Авторы

Опубликовано в журнале «Коммунальный комплекс России», № 6 (июнь) 2009 [1]

Во многих городах информационная система по начислению оплаты за ЖКУ была первым реальным свидетельством наступления эпохи информационных технологий для населения. Вторым таким свидетельством, мы уверены, должны стать порталы муниципальной и региональной власти, которые будут эффективно использовать актуальную информацию ЕИРКЦ для исполнения делегированных им полномочий.

Содержание

Проблемы информатизации госорганов

Повышение эффективности государственного управления все последние годы было лозунгом, под которым шли инвестиции в автоматизацию органов государственной власти. Решить ее призваны были ФЦП «Электронная Россия (2002—2010 годы)» и множество аналогичных региональных программ. В этом году Минкомсвязи предстоит разработать новую программу «Электронное правительство» на 2011—2015 гг.

По данным самого министерства, к началу экономического кризиса из общего бюджета на информатизацию России (124 миллиарда рублей) федеральные органы власти потратили 70, а субъекты федерации 15. Новостные ленты портала ФЦП регулярно информировали о сдаче в эксплуатацию ГИС областных городов, порталов региональных органов власти, общедоступных информационных терминалов — не правда ли, оптимистичная картина? Но…"гладко было на бумаге, да забыли про овраги".

29 апреля 2009 г. в интернете появился обзор доклада, подготовленного Институтом современного развития (ИНСОР) совместно с Институтом развития информационного общества под заголовком: «Электронное правительство России — уровень критический». Это мнение опирается на данные международных рейтингов за 2008 год. По рейтингу ООН готовности к электронному правительству у России 60-е место из 192 государств, ухудшение составило 10 пунктов по сравнению с 2005 годом. В исследовании готовности к эффективному использованию современных ИКТ, проведенном организацией World Economic Forum в 127 государствах, Россия в 2008 году оказалась на 72-м месте, сместившись на две позиции за год. Причины этого явления не первый месяц обсуждаются в ИТ-сообществе: отсутствие разработанных регламентов перехода к предоставлению государственных услуг в электронном виде и стандартов предоставления услуг, крайне неэффективный расход выделенных средств, преимущественно на закупку техники и организацию доступа в Интернет, коррупция при проведении тендеров, дублирование функций в информационных системах разных ведомств.

Одной витрины недостаточно

На наш взгляд, в этом списке проблем информатизации государственных органов упущен важнейший аспект, который существенно влияет на ее эффективность. Дело в том, что даже законченные инфраструктурные проекты — по обеспечению органов власти оргтехникой, связью, программным обеспечением, — это всего лишь инструмент информатизации государства и общества. Содержание же, суть информатизации состоит в создании необходимых баз данных и обеспечении доступа к ним, во-первых, и в повсеместном использовании информации из них, во-вторых.

Например, ГИС остается красивой картинкой, пока не налажено использование ее данных аварийно-диспетчерской службой для устранения аварий, планово-экономическим отделом инженерных служб — для планирования текущих и капитальных ремонтов, биллинговой организацией — для выставления счетов.

То же верно для порталов государственной власти. Ведь до сих пор именно они в головах как рядовых граждан, так и представителей власти ассоциируются с понятием электронного правительства. В упомянутом докладе ИНСОР приведена обескураживающая статистика сервисов на сайтах государственных услуг: только 59 % приводят описание своих услуг, 52 % указали места приема граждан и 25 % — часы приема. Если половина (51 %) ресурсов предлагают скачать бланки документов, то лишь 6 % допускают их передачу в электронном виде по сетям связи. И так далее… . Хуже того — за «интернет-витриной» с точки зрения информатизации зачастую ничего нет. Публикуемые на портале данные вручную вводятся с бумажных документов и отчетов. Обработка принятых online запросов граждан производится в ручном режиме с привлечением все тех же бумажных картотек, бесчисленных справок, заявлений, прочих документов и их ксерокопий, как правило, с большими задержками.

