Персональные инструменты
 

Инвестиционная деятельность в стране должна выйти на новый уровень эффективности

Материал из CustisWiki

Версия от 19:27, 24 августа 2017; VeronikaLoseva (обсуждение) (Новая страница: «''<blockquote>В журнале [https://bosfera.ru/ «Банковское обозрение»] (№ 8/2017) опубликована статья :Ка…»)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Это снимок страницы. Он включает старые, но не удалённые версии шаблонов и изображений.
Перейти к: навигация, поиск
В журнале «Банковское обозрение» (№ 8/2017) опубликована статья Дмитрия Морозова, нашего бизнес-аналитика, посвященная проблемам в инвестиционном секторе России. Почему инвесторы опасаются вкладываться в отечественные проекты? Достаточно ли правительственных мер, чтобы повысить инвестиционную активность в стране? Каких инструментов не хватает бизнесу и инвесторам для продуктивного сотрудничества? Об этом — в материале «Инвестиционная деятельность в стране должна выйти на новый уровень эффективности» на сайте и в бумажной версии издания.

По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, начиная с 2014 года в России наблюдается ежеквартальное сокращение инвестиций в основной капитал. В 2014 году их объем упал на 1,5%, в 2015 — на 8,4%, возвратившись на уровень 2008 года. По итогам первой половины 2016 года сокращение составило 4,3%. Непростая ситуация в инвестиционном секторе обусловлена тем, что инвесторы в условиях возрастающих совокупных рисков опасаются вкладывать средства в нестабильную российскую экономику. Их отпугивают ухудшение геополитической обстановки, волатильность курса рубля, затруднения с доступом к внешнему финансированию в результате выросших ставок по банковским кредитам и другие факторы.

Резкий отток иностранных и внутренних вложений заставил государство сфокусировать внимание на инвестиционном секторе российской экономики и заняться его активной поддержкой. Можно выделить два направления в инвестиционной политике правительства: улучшение инвестиционного климата в стране и стимулирование инвестиционной активности на местах за счет поддержки предпринимательства и бизнес-инициатив.

Улучшение инвестиционного климата — долгосрочная задача. Она включает в себя такие обязательные меры, как стабилизация экономической обстановки в стране (в первую очередь путем нормализации курса рубля и поэтапного снижения ключевой ставки ЦБ РФ), совершенствование законодательной базы, развитие инфраструктуры, транспорта и многое другое. Безусловно, правительство делает шаги в этом направлении, но значительных улучшений можно будет ожидать только в перспективе нескольких лет, а может, и десятилетий.

Стимулирование инвестиционной активности, в частности такой важной ее составляющей, как прямые инвестиции, имеет более прикладной характер и конкретные результаты в обозримом будущем. Оно подразумевает создание инвестиционных фондов и дальнейшую поддержку их работы, привлечение внешних источников финансирования (в том числе из других государств), предоставление льгот и государственных гарантий. Поиском перспективных проектов и потенциальных инвесторов в основном занимаются федеральные и региональные фонды, такие как Фонд развития Дальнего Востока, Фонд развития промышленности, Фонд развития интернет-инициатив, Фонд содействия развитию сельского хозяйства и др.

Помимо подбора проектов основной задачей фондов становится последующее выстраивание взаимодействия между проектами и потенциальными инвесторами. Чаще всего фонды создаются по отраслевому (к примеру, Фонд развития интернет-инициатив, который работает только с ИТ-проектами) или региональному (как Фонд развития Дальнего Востока) принципу. Связано это с тем, что для управления прямыми инвестициями требуются отраслевые компетенции и знание региональной специфики. При этом ограниченный список специализированных фондов существенно сужает возможность выбора отраслей для самих инвесторов.

Еще одно затруднение для потенциальных инвесторов — недостаток информации о проектах, которые поддерживают фонды. Чаще всего инвестор получает только самую общую информацию о проекте, а все детали об учредителе, его успешных и неуспешных проектах, рисках и выгодах, сроках реализации и планируемом размере прибыли доступны только по запросу, что неудобно на этапе первичной оценки и выбора из большого числа проектов.

Следующая проблема возникает во время мониторинга этапов реализации проекта. Как правило, у инвестора нет информации о соответствии планового положения дел проектному. Это усложняет управление инвестициями, а значит, риски возрастают в разы. В фондах и на существующих инвестиционных площадках подобная информация доступна в лучшем случае в виде набора разрозненных проектных документов, в худшем — вообще недоступна для инвестора. При этом в идеале инвестору желательно иметь доступ к актуальной информации практически в режиме реального времени.

Из всего сказанного следует вывод, что фонды развития только частично решают задачи по стимулированию инвестиционной активности, причем делают это недостаточно эффективно, в то время как в сложившейся экономической ситуации привлечение потенциальных инвесторов к перспективным проектам становится одной из главных задач государства. Для решения этих задач важно предоставлять бизнесу и инвесторам более прозрачные и понятные инструменты с возможностью отслеживания полного жизненного цикла инвестиционного проекта.

Специализированные площадки для взаимодействия проектов и инвесторов должны своевременно аккумулировать информацию о состоянии инвестиционного сектора и отдельных отраслей, предоставлять достоверные сведения о проектах и их инициаторах, агрегировать и автоматически проверять данные о ходе реализации проектов и таким образом помогать инвесторам принимать эффективные решения об инвестировании на разных этапах проекта.

Подобные сервисы будут привлекательны как для инвесторов, так и для инициаторов проектов. Для первых — тем, что размещенные на таких площадках проекты отобраны в соответствии с прозрачной политикой и за ходом их продвижения можно следить буквально в онлайн-режиме. Для вторых это возможность представить свой проект широкому кругу инвесторов и получить финансирование на выгодных условиях. Кроме того, собранная на таких площадках качественная аналитика и информация об инвестиционной привлекательности тех или иных отраслей и регионов будет помогать государственным фондам и институтам принимать более точные и своевременные решения, в частности, о введении налоговых льгот и объемах дотаций.

Наша компания совместно с партнерами ведет разработку подобного сервиса управления прямыми инвестициями. Его ключевая задача — постоянная аккумуляция информации о проектах и их текущем состоянии. Сервис преобразует разнородные сведения в единую модель и дает возможность работать с проектом с точки зрения значимых именно для инвестора параметров, таких как норма доходности и срок возврата инвестиций. Для оценки перспективности проектов на первоначальной стадии и анализа текущего статуса их реализации планируется привлекать независимых экспертов, представителей ключевых отраслевых институтов, чья экспертиза и компетенции зачастую недоступны частным инвесторам. Возможность получить качественную и независимую оценку избавит инвесторов от необходимости самостоятельно погружаться в специфику отдельных рынков и позволит работать с проектами сразу в нескольких отраслях.

Таким образом, развитие подобных сервисов выгодно всем участникам инвестиционного рынка — от представителей государственных фондов и региональных властей до частных инвесторов. Функциональные возможности площадки позволят повысить инвестиционную активность в стране благодаря привлечению новых частных инвесторов, которые сейчас считают эту сферу недостаточно прозрачной, доступной или перспективной. В то же время различным фондам и представителям власти будет проще отбирать проекты, следить за их эффективностью.