Как меняется высшее образование в России? Становится более индивидуальным!
Наша компания совместно с изданием «Медуза» подготовили материал о новых тенденциях в российском образовании. Почему высшее образование взяло курс на индивидуализацию? Как вузы переходят на новую модель обучения и в чем ее особенности? Как наше ИТ-решение Modeus помогает реализовать трансформацию университета? Об этом — в материале «Как меняется высшее образование в России? Становится более индивидуальным!» на сайте издания.
С 2019 года в российских вузах частично ввели ИОТ — индивидуальные образовательные траектории, которые позволяют студентам самостоятельно выбирать курсы и направления обучения. Такая система уже давно работает на Западе, но в России она пока не прижилась. Как ее перенимают, рассказывают «Медуза» и компания CUSTIS. Она занимается разработкой системы Modeus, которая используется, чтобы реализовать новую модель образования.
Содержание
Зачем менять систему
Сейчас из-за компьютеризации (и роста мощностей компьютеров) профессии рождаются и умирают как никогда быстро. За последние десять лет эксперты по машинному обучению стали востребованнее остальных ИТ-специалистов, а турагентов практически вытеснили онлайн-сервисы. Традиционное высшее образование за этим не успевает: при поступлении надо выбрать тему, которой придется посвятить четыре года (а то и шесть — если учиться в магистратуре), и за это время профессия может умереть или сильно измениться. Рынок труда хорошо это иллюстрирует: лишь 27 % россиян работают по специальности.
Конкуренция растет и между студентами (в 2017 году за одно место в среднем боролись 8,2 человека, а в 2018-м — 9,1), и между вузами: из-за того, что абитуриенты стали мобильнее, они чаще уезжают на обучение в Москву или Санкт-Петербург, а не учатся в региональных университетах. Для того чтобы сохранять конкурентоспособность, вузы пробуют привлечь студентов в том числе индивидуальным обучением, которое поможет не остаться с неактуальным дипломом. Некоторые университеты перешли на ИОТ уже сейчас.
Чем новая схема отличается от курсов по выбору
Курсы по выбору давно есть во многих университетах, но чаще всего они связаны с основной специальностью — взять что-то, что к ней не относится, очень сложно. А иногда даже такие курсы могут стать обязательными. Например, будущим преподавателям английского могут принудительно включить в расписание «Страноведение Великобритании», хотя формально оно будет значиться как курс по выбору.
Новая модель предполагает, что студент выбирает предметы каждый семестр. Программа состоит из обязательных общих дисциплин вроде философии и иностранного языка, элективов и профильных дисциплин. Элективные курсы обычно изучают один семестр; они не углубляют программу направления, а расширяют ее. Вузы еще могут предложить студенту изучить несколько смежных элективов и получить майнор. Этот дополнительный сертификат не заменяет диплом, но может пригодиться при поиске работы в новой индустрии. Еще такое обучение помогает тем, кто хочет перевестись на другую специальность. Студенты в этом случае уже имеют базовые знания; им приходится пересдавать меньше предметов.
Наконец, с новой моделью исчезают привычные группы. У каждого студента появляется индивидуальное расписание; на парах он работает с учащимися разных направлений, то есть постоянно встречает новых людей и учится делать с ними совместные проекты. Совсем как на работе!
Кто это придумал
Идея пришла с Запада. В Европе, в США и в Канаде студенты сами выбирают предметы; американские вузы к тому же позволяют определиться со специальностью не сразу, а в конце второго курса. Каждый предмет имеет разную «ценность» исходя из сложности, количества часов и итоговой формы аттестации. За семестр студенты должны набрать 30 баллов: обычно для этого хватает 4–5 предметов. Можно взять больше.
Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS) позволяет студентам легко переводиться в вузы других стран ЕС и ездить на программы обмена. В России после семестра за границей часто приходится досдавать все пропущенные предметы, в то время как во многих европейских университетах полгода в другой стране — часть программы.
Азиатские вузы тоже начали адаптировать обучение под студентов — и нашли новые способы это сделать. Например, в Национальном университете Сингапура можно отказаться от летних каникул после второго курса и потратить их на учебу. В этом случае студент получит диплом на семестр раньше.
В Западной Европе и США популярна модель предпринимательских вузов, которые получают деньги за продажу наработок студентов и выпускников (например, патентов). Такие университеты поддерживают стартапы обучающихся и предлагают им совмещать пары с работой в компании при вузе. Учебные заведения тратятся на дополнительные курсы и гибкую программу, чтобы привлечь прибыльных студентов. Массачусетский университет в 2018 году выручил 3,6 млрд $, причем плата за обучение составила 10 % от суммы. Остальное — преимущественно деньги от научно-исследовательской деятельности.