Возникает закономерный вопрос — а что должно быть за рамками интернет-витрины? Очевидно, что какие бы средства автоматизации это ни были, их основная задача — обеспечение эффективной работы самой исполнительной власти, и, как часть этой работы, взаимодействия ее с населением. Механизмы повышения эффективности с использованием информационных технологий могут включать внедрение и/или интеграцию различных информационных систем, автоматизацию документооборота внутри министерства или ведомства и в сфере взаимодействия ведомств и т. д. После этого развитая внутренняя информационная среда любого органа государственной и муниципальной власти может быть легко спроецирована на «витрину», то есть интернет-портал, что превратит его из простого справочника в реальный инструмент информационного взаимодействия с населением и средствами массовой информации.

Муниципалитетам необходима информация

Обратившись к сфере ЖКХ мы увидим, что она как нельзя лучше подходит в качестве живого примера вышесказанного. Действующее законодательство возлагает на муниципальную власть обширные полномочия касательно ЖКХ. Основные среди них:

Для исполнения этих полномочий и для отчетов перед региональным правительством муниципалитетам необходима, как минимум, полная, достоверная и актуальная информация о процессах, происходящих в сфере ЖКХ о:

Как получить информацию?

Путь получения этой информации — либо консолидация ее от микросубъектов ЖКХ (мелкие УК, поставщики, органы социальной защиты, паспортные столы), либо получение из промышленных IT систем макросубъектов (городские ЕИРКЦ, макро-УК, крупные поставщики, единая база данных органов социальной защиты населения).

Сложности первого пути очевидны — выверка и консолидация множества информационных потоков, по определению, является титанической задачей. Ведь работа с каждым из поставщиков информации в этом случае ведется по индивидуальному регламенту, с использованием разных форматов информационного обмена, а зачастую и бумажных носителей. Объединение полученной из многих источников информации всегда затрудняется отсутствием общих классификаторов и поддается лишь частичной автоматизации, существенная часть работы по выверке — ручная. А приказной порядок, перекладывающий работу подготовки данных для загрузки на самих поставщиков информации, чреват оппортунистическим поведением субъектов, не обязанных в силу закона эту работу выполнять. Кроме того, такой порядок не снимает проблему выверки данных.

Существование же в регионе макросубъектов ЖКХ, использующих в своей работе промышленные информационные системы, обеспечивает органы муниципальной власти надежным и удобным источником достоверной и актуальной информации о происходящих в ЖКХ процессах. Эта информация может быть использована не только непосредственно для решения задач исполнительной власти, но и для поддержания работы соответствующих интернет-порталов, в автоматическом режиме обеспечивая информационное взаимодействие с широкой общественностью практически в режиме online.

Надежный источник — ЕИРКЦ

По нашему опыту, городской ЕИРКЦ как никакая другая организация владеет информацией о состоянии сферы ЖКХ. Связано это с тем, что, во-первых, в базе данных ЕИРКЦ объединены и структурированы данные по всему городу, во-вторых, население самостоятельно следит за правильностью начисления оплаты и требует исправления неверных данных о домохозяйстве (особенно, увеличивающих размер оплаты). Такая же отличная обратная связь наблюдается в ЕИРКЦ и в части учета аварий, что, безусловно, повышает достоверность сведений о выпадающих доходах поставщиков для возмещений из бюджета, если они рассчитаны в ЕИРКЦ, а не предоставлены самим поставщиком ресурсов. А регулярная сверка данных о льготах с органами социальной защиты выполняет задачу перекрестной проверки сведений, полученных от граждан.

Несмотря на долгие годы успешной работы, еще недавно многие ЕИРКЦ были буквально на грани закрытия. К сложности исполнения новых правил предоставления коммунальных услуг гражданам добавились проблемы реорганизации договорных отношений и лицензирования, которые потребовалось провести в соответствии с принятыми дополнениями к закону о банках и банковской деятельности. Последняя норма вызвала серьезнейшую дискуссию о легитимности деятельности расчетных центров и не лучшим образом отразилась на уровне сбора платежей за жилищные и коммунальные услуги. К счастью, на днях эта коллизия получила свое законодательное разрешение: 3 июня 2009 г. Президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Таким образом, прием платежей от населения теперь регулируется отдельным законом. ЕИРКЦ, почти три года находившиеся под угрозой разорения банками, могут спокойно продолжать свою работу, снабжая достоверной информацией порталы исполнительной власти.


Ссылки

  1. «Коммунальный комплекс России», № 6 (июнь) 2009, стр.36-38.

Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «ЕИРКЦ — источник актуальной информации»