Для реализации амбициозных проектов развития необходимы гуманитарные компетенции

Материал из CustisWiki
Перейти к: навигация, поиск
На портале CNews в итоговой статье о CNews Forum 2017 опубликовано интервью с нашим генеральным директором Владимиром Рахтеенко, который выступил на мероприятии с докладом о гуманитарных компетенциях в ИТ. Какие вызовы стоят перед ИТ-индустрией? Почему стремление развиваться, умение эффективно взаимодействовать с другими и искреннее желание улучшить мир вокруг — ключевые компетенции и ценности специалиста будущего? Как компании-работодателю выстроить продуктивные отношения с таким профессионалом? Об этом — в материале «Для реализации амбициозных проектов развития необходимы гуманитарные компетенции» на сайте издания.

Владимир Рахтеенко, генеральный директор группы компаний CUSTIS, рассказал участникам CNews Forum 2017 об изменениях общепринятого представления о работе ИТ-специалистов, а также представил список компетенций и ценностей, которые играют ключевую роль при реализации крупных проектов трансформации бизнеса.

CNews: Меняются ли требования заказчиков к ИТ-компаниям в текущей экономической ситуации? Какие вызовы в связи с этим стоят перед современной ИТ-индустрией?

Владимир Рахтеенко: Текущая стадия технологического развития практически не ограничивает бизнес в выборе ИТ-инструментария, а стандартная работа программистов все больше автоматизируется. Традиционная ИТ-разработка с ее рутинными задачами уходит в прошлое. Сегодня клиенты платят нам не за код, а за умение применить технологии в соответствии с бизнес-замыслом и контекстом конкретной организации.

Основной потенциал развития ИТ-отрасли лежит в области бизнес-анализа, концептуального проектирования и архитектурирования. Соответственно, главным вызовом для большинства айтишников становится выявление реальных потребностей бизнеса, проектирование и внедрение организационных и технологических изменений.

Для этого специалистам необходимо уметь не столько решать технологические задачи, сколько работать с бизнес-идеями, выстраивать коммуникацию внутри команды и со стейкхолдерами, действовать в быстро меняющихся условиях. Именно такие социальные и гуманитарные компетенции создают эффективный интерфейс взаимодействия между бизнесом и ИТ и делают возможной реализацию инновационных проектов.

CNews: Какие гуманитарные компетенции, на ваш взгляд, необходимо развивать в первую очередь?

Владимир Рахтеенко: Сегодня востребованы специалисты, которые помогают доводить бизнес-замысел до реализации, — бизнес-аналитики, проектировщики, архитекторы. В их деятельности на первый план выходят ценности, принципы и компетенции, ориентированные на человека: постоянное саморазвитие, умение выстроить эффективное взаимодействие с другими и искреннее желание улучшить мир вокруг.

Фундамент нашей компетентностной модели — работа с собой. Мы считаем, что никого нельзя развить, но каждый может и должен развиваться сам. Самоопределение, самомотивация, интеллектуальная любознательность — это, на наш взгляд, базис современного профессионала, занимающегося реализацией крупных проектов. Также очень важна способность отказаться от наработанных подходов и умение вновь почувствовать себя учеником. Боязнь нового и слепая вера в зарекомендовавшие себя методы чревата «наклейкой ярлыков» на проекты, в которых необходим свежий взгляд и нешаблонные решения.

Чрезвычайно важный блок компетенций — умение взаимодействовать с людьми, воспринимать чужие картины мира, слышать и понимать идеи и мотивы. Критически важен в сложной проектной работе продуктивный оптимизм — способность не опускать руки и сохранять позитивный настрой в кризисных условиях. Без этих качеств трудно выстроить слаженную командную работу и эффективные коммуникации в условиях сложной проблемно ориентированной деятельности, а значит, довести проект до результата.

На мой взгляд, именно гуманитарные компетенции позволяют обеспечить гарантированный результат масштабного проекта в условиях неопределенности, недостатка ресурсов и постоянной изменчивости. Как правило, на начальном этапе сложного проекта его конечная цель может быть непонятна ни реализаторам, ни клиенту, поэтому, начиная действовать, двигайтесь маленькими последовательными шагами, параллельно регулярно «сверяя координаты», доуточняя суть проекта. Чтобы удержать эту целостность долгосрочного проекта и довести его до реализации, профессионал должен обладать непреодолимым желанием докопаться до сути вещей и иметь критическое, нешаблонное мышление.

CNews: Должны ли сами ИТ-компании меняться, чтобы привлекать специалистов с подобными компетенциями?

Владимир Рахтеенко: Эти специалисты настолько редкий зверь, что нужно относиться к каждому из них как к ценности. Профессионалов с гуманитарными компетенциями мотивирует и удерживает только масштаб и состав деятельности. Компания должна стать генератором амбициозных проектов, на которых профи получают возможность непрерывно развиваться. Поэтому наше основное правило для построения такой экосистемы — работа с сокультурными клиентами и партнерами, которые ценят сложную аналитику, проектирование и способны проводить крупные изменения.

Однако важно помнить, что даже в интересном, динамичном проекте срок эффективной жизни профессионала — три года. Компания должна помогать специалистам вовремя переходить в новую деятельность, менять отрасли, роли, позиции в проектах, быть в постоянной динамике.


Внимание! Данная статья выбрана для репликации во внешнюю базу знаний компании. Пожалуйста, не допускайте в этой статье публикацию конфиденциальной информации, ведения обсуждений в теле статьи, и более ответственно относитесь к качеству самой статьи — проверяйте орфографию, пишите по-русски, избегайте непроверенной вами информации.