Персональные инструменты
 

Коммунальный коммунизм (о причинах кризиса в ЖКХ)

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск

В журнале «БОСС» опубликован комментарий Максима Михалева, нашего директора по развитию бизнеса, о причинах кризисных явлений в ЖКХ. Почему накапливаются задолженности со стороны населения, повышаются тарифы на услуги, а инфраструктура не улучшается? Об этом — в комментарии к материалу «Коммунальный коммунизм» на сайте и в бумажной версии журнала.

Наблюдаемые последние несколько лет кризисные явления в сфере ЖКХ носят системный характер. Во многом они обусловлены текущим форматом взаимодействия между ключевыми участниками этого рынка — управляющими компаниями, ресурсоснабжающими организациями, органами власти и населением.

В этой системе взаимоотношений управляющие компании оказались естественным слабым звеном. Действительно, согласно текущему законодательству управляющие компании являются посредниками между населением и поставщиками ресурсов в вопросах расчетов, начислений и сбора денег за услуги и потребленные ресурсы. В результате сложилась ситуация, когда небольшая компания с минимальным уставным капиталом и, зачастую, без каких-либо существенных активов, получает возможность распоряжаться денежными средствами, в которых её собственная доля составляет всего 5–20% от общего объема. Таким образом, для управляющих компаний создан соблазн использовать проходящие через них деньги в собственных интересах, начиная от банальных задержек платежей, предназначенных поставщикам, заканчивая прямыми хищениями с последующим банкротством самих управляющих компаний.

Неизбежным следствием такой организации рынка ЖКУ является появление букета проблем, которые обычно и упоминаются, когда говорят о кризисе. Во-первых, неплатежи и задолженности за услуги ЖКХ со стороны населения. В текущей системе управляющие компании никак не заинтересованы в повышении сборов денежных средств с населения — свою часть они всегда могут получить из общей массы собранных денег, фактически перекладывая недобор на поставщиков.

Во-вторых, поставщики, регулярно недополучая деньги за предоставленные ресурсы, всячески пытаются заложить недостачу в тарифы, вызывая тем самым их регулярные повышения. Что в свою очередь еще больше провоцирует рост неплатежей с стороны населения.

В-третьих, в сложившейся ситуации никто, кроме населения и местных властей, не заинтересован в модернизации изношенной инфраструктуры и в повышении качества услуг ЖКХ. Пока растущие издержки можно компенсировать ростом тарифов, не приходится ждать массовых инвестиций в инфраструктуру.

В-четвертых, в сложившейся ситуации совершенно невозможен нормальный процесс накопления средств для капитального ремонта жилья. Собираемые на эти цели платежи населения не аккумулируются на специальных счетах, а «растворяются» в общем объеме денежных средств, которыми распоряжаются управляющие компании.



Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».