Задачи информационных расчетных центров в реализации новых положений жилищного законодательства

Материал из CustisWiki
Перейти к: навигация, поиск
Автор
Кулапин Алексей Иванович, председатель Ассоциации расчетно-кассовых центров Саратовской области, директор «Единого расчетно-кассового центра г. Саратова, депутат Саратовской городской Думы.

«Задачи информационных расчетных центров в реализации новых положений жилищного законодательства»[1]

В 2005 г. реформирование ЖКХ России вступило в стадию интенсивного практического воплощения и активного юридического закрепления.

Модернизация правового пространства коснулась всех субъектов жилищно-коммунального комплекса страны: от федеральных министерств, ведомств, информационных расчетных центров до узкоспециализированных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и смежных сфер. Принятые на федеральном уровне законодательно-правовые и нормативные акты принципиально по-иному выстраивают отношения между собственниками жилья, управляющими организациями, поставщиками услуг и органами власти. Государством предпринимается попытка с социальной точки зрения обусловить политику компенсаций и мотивированно распределить нагрузку по содержанию системы ЖКХ между всеми субъектами отношений и четко закрепить за ними соответствующую меру ответственности. В этой системе перед органами государственной власти стоит задача разработки, принятия и поддержания оптимальных правил взаимодействия.

Расчетно-кассовые центры Саратовской области, осуществляющие расчет, начисление и сбор платежей населения за потребленные жилищно-коммунальные услуги, выполняющие интегративную функцию с элементами системного управления, в настоящее время столкнулись с необходимостью самостоятельно искать способы реализации законодательных новелл в рамках своей основной производственной деятельности.

Основополагающим и ключевым документом для всего нормативно-правового пространства ЖКХ является новый Жилищный кодекс. И он принципиально по иному выстраивает систему взаимоотношений субъектов жилищно-коммунальной сферы и вводит новые мотивационные элементы, направленные на оптимизацию взаимодействия потребителей и поставщиков услуг.

Однако, ни в самом Жилищном кодексе, ни в уже вышедших подзаконных актах ничего не говорит о роли и задачах, которые должны решать информационные расчетные центры. Вместе с тем необходимо четко понимать, что необдуманная, лишенная необходимого технологического, методического, информационного и консультационного сопровождения реализация установленных правовых норм может иметь существенные негативные последствия для граждан и всех процессов по обеспечению жизнедеятельности страны в целом. Проводимый в настоящее время многими юристами и экспертами анализ изменений законодательства позволяет осознать и четко обозначить проблемы, стоящие перед большинством участников указанного процесса для обеспечения эффективного функционирования ЖКХ страны.

В Саратове летом этого года прошла 6-ая Всероссийская конференция, посвященная роли современных информационных технологий в системе управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг. Одним из итогов ее работы стало определение наиболее значимых проблемных ниш, которые необходимо учитывать в текущей деятельности. Частично результаты этой работы отражены в таблице, которая представляет собой открытую для дополнения активную базу данных по тем аспектам реализации Жилищного кодекса, которые требуют особого внимания и проработки. Эта важная работа, на наш взгляд, должна вестись в формате коллективного взаимодействия. В нее необходимо включиться всем субъектам жилищно-коммунального комплекса. Информационные расчетные центры уже выполняют роль таких системных интеграторов в данном процессе.

В рамках своего доклада я остановлюсь лишь на некоторых выявленных проблемных аспектах с целью доказать необходимость проведения совместных согласованных действий по всем направлениям реализации обозначенных законодательных инициатив в сфере ЖКХ.

Например, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации способ управления многоквартирным домом определяется на общем собрании собственников помещений. При этом собственники должны понимать всю степень своей ответственности, так как немотивированная частая смена форм управления, управляющих и обслуживающих организаций, поставщиков услуг чаще всего приводит к информационному вакууму и финансовой нестабильности. Множество информационных фондов и баз данных вызывает большое количество организационных и технических проблем при поддержании их в актуальном состоянии всех сведений и принятии на их основе согласованных управленческих решений.

