Комплексная модель коммунального биллинга
Андрей Борейко, заместитель директора по развитию бизнеса ООО «Заказные ИнформСистемы».
«Комплексная модель коммунального биллинга»[1]
Коммунальный биллинг не исчерпывает собой все отношения между поставщиками и потребителями ЖКУ, но занимает центральное место в системе расчетов за коммунальные услуги и энергоресурсы. Весь технико-экономический комплекс расчетов можно представить в виде «ромашки». Сердцевина этой ромашки — коммунальная биллинговая система. Лепестки «ромашки» — учетные системы поставщиков услуг и ресурсов.
Основное требование к биллинговой системе, претендующей на обслуживание современного мегаполиса — это поддержка полного цикла биллинговых услуг. Полный цикл биллинговых услуг представляет собой относительно новое понятие. Он включает в себя поддержку единой информационной базы, начисления и претензионную работу, выставление счетов на оплату, сбор платежей, диспетчеризацию платежей, формирование отчетов. В зависимости от технологической базы, рыночных и правовых ограничений единый городской расчетный центр может предоставлять как полный цикл, так и ограниченный набор биллинговых услуг.
Коммунальный биллинг не исчерпывает собой все отношения между поставщиками и потребителями ЖКУ, но занимает центральное место в системе расчетов за коммунальные услуги и энергоресурсы. Весь технико-экономический комплекс расчетов можно представить в виде «ромашки». Сердцевина этой ромашки — коммунальная биллинговая система. Лепестки «ромашки» — учетные системы поставщиков услуг и ресурсов. Например, учетные системы энергоснабжающих организаций, предприятий электросвязи и т.д.
Предприятие, эксплуатирующее общегородскую биллинговую систему, становится важным элементом городской инфраструктуры. Обычно такое предприятие называется «Единый расчетный или информационно-расчетный центр» (ЕИРЦ). Уникальная позиция оператора коммунальных расчетов позволяет ЕИРЦ оказывать дополнительные услуги разным организациям и предприятиям. Перечислим лишь основные услуги и пакеты услуг биллингового центра:
- Информационное обслуживание органов власти. ЕИРЦ может регулярно предоставлять актуальные данные о состоянии жилищного фонда, о миграционных процессах, статистику аварийности, данные о задолженности, о состоянии расчетов и многие другие сведения, необходимые для управления городским хозяйством
- Поддержка единой базы данных, начисления и текущая претензионная работа
- Выставление текущих счетов на оплату (уведомление плательщиков бумажными квитанциями, по электронной почте или через Интернет)
- Выставление требований на погашение потребительских кредитов в составе единой квитанции. Данная услуга представляет интерес для коммерческих банков, которые стремятся развивать свой розничный бизнес
- Размещение на квитанциях рекламных объявлений (коммерческая реклама, социальная и политическая реклама)
- Прием и диспетчеризация платежей (через собственную кассовую сеть ЕИРЦ, через банки, почту и других сборщиков)
- Сбор просроченной задолженности и претензионно-исковая работа
- Предоставление периодических отчетов поставщикам услуг
- Коммерческое использование обобщенной статистической информации
- Специальные финансовые услуги для поставщиков ЖКУ (кредитование под гарантии будущей выручки, расшивка задолженности)
Из приведенного списка легко понять, что биллинговый центр это не только элемент городской инфраструктуры, но и сложный финансовый бизнес. Можно выделить три ключевых компонента биллингового бизнеса:
- оптимальная схема собственности,
- организационные know how,
- современный программно-технологический комплекс.
Первый компонент — оптимальная схема собственности — подразумевает учет интересов города и наиболее крупных поставщиков ЖКУ. Известно, что во многих городах расчетный центр является муниципальным унитарным предприятием. Но это не единственный возможный вариант. Вполне допустимо создание биллингового центра в форме акционерного общества.
Второй ключевой компонент — организационные технологии — заключаются в разумном распределении кадровых ресурсов, помещений и техники на территории муниципального образования. При построении эффективной организации главная роль, безусловно, принадлежит руководителям. Опыт и знания руководителей расчетного центра служат основной гарантией успешной работы биллингового центра.
Наконец, третий важнейший компонент — это программно-технологический комплекс. Специалисты в области финансовых рынков знают, что работа таких операционных площадок как биржи или клиринговые центры была бы просто невозможна без соответствующего программного и аппаратного обеспечения. В коммунальном хозяйстве необходимость внедрения информационных технологий в полной мере еще не осознана. Между тем, обслуживание коммунальных расчетов в большом городе под силу только современной информационной системе. Ядром такой системы должен быть мощный операционно-учетный механизм, открытой к дальнейшему развитию.
Названные компоненты могут создать несколько схематическое представление о биллинговом бизнесе. Поэтому важно дополнить описание ключевых компонентов динамическими аспектами, то есть упомянуть о том, как создается биллинговый центр.
Создание биллингового центра — это большой и сложный проект. В нем необходимо использовать соответствующие проектные технологии управления. Прежде всего следует оценить условия реализации проекта в данном конкретном городе или регионе. Для этой цели и для прояснения множества важных деталей проводится предпроектное обследование.
Не менее важные блоки подготовительной работы — выбор и адаптация программно-технологического комплекса. Существует несколько критериев выбора. Главные из них: квалификация поставщика и апробированная проектная технология. Адаптация выбранной системы происходит при деятельном участии города-заказчика. Ведь именно городу предстоит много лет использовать и развивать для своих нужд однажды выбранную технологию расчетов.
Чтобы город мог самостоятельно развивать систему и наращивать полезные информационные фонды, поставