Китайский вектор (о развитии предложений из Китая на российском ИТ-рынке)

Материал из CustisWiki
Перейти к: навигация, поиск
Журнал «Эксперт» опубликовал интервью, посвященное китайским ИТ-продуктам на российском рынке, с тремя нашими специалистами — Максимом Трегубовым и Дмитрием Морозовым, ведущими системными инженерами, а также Романом Корешковым, руководителем проектов дирекции развития технологий. Как обстоит ситуация на рынке оборудования и технической поддержки? Насколько серьезным игроком является Китай в области серверного оборудования? Ответы на эти и другие вопросы — в материале «Китайский вектор» на сайте и в бумажной версии журнала.

«Эксперт»: В целом могут ли китайские ИТ-продукты заменить европейские и американские? Если да, то какие (помимо телекома и Huawei)? А какие нет?

Максим Трегубов: Говоря о программном обеспечении, необходимо учитывать, что его разработка давно стала интернациональной или сильно глобализировалась. Осталось очень мало коммерческих систем, про которые можно с уверенностью сказать, что они на 100 % американские или европейские. Кроме того, большое место на рынке ПО занимают Open Source решения — Linux, PostgreSQL и т. д., — определить географическую принадлежность которых не представляется возможным. Тем не менее, если говорить о коммерческих продуктах таких западных корпораций, как Oracle и Microsoft, или операционных системах iOS и Android, то китайских аналогов у них сегодня однозначно нет. Если же говорить об Open Source разработке, причем в широком смысле (не столько о продаже, сколько о постпродажном обслуживании, обновлении, поддержке), то китайские коллеги, конечно, могут предлагать такие услуги, но вероятность их широкого распространения пока очень невелика. В первую очередь, из-за разности менталитетов. Например, в цветовом оформлении интерфейсов азиаты тяготеют к яркой, аляповатой палитре, в то время как европейцы — к спокойной, строгой. Также стоит отметить существенные различия в бизнес-процессах, что может стать серьезной сложностью при внедрении, к примеру, ERP-систем.

Иначе обстоит ситуация на рынке оборудования и его технической поддержки. Сегодня Китай де-факто — это мировая фабрика, в том числе и высокотехнологичных изделий, и вероятность замены А-брендов, то есть производителей первого эшелона — Hewlett-Packard, Dell, Cisco — очень и очень высока. Например, китайская Lenovo выкупила у IBM не только подразделение по выпуску персональных компьютеров, но также и бизнес по производству серверного оборудования на базе Intel. А Huawei помимо того, что предлагает свои продукты для телеком-индустрии, пытается зайти на премиум-рынок СХД. Кроме обозначенных компаний, стоит отметить экспансию китайского производителя серверов, СХД и прикладного ПО Inspur на международный рынок. По данным Gartner, в первом квартале 2014 года она заняла первое место в Китае и пятое в мире по поставкам серверов.

«Эксперт»: Сильны ли китайцы в области серверов? Вот, например, компания Inspur к нам рвется? Есть ли у них шансы?

Дмитрий Морозов: Ожидаемым игроком на российском рынке серверов является компания Inspur, занимающая пятое место в мире по поставкам этого оборудования (на ее долю приходится 3,4 % от общего объема продаж серверов). Серверы производства Inspur в марте 2013 года были установлены в Почтово-сберегательном банке Китая, заменив в ходе государственной программы серверы американского производства. В целом компания Inspur ориентируется в первую очередь на поставки оборудования госструктурам. Так, в октябре 2014 года российский разработчик государственных информационных систем НИИ «Восход» заключил соглашение с Inspur о покупке оборудования для дата-центров на сумму более 200 млн долларов. И хотя планируется, что в будущем на российском рынке компания будет работать и в коммерческом сегменте, можно предположить, что основным каналом заказов в России для них будет являться именно госсектор. По крайней мере, российским дистрибьютором компании является ЗАО «Сфера», работающее в основном как раз с государственными заказчиками.

Несмотря на интерес к компании со стороны российских госструктур, на данный момент серьезной технической поддержки Inspur в нашей стране не имеет. Кроме того, пока можно предположить, что продвижение компании в коммерческом сегменте рынка маловероятно. Косвенным подтверждением этого может быть сайт Inspur в России, который лишь номинально переведен на русский язык и содержит множество ошибок.

На этом фоне наиболее вероятна экспансия компаний Huawei и Lenovo. Они располагают широким набором решений по технической поддержке, давно присутствуют на рынке и хорошо известны в России. Если для корпоративного сегмента Lenovo предлагает серверы и системы хранения данных, то Huawei также активно продвигает свои телекоммуникационные решения (производитель вышел на третье место в мире по объемам продаж (IDC, декабрь 2014 года), правда, с долей рынка всего порядка 3 %).

Но в любом случае переход на работу с поставщиками серверного оборудования из Китая не решает проблему импортозамещения центральных процессоров — в решениях и Inspur, и Lenovo, и Huawei используются процессоры производства Intel или IBM. Китайское правительство налаживает совместное производство процессоров вместе с тайваньским производителем VIA, но пока заметных успехов в этом направлении не достигнуто.

«Эксперт»: Про китайское ПО что думаете? Смогут ли китайцы стать видным игроком на российском рынке ПО? А еще бывают ли китайские ERP или CRM?

Роман Корешков: Китай давно озабочен вопросами импортозамещения в сфере ИТ. Несмотря на то, что страна начала разрабатывать свои операционные системы на базе Linux еще в конце 1990-х, их доля на китайском рынке ОС крайне незначительна, как и Linux в целом, — около 0,1 % (по данным на июль 2014 года). Этого явно недостаточно для создания экосистемы вокруг национальной ОС (прикладного ПО, аналогичного популярным приложениям Windows), а также сообщества разработчиков, обладающих нужными компетенциями для масштабного развития системы. Конечно, введенный прошлой весной запрет на использование Windows 8 в государственных учреждениях Китая ускорил этот процесс, и разработчики уже интегрируют существующие популярные программы китайского производства, такие как Kingsoft Office (более совместимый с Microsoft Office, чем LibreОffice) и браузер Maxthon. Но вряд ли в ближайшие пару лет доля китайских продуктов на рынке кардинально увеличится.

На рынке ERP- и CRM-систем есть видные китайские игроки, такие как Yonyou, имеющая более 600 000 клиентов в Тихоокеанском регионе. Но, во-первых, многие из их продуктов даже не переведены на русский язык, не говоря уже про адаптацию к российским бизнес-практикам, а во-вторых, большинство из них сложно назвать чисто китайскими вендорами, поскольку в компаниях велика доля американского капитала. Такова, например, ситуация в Aptean (бывшей CDC Software), имеющей в своем портфеле продуктов популярную ERP-систему Compiere с открытым исходным кодом. Сложно предсказать, будут ли эти компании свободны в продвижении своих продуктов в России под давлением американских санкций.

Таким образом, в ближайшую пару лет наши китайские коллеги вряд ли смогут порадовать значительным присутствием своих разработок на российском рынке системного и прикладного ПО.