктивности в вверх пошел, а текучки соотвественно вниз.
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=29|512px|center]]
+
 
+
=== Слайд «Управление рисками-1» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=30|384px|right]]
+
 
+
ОК, подведу некие итоги, установления коммуникационных каналов между
+
работодателем и сотрудником.
+
 
+
Вот как мы например, подходим к выбору сотрудника.
+
Когда я приглашаю на собеседование, мне интересна у человека жизненная позиция.
+
Потому что технология меняется очень быстро и с годами, цикл жизни технологий
+
все уменьшается, уменьшается, уменьшается, уменьшается…
+
 
+
* Насколько человек заинтересован работать именно у нас,
+
* насколько у него стартовый эмоциональный коэффициент высокий или низкий,
+
* насколько он, по первому впечатлению, готов или хочет его развивать.
+
 
+
Потому что с технологической… в принципе потолок понятен, можно спросить у его
+
работодателя, этот потолок продуктивный, технически продуктивный.
+
 
+
А насколько он сможет комплексную продуктивность внутри компании…
+
за это отвечает эмоциональный коэффициент.
+
И я больше всего внимания обращаю на это.
+
 
+
Как следствие того, что мы начали вести подбор людей по такому принципу,
+
у нас срок внедрения [сотрудника] сократился с 6 месяцев, до 1-3 месяцев,
+
в зависимости от специальности.
+
 
+
=== Слайд «Управление рисками-2» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=31|384px|right]]
+
 
+
Я всегда задаю такой вопрос «Насколько вы пришли к нам работать?».
+
Если у человека нет ответа на этот вопрос, скорее всего на работу мы его не возьмем.
+
Если этот срок очень маленький — скорее всего тоже не возьмем, но по крайней мере, должен быть конкретный ответ — я к вам пришел работать на три года, или
+
там на пять лет. «Хочу вот того-то, того-то и того-то» — это понятная жизненная позиция. Тот, кто пришел работать ни на сколько, скорее всего «нисколько» и проработает.
+
Поэтому такой вопрос…, если вы идете к кому-то на собеседование, обязательно подумайте — «вот этот вот работодатель, вот он мне насколько нужен, сколько я
+
готов у него проработать?».
+
Понятно, что могут быть жизненные ситуации, женится там, или в другой город
+
переехать, все может поменяться, но меня по крайней мере, интересует,
+
сам мотив, насколько человек целеустремлен проработать столько-то времени.
+
 
+
Ну и последнее качество — обращать внимание, при выборе своего партнера — да,
+
я рекомендую назвать именно «партнером», насколько он эти вот критерием озабочен, насколько он хочет быть в постоянном контакте с сотрудником, и давать ему частичку своей любви.
+
Потому что с программистами достаточно сложно найти общий язык…,
+
в общем важно найти некий общий контакт, и соответственно оценивайте работодателя.
+
 
+
Не только давайте ему оценить себя, оценивайте насколько он…,
+
каждому человеку не нужен лучший работодатель, а нужен свой.
+
 
+
Мы же не приходим в стоматологическую клинику и не спрашиваем, «где тут самая лучшая клиника», не смотрим сертификаты, а звоним знакомым — «у тебя есть свой стоматолог?».
+
В принципе, работодатель это тоже самое.
+
Нужно вам найти своего работодателя, который даст вам то, что вы хотите.
+
 
+
=== Слайд «Вопросы» ===
+
 
+
[[Файл:Деньги и внутренние часы компании разработчика (Антон Овчинников на ADD-2010).pdf|page=32|384px|right]]
+
 
+
Наверное это все все вопросы, которые бы хотелось бы внести, после Стаса,
+
которого наверно просто невозможно остановить, минут десять от моего выступления занял, если есть вопросы — особенно каверзные вопросы, готов поотвечать.
+
 
+
{{question}}Вопрос из зала: ''Думаете вам честно отвечают, сколько они собираются у вас проработать?''
+
 
+
Да. Я в принципе достаточно хорошо вижу человека, когда он врет/не врет,
+
я профессиональный игрок в мафию, между прочим.
+
Я в людях достаточно хорошо разбираюсь, ну и вижу, как они — врут/не врут.
+
 
+
Они могут быть не уверены, они может быть не задавались вопросом до этой секунды.
+
 
+
Я это тоже вижу, что это цифра только что придумана, я ее переспрошу со временем. Он озаботится этим вопросом, вопрос куда-нибудь засел,
+
потому что вопрос действительно нестандартный — «Сколько работать? — А сколько он ожидает от меня услышать?».
+
 
+
 
+
+
… Бизнес процессы по которым работает дизайнер? Триста процессов которые идут
+
до него? Он будет плохо ориентироваться, плохо представлять часы, которые идут
+
на прогнозирование, часы, которые идут на создание своих работ и т. п.
+
 
+
{{question}}Вопрос из зала: ''Аттестация скорее техническая или по бизнес-процессам?''
+
 
+
По бизнес-процессам аттестация достаточно регулярная, в обычной ситуации один раз в год. Потому что бизнес-процессы обновляются, они все обновляются в режиме
+
реального времени, они все доступны, но люди же не будут каждый день пересматривать — «что там поменялось в бизнес-процессах?».
+
Они меняются примерно со скоростью пять процентов в квартал, в нашем случае, да процессы мы оцениваем, численно, но все равно, через полгода или год знания будут не самые актуальные, нужно совершенствоватся, нужно обязательно пересматривать.
+
 
+
{{question}}Максим Цепков: ''А профессиональные аттестации вы проводите?''
+
 
+
У нас, поскольку мы все числами завалены, у нас профессиональная аттестация,
+
там два основных критерия — сроки и качество выполнения работ.
+
Они из численных затрат по реализуемым проектам полностью вытекают.
+
По каждому проекту делается ревизия, есть плановые и фактические часы по каждой категории, срок на первую версию, срок с учетом всех доработок на конечную версию…
+
 