Индивидуализация на Западе продвигается от вузов к школе. В Финляндии экспериментируют с тем, чтобы ученики делали больше проектов и изучали меньше обобщенных предметов. При этом конкретные темы, вокруг которых строится курс, школьники могут выбрать сами. В Великобритании ученики и вовсе в последних классах школы занимаются только теми предметами, с которыми планируют идти в вуз.
Как это вводят в России
С 1 сентября высшее образование перешло на новый образовательный стандарт, который предусматривает, что есть обязательные предметы, а есть те, которые нужно выбирать самостоятельно. Но при этом там до сих пор не прописано прямо, как именно вузы должны это организовать. Кроме того, обновленные стандарты подготовили не для всех направлений: там, где их пока нет, университеты ничего поменять не могут.
Те вузы, которые начали вводить новую схему, пока не выработали единую модель индивидуальных образовательных траекторий, поэтому действуют по-разному. Так, Московский городской педагогический университет с 2016 года предлагает элективы. Вуз состоит из 13 институтов, которые предлагают десятки курсов. Студенты могут посещать занятия у себя или ездить в другие институты: на это в расписании выделяют отдельный день. Высшая школа экономики, помимо элективов, предлагает майноры. Вуз также засчитывает успешные результаты обучения на программах обмена, чтобы студентам не приходилось пересдавать целый семестр. Университет также планирует заменить лекции на онлайн-курсы.
Тюменский государственный университет с этого учебного года полностью перешел на индивидуальные образовательные траектории. Все студенты изучают блок общеобразовательных предметов, посещают элективы, изучают профильные дисциплины. Их можно выбирать по отдельности, а не блоками, как в некоторых других вузах (например, УрФУ и МГУ). В ТюмГУ тоже есть майноры.
Как технологии помогают образованию меняться
Индивидуализация меняет то, как надо управлять процессами в вузе. Теперь, помимо учебного отдела, в нем участвуют преподаватели и студенты. Для совместной работы по новой системе используют собственные или сторонние онлайн-платформы. Например, Modeus компании CUSTIS.
Modeus позволяет систематизировать индивидуальные образовательные траектории. С помощью платформы студенты могут выбирать интересные предметы и добавлять их в личное расписание. Система составляет списки — кто и куда записался — и передает их преподавателям. А те заполняют информацию о своих курсах, вносят требования к отдельным занятиям и к итоговой аттестации.
Это позволяет университету управлять учебным процессом при переходе на ИОТ: разрабатывать гибкие учебные планы, планировать нагрузку преподавателей, составлять индивидуальные расписания и контролировать успеваемость студентов.
А еще Modeus собирает историю обучения студентов. Благодаря этому можно анализировать, какие курсы и какие преподаватели популярны. Такие данные помогут вузу предсказывать, сколько человек захочет изучить конкретную дисциплину в следующем семестре. Тогда при необходимости можно будет найти дополнительного преподавателя или предусмотреть аудиторию побольше.
Что будет дальше
В 2006 году российским вузам разрешили стать автономными учреждениями. Те университеты (среди них ВШЭ и МГПУ), которые перешли на эту схему, самостоятельно распоряжаются доходами от студентов-платников, поэтому им важно привлечь как можно больше абитуриентов.
Новая модель стала конкурентным преимуществом, которое вузы разработали сами. Они начали делать это за несколько лет до того, как об индивидуализации высшего образования задумалось государство. После введения ИОТ у вузов-первопроходцев появляются новые перспективы развития: например, они могут создать общие метрики прогресса студентов по индивидуальным планам (аналогично европейским баллам). Это позволит студентам легче переводиться из одного передового университета в другой.
Индивидуальные образовательные траектории способны снизить количество выпускников, которые сразу идут работать не по специальности. Студентам легче сменить специальность, к тому же выбор профильных предметов (или хотя бы модулей) позволяет подготовиться к работе в конкретной нише индустрии.
Вот что говорит о перспективах главный архитектор Modeus Павел Музыка: «Индивидуализация — шаг к качественному улучшению высшего образования в России. Она повышает конкуренцию между преподавателями, программами и курсами — и между университетами, и внутри каждого из них. А значит, невостребованным или устаревшим предметам там просто не останется места.
В отдаленной перспективе индивидуализация распространится на всю систему образования. Студенты перестанут быть привязаны к вузам и смогут формировать программу как конструктор: например, несколько модулей проучатся в одном месте, а потом перейдут в другое. Часть программы они вообще смогут изучить онлайн в партнерских учебных заведениях за границей или на образовательных веб-платформах».