В «Российской газете» опубликована статья о цифровизации в автомобильном бизнесе. Комментарий для материала дал Максим Михалев, наш директор по развитию бизнеса. Какие ИТ-решения используются на этапах производства, обслуживания и продаж автомобилей? Почему цифровизация в разных сферах автомобильного бизнеса происходит неравномерно и что поможет изменить ситуацию? Об этом — в материале «Доехали до цифры» на сайте издания.

Продажа автомобилей — одна из самых консервативных сфер с точки зрения автоматизации. Автодилеры не спешат уходить в онлайн, обновлять и улучшать имеющиеся у них CRM и ERP до современных стандартов. С одной стороны, причины такого консерватизма понятны: сокращение издержек и распространенность привычных офлайн-продаж, когда покупатель заинтересован в проведении тест-драйва и осмотре машины вживую. С другой стороны, онлайн-формат имеет потенциал и точки роста. Многие клиенты перед походом в салон изучают сайты-агрегаторы, которые часто предоставляют гораздо больше информации об автомобилях и ценах на них, чем сайты официальных дилеров. Возможно, некоторые клиенты уже готовы заказать и оплатить покупку машины онлайн с доставкой на дом, но рынок не предоставляет им таких опций.

В этом отношении интересна концепция омниканальности, которая успешно воплощается в ритейле и с осторожностью прощупывается отечественными автодилерами. Пока можно говорить только об успешных внедрениях чат-ботов и других точечных инновациях, позволяющих увеличить продажи, но потенциал у этого подхода значительный. Омниканальность дает клиенту возможность общаться с компанией в наиболее привычном и удобном для него формате. Помимо продаж самих автомобилей, эту модель можно и нужно внедрять в отделах сервиса и ремонта. Перевод большей части коммуникации в онлайн устранит необходимость висеть на трубке в ожидании ответа оператора с переключениями на мастеров из разных цехов. Это позволит увеличить поток клиентов, в частности, привлечь молодежную аудиторию, которая привыкла решать большинство проблем в мессенджерах и онлайн-приложениях.

Переход к формату компактных автосалонов с возможностью заказа автомобиля онлайн с доставкой также может увеличить количество клиентов. Кроме того, такая мера сократит расходы на содержание громоздких ангаров и большого штата сотрудников. Это еще один из видов омниканальности: желающие всегда смогут приехать на осмотр автомобиля и тест-драйв, но необходимость в крупном салоне с большим количеством машин, представленных в разных комплектациях, уйдет в прошлое.

Если говорить о более далекой перспективе, то важно выделить общую переориентацию автобизнеса с модели владения на модель каршеринга. Современный житель мегаполиса больше не покупает авто — он покупает поездки. Это подстегивает переход автопрома от производства и продажи личных автомобилей к созданию парков такси и внедрению каршеринговых моделей бизнеса, в которых будет постепенно увеличиваться процент беспилотных машин. Главный нерешенный вопрос — получится ли у автогигантов забрать весомую долю на рынке автоуслуг или они будут вынуждены производить автомобили для перепродажи их в ИТ-компании (Google, Яндекс, Dealer, Autotrader) и каршеринговые фирмы.