В такой ситуации очевидно, что задачей органов государственной власти и местного самоуправления становится недопущение потери необходимых сведений, методическое обеспечение информационной и финансовой преемственности в работе поставщиков жилищно-коммунальных услуг, а также формализации правил и процедур оказания услуг на создаваемом рынке.

Решением этой задачи может стать организация единого информационного расчетного центра, в распоряжении которого находились бы технологии по формированию, координации и актуализации различных информационных фондов:

  • о гражданах,
  • характеристиках жилых помещений,
  • истории оплат потребленных жилищно-коммунальных услуг,
  • поставщиках,
  • объеме и качестве.

Такая технология формирования и актуализации информационных фондов обеспечивает открытый доступ к полным, объективным и всегда актуализированным сведениям как органам государственной власти, местного самоуправления, так и всем субъектам хозяйственной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, экономики. Это, безусловно, способствует корректному принятию ответственных управленческих решений.

Еще один аспект, на котором считаю необходимым остановиться, — это роль муниципалитетов в определении способа управления многоквартирным домом, если собственники этого сами не сделали. Так, после проведения открытого конкурса среди управляющих организаций собственники помещений обязаны заключить договор с победителем. Следует отметить, что законодательством не регламентируется случай, если такой договор не заключается. В свою очередь, это может повлечь непредоставление коммунальных услуг в дом и привести к весьма неприятным системным последствиям более масштабного характера.

Более того, имеют место прецеденты, когда в одном многоквартирном доме создаются два и более товарищества собственников жилья, и оба они регистрируются в налоговых органах, что в явном виде противоречит Жилищному кодексу. Возникают конфликтные ситуации, выраженные в попытках перехвата друг у друга оперативного управления финансовыми потоками, что естественным образом приводит к снижению собираемости платежей и повышению социальной напряженности.

В данной ситуации необходимо четко обозначить юридические нормы для определения функций и степени ответственности всех участников процесса управления жилищным фондом, а также выработать стандарты документов, необходимых для проведения конкурсов по выбору управляющей организации, процедур регистрации создаваемых ТСЖ и регистрации имущественных прав вновь создаваемых ТСЖ. Только одно отсутствие таких документов может на практике свести на нет все достижения нового Жилищного кодекса.

Еще один аспект. Для осуществления расчета платы за жилищно-коммунальные услуги (при их непредоставлении или ненадлежащем качестве), а также в случае перерасчета платы за отдельные коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства очень важен тот факт, что определение порядка и методики расчета платы в этом случае отнесено новым Жилищным кодексом к компетенции Правительства РФ.

Такого документа до сих пор, к сожалению, нет. По имеющейся информации, он находится в стадии разработки и будет принят в конце этого года. Вместе с тем, отсутствие отдельного регулирующего документа приводит к недовольству населения, ведь отсутствие законного механизма снижения стоимости жилищно-коммунальных услуг в случае их ненадлежащего качества может вызвать отказ от оплаты всей начисленной суммы. В итоге терпят убытки поставщики и страдают потребители. Вину за это часто необоснованно взваливают на информационно-расчетных операторов, которые не являются источниками проблемных ситуаций и объективно лишены возможности решать их исключительно своими собственными силами. Все занятые в этом процессе субъекты должны понимать и нести свою степень ответственности за получаемые экономические, социальные и политические издержки.

В области управления жилищным фондом и предоставления коммунальных услуг Жилищный кодекс РФ определяет, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги должна вноситься на основании платежных документов, представленных плательщику не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным. Таким образом, каждая управляющая жилищным фондом организация должна технологически обеспечить расчет и начисление стоимости потребленных жилищно-коммунальных услуг, а также производство и доставку соответствующих платежных документов до потребителей. Естественно, что стоимость этого бизнес-процесса в рамках управляющей неспециализированной организации значительно выше стоимости выполнения данной функции отдельным специализированным предприятием, к тому же снижается степень прозрачности ресурсных потоков в масштабе муниципального образования в целом, что приводит к очевидным издержкам. Возможность внесения этих издержек в тариф должна соответствовать материальным возможностям плательщиков и социальным критериям бизнеса. Поэтому наличие специализированной организации, занимающейся расчетами, начислением и сбором платежей с населения, обеспечит минимально возможный уровень затрат. Практика показала, что организация системы формирования и актуализации информационных фондов, а также выделение процедуры расчетов за жилищно-коммунальные услуги в самостоятельную бизнес-функцию выгодно не только с экономической точки зрения, но и со стороны качества своевременно выполняемых процессов.