+
{{question}}Максим Цепков: ''А у вас в этом смысле задачи ранжированы по категориям?''
+
 
+
У нас система нормативов, определенная…
+
+
{{question}}Максим Цепков: ''Ну вот сложность задач, она где играет? В сроках? Или в функ…''
+
 
+
Ну есть плановые затраты на задачу, …
+
 
+
{{question}}Максим Цепков: ''Она от квалификации зависит, или она нормативная для любого разработчика?''
+
 
+
Есть понятие нормативных часов на задачу, а про каждого специалиста мы знаем его коэффициент, например, «на 20 % быстрее» или «на 30 % медленнее».
+
 
+
И по проекту выставляются нормативные часы, а на конкретного исполнителя — его собственные, с учетом того, насколько он быстро работает или качественно.
+
Потом соответственно отслеживается некоторый прогресс — насколько он быстро стал работать по сравнению с нормативом, соответственно потом зарплата изменяется.
+
 
+
{{question}}Вопрос из зала: ''Откуда берете нормочасы?''
+
 
+
Часы есть отраслевые, некие такие, их стандартами назвать нельзя, поскольку,
+
нет стандартизирующей организации.
+
Есть мнение аналитиков и владельцев компании, других.
+
Есть мнение наше, накопленный опыт предыдущих проектов,
+
что такого рода функциональность, с таким вот количеством функциональных элементов, такой-то сложности структуры данных, задача должна занимать столько-то и столько-то.
+
 
+
{{question}}Вопрос из зала: ''То есть просто из опыта?''
+
 
+
Ну все же нормативы рождаются на основе каких-либо прецендентов, правильно?
+
 
+
{{question}}Максим Цепков: ''Ну вы сами ведете свою базу нормативов?''
+
 
+
Конечно, база нормативов у нас своя, там несколько десятков нормативов.
+
+
{{question}}Вопрос из зала: ''Какой у вас средний срок работы девелоперов в компании? Много ли людей вы увольняете после испытательного срока?
+
''
+
 
+
Девелоперы в среднем работают у нас где-то года три, и это наш целевой срок.
+
И это не только для девелоперов, а для всех сотрудников, которых мы принимаем.
+
Если девелопер уходит от нас через три года, нормально, штатно уходит, без скандалов каких-то, мы полностью благодарны, любые рекомендации, с удовольствием
+
возьмем обратно, к нам возвращаются, даже те, кто уехали в Москву например, работать. Возвращаются, потому что набегались по молодости, поняли, что «мой работодатель был здесь», и работают у нас повторно. Мы их берем, тем более, что
+
это нормальные, проверенные сотрудники, поискали лучшей жизни, и решили, что лучшая жизнь, она здесь находится.
+
 
+
Не проходят же испытательный срок от 20 % до 40 % в разные годы.
+
Примерно две трети или три четверти — это нормальные сотрудники, которые потом
+
нормально и адекватно работают.
+
 
+
{{question}}Вопрос из зала: ''Меня тут цифра заинтересовала, что сотрудник через 1-3 месяца успешно начинает работать … Я по своему опыту могу сказать, что когда я беру девочку-тестировщицу, вчерашнюю студентку, у нее три месяца уходит, чтобы просто «вьехать в проект», потом три месяца набивает руку, и только через полгода таким образом получаются какие-то результаты.''
+
 
+
С тестировщиком вообще — это месяц максимум. Просто нужно более грамотно выстроить обучение.
+
 
+
{{question}}Максим Цепков: ''Просто вы наверное не берете вчерашних студентов?''
+
 
+
Мы берем вчерашних студентов, берем с удовольствием, главное, чтобы он хотел реально работать.
+
Тестировщик, это скажем, профессия, наименее квалифицируемая, по сравнению с тем же программистом, девелопером, так что для них минимальный срок, один месяц.
+
 
+
{{question}}Максим Цепков: ''А можно вопрос про процедуру назначения зарплаты? Она формальная, неформальная или как?''
+
 
+
В любом случае есть формальный процесс, есть цепочка людей, через которых эта зарплата согласовывается.
+
Она разная, то есть нет вот конкретной формулы, по которой рассчитывается заплата.
+
 
+
{{question}}Максим Цепков: ''А сотрудник с кем договаривается? Кто ему озвучивает цифру?''
+
 
+
При приеме на работу…
+
 
+
{{question}}Максим Цепков: ''Это понятно, а потом?''
+
 
+
Потом…, у нас очень прозрачная компания, у нас общаются все со всеми, все друг
+
другу на ты, и он может напрямую, самому высокому руководителю обратится насчет зарплаты.
+
Если ему неудобно обращатся к самому высокому, президенту скажем, он может обратится к своему линейному менеджеру.
+
 
+
 
+
{{question}}Максим Цепков: ''А аргументы типа, «я вырос и аттестацию прошел хорошо»…?''
+
 
+
Там это очень привествуется. Программисты любят формальный подход,
+
например, если они демонстрируют, смотрите — «раньше у меня была скорость
+
83 уе, а теперь еще 97 уе., и не пора ли поднять зарплату, давайте пересмотрим?»
+
— все это аккуратно рассматривается.
+
 
+
== Примечания ==
+
* [http://addconf.ru/event.sdf/ru/add_2010/authors/113/150 страничка доклада на сайте конференции]
+
 
+
<references/>
+
 
+
[[Категория:ADD-2010]]
+
{{replicate-from-custiswiki-to-lib}}
+

Текущая версия на 19:25, 28 марта 2011