Зрелый бизнес подходит к вопросам экономии и оптимизации стратегически

Материал из CustisWiki
Перейти к: навигация, поиск
Сергей Ефанов, наш руководитель направления «Банковские учетные системы», рассказал порталу CNews о текущей ситуации на рынке банковской автоматизации. Как изменились бюджеты на ИТ в связи с кризисом? Какие решения особенно востребованы рынком в условиях экономической нестабильности? Каким должен быть современный подход к выстраиванию учета? Об этом — в материале «Зрелый бизнес подходит к вопросам экономии и оптимизации стратегически» на сайте издания.

CNews: Сергей, как Вы оцениваете текущую ситуацию на рынке автоматизации? Как изменились бюджеты на ИТ в финансовом секторе в связи с кризисом?

Сергей Ефанов: Конечно, в кризисной ситуации некоторые компании избрали тактику механического сокращения расходов — секвестирования всех статей бюджета, в том числе и на ИТ. Данный подход имеет существенные ограничения. Во-первых, потенциал возможной экономии обычно не превышает нескольких процентов. Во-вторых, при таком сценарии достаточно высоки риски стагнации: потери или демотивации ключевого персонала, отставания от конкурентов и других явлений, негативные последствия которых сохранятся и после кризиса.

Зрелый же бизнес, к которому в большинстве своем относятся крупные финансовые организации, подходит к вопросам экономии и оптимизации стратегически: проводятся системные изменения, пересматриваются бизнес-процессы, система организации труда, используемые технологические платформы. Сегодня в ряде банков стартуют инфраструктурные проекты, эффект от которых распространится и на посткризисный период, обеспечивая экономию и конкурентные преимущества на среднесрочном временном горизонте.

Кроме того, есть организации, которые в кризис делают своей целью не просто сохранение места на высококонкурентном рынке, но и захват новых ниш. Очевидно, что сегодня это невозможно без высокого уровня технологического оснащения. Поэтому в кризисный период расходы на ИТ-проекты могут не только не уменьшаться, но даже расти: при грамотном подходе эти затраты компенсируются снижением других расходов банка — как операционных, так и капитальных.

CNews: Иными словами, в кризис ИТ должны стать не объектом сокращения расходов, а инструментом оптимизации и трансформации бизнеса. Можете ли Вы привести примеры проектов, которые реализуют такой подход?

С. Ефанов: Еще раз обращаю внимание на то, что к любым вопросам оптимизации следует подходить системно и автоматизация сама по себе не является панацеей. Однако сегодня любые изменения бизнес-процессов так или иначе замыкаются на ИТ — особенно это касается такой высокотехнологичной сферы, как банковская. ИТ видят изнутри сложные зависимости между бизнес-процессами организации, понимают, как они устроены, и могут помочь бизнесу их оптимизировать.

Еще десять лет назад одной из главных целей практически любой финансовой организации была экспансия, в том числе территориальная. Эффективность отходила на второй план, поскольку экономический эффект от развития филиальной сети покрывал расходы на ее содержание. Но сейчас, в условиях кризиса и падения рынка, эффективность бизнес-процессов становится ключевым вопросом.

Классическим примером такого инфраструктурного проекта, направленного на повышение эффективности, может служить оптимизация филиальной сети банка посредством централизации сервисов операционной, учетной или управленческой деятельности в головной организации. Централизация не только позволяет в сжатые сроки добиться существенной экономии благодаря сокращению расходов на инфраструктуру, но и повышает качество управления процессами и продуктовым рядом. Таким образом, это не кратковременная экономия, а стратегический проект, который обеспечивает структурную оптимизацию деятельности банка: повышает эффективность использования ресурсов, улучшает масштабируемость бизнеса, снижает банковские риски. Эффект от подобных проектов сохранится после окончания кризиса и даст организации новое качество управления.

CNews: Можно ли говорить об изменениях потребностей банковских заказчиков? Существуют ли различия в спросе со стороны розничного и корпоративного сегментов?

С. Ефанов: В целом для корпоративного сегмента банковского бизнеса сегодня характерно движение к увеличению комиссионных доходов в структуре прибыли: развитие новых услуг по управлению капиталом, сервисов расчетно-кассового обслуживания и других продуктов. Что касается розничного рынка, то здесь в приоритете мультиканальность и дистанционное обслуживание, а также обеспечение удобства интерфейсов и мобильность.

Повышение эффективности и борьба за клиентов — безусловно, ключевые задачи банков сегодня. Причем участники финансового рынка конкурируют не столько условиями предложений или продуктов, сколько технологичностью и уровнем сервиса. Конкурентная борьба осложняется еще и тем, что сегодня банкам приходится соперничать с сотовыми операторами, крупными ритейлерами и платежными системами интернет-корпораций — то есть с мобильными и высокотехнологичными компаниями.

Во многом именно этим вызвано пристальное внимание к изучению потребностей клиентов, выстраиванию эффективных с точки зрения прибыли связей между потребителями, каналами сбыта и новыми услугами. В подобных условиях банкам необходимо хранить, проверять и обрабатывать постоянно растущие объемы неструктурированных данных. Отсюда еще один тренд — повышенный интерес финансовых организаций к инструментам Big Data и аналитики.

CNews: Какие решения, на Ваш взгляд, особенно востребованы финансовым рынком в условиях экономической нестабильности?

С. Ефанов: В условиях кризиса растет уровень просроченной задолженности по кредитам физических и юридических лиц. По итогам первого полугодия задолженность физлиц уже достигла 7,5 %. Банк России прогнозирует дальнейшее ухудшение ситуации, и финансовые организации заинтересованы в эффективных инструментах для решения этой проблемы.

К числу таких можно отнести разработанную нашей компанией автоматизированную систему по работе с проблемной задолженностью. Она учитывает различные параметры кредитного продукта и критерии, по которым можно классифицировать должника: возраст, социальное положение, род деятельности. На основании этих данных происходит выбор методик и алгоритмов действий, направленных на работу с задолженностью и включающих различные шаги: общение с должником, проверку документов по залогу, формирование пакета документов для искового заявления, списание задолженности и т. д. Гибко настраиваемый инструментарий позволяет автоматизировать значительную часть работы — анализировать результаты деятельности по сбору задолженности, строить отчеты по ее погашению, оценивать и координировать работу сотрудников. Система легко интегрируется во внутренний ИТ-ландшафт банка, а также имеет доступ к информационным сервисам Национального бюро кредитных историй и Федеральной службы судебных приставов.

CNews: А какие тренды Вы можете отметить в своем сегменте банковской автоматизации? Каким должен быть современный учет?

С. Ефанов: Конечно, учет — очень консервативная сфера, но и в ней есть куда развиваться. На сегодняшний день банковские системы достаточно хорошо обеспечивают достоверность, полноту, своевременность и другие базовые требования к бухгалтерскому учету. Однако мы смотрим на данную область деятельности кредитной организации более целостно. На наш взгляд, высокого уровня прозрачности и значительного повышения качества контроля за финансовыми показателями можно добиться с помощью интеграции различных видов учета.

Разработанный нами учетно-аналитический кластер позволяет одновременно вести и сопоставлять несколько независимых видов учета — бухгалтерский, управленческий, налоговый, МСФО и другие — в рамках единой технологической платформы. Такой подход обеспечивает оптимизацию операционной деятельности и документооборота, значительно сокращая издержки банков, но главное — исключает дублирование первичных данных, что гарантирует непротиворечивость и высокий уровень достоверности различных видов учета. Кроме того, возможность гибко конфигурировать правила отражения события по сделке в различных видах учета и согласованно вносить коррективы в планы счетов позволяет оперативно реагировать на изменение правил РСБУ и внутренних регламентов организации.

CNews: Что ценного должны сегодня предложить ИТ-подрядчики, чтобы привлечь банковского клиента?

С. Ефанов: Каждый банк имеет свою стратегию и политику работы с ИТ, в том числе при выборе ИТ-подрядчика. Но можно выделить несколько общих принципов, которые оказывают существенное влияние на привлекательность ИТ-компании для банков. Прежде всего, в современном мире от ИТ требуется не только реализация задач автоматизации, но и выполнение роли технологизатора бизнес-процессов. Для этого ИТ-подразделение должно обладать достаточными компетенциями, чтобы принять бизнес-задачу и предложить эффективный путь ее решения. И здесь у внешнего подрядчика больше преимуществ, поскольку он может привнести рыночную экспертизу и предложить более широкий выбор технологий, основываясь на опыте реализации подобных проектов.

Кроме того, можно говорить о повышении интереса со стороны среднего и крупного бизнеса к выстраиванию долгосрочных партнерских отношений с независимыми ИТ-компаниями. С течением времени такие компании становятся не просто исполнителями, а внешним центром НИОКР, проектировщиками, свободными от обычной для корпораций бюрократии. Сотрудничество с ними позволяет банкам получить необходимую рыночную экспертизу в ИТ и доступ к широкому спектру технологий.

Те компании, которые смогут предоставлять услуги нового типа наряду с классическими сервисами ИТ-аутсорсинга и при этом сохранят приемлемую стоимость услуг, и будут наиболее востребованы на рынке банковской автоматизации.