Заложенная в Жилищном кодексе РФ возможность дифференцирования тарифов и введения тарифных планов также должна найти свое реальное воплощение. Право потребителя пользоваться оптимальным для него тарифным планом, гарантирующим установленный объем и степень качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь, должно обеспечиваться биллинговой составляющей. Корректный учет жилищно-коммунальных услуг — это не только возможность оптимизировать расходы на их потребление или производство, это не только залог удовлетворенности как получателя, так и поставщика данных услуг, но еще и общая адекватность протекающих социальных процессов.

Требование Жилищного кодекса обеспечить населению выплату субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг до установленного срока оплаты требует отдельного рассмотрения. В этом процессе задействовано достаточное большое количество организаций. Эта многофакторная система требует высокой согласованности действий, наличия актуальной информации и своевременной ее ретрансляции другим участникам. Все это можно обеспечить только путем создания единого информационного пространства между всеми организациями, занятыми в процессе оформления права на получение субсидий. Не нужно забывать уже сделанную когда-то ошибку: когда в 90-ые годы решили, что рынок все сделает сам, главное оставить его в покое. Не решил. Результаты помнят все.

Именно поэтому реализация обозначенной выше задачи требует проведения целого ряда организационно-правовых и технологических мероприятий, в т.ч. и проведения работы по обеспечению скоординированного взаимодействия субъектов, участвующих в процессе предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также оптимизации процедуры перечисления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан.

К тому же законодательно определено, что перечисление должно осуществляться к началу установленного периода оплаты. А это требует предельно интенсивного режима протекания финансовых и информационных потоков.

Получается, что перед такими структурами, как органы социальной защиты встает выбор — организации информационного взаимодействия с несколькими десятками управляющих и ресурсоснабжающих организаций; либо работа с одной уполномоченной организацией в рамках единой базы данных и одного программного продукта. Логистические и транзакционные издержки этих вариантов работы несоизмеримы. Это подтверждает то, что должен действовать централизованный и предельно понятный всем участникам процесса интегратор, которым может быть именно информационный расчетный центр, качественно обеспечивающий функции по формированию, координации и актуализации всех информационных и финансовых потоков в сфере ЖКХ.

Эффективный интегратор должен:

  • установить технологический контроль за социальными расходами бюджета
  • осуществлять корректное финансирование социальных расходов с учетом актуальной информации о получателях;
  • получать в оперативном режиме информацию об объемах финансирования;
  • автоматизировать формирование текущего прогноза и анализа затрат, направляемых на финансирование социальных гарантий.

Значение информации как основы для принятия экономически корректных и своевременных решений очень велико. Опыт реализации реформы социальной поддержки населения в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ показал, что недооценка информационного и соответствующего коммуникационного обеспечения может привести к нарушениям финансовой стабильности системы ЖКХ и, как следствие, ухудшению уровня жизни значительной части населения.

Новый Жилищный кодекс объективно, как и любой закон, нуждается в понятном и логичном механизме реализации своих положений. Информационные расчетные центры, на наш взгляд, один из важных инструментов такого механизма.

Именно поэтому содержательное обеспечение процесса реформирования ЖКХ является актуальной задачей, которую должны решить федеральная и региональная власти и, безусловно, органы местного самоуправления. Главными помощниками муниципалитетов в этом могут стать информационные расчетные центры, выполняющие биллинговые функции, обладающие технологиями ведения информационных фондов и формирования различных взаимосвязанных баз данных, необходимых для принятия грамотных управленческих решений.

Принципиальная роль в реализации реформы жилищной сферы возложена на руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства. И это накладывает на каждого из нас серьезную ответственность перед обществом и государством.

Ссылки

  1. Всероссийская конференция руководителей предприятий ЖКХ, Москва, 10 октября 2005.

Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Задачи информационных расчетных центров в реализации новых положений жилищного законодательства»

Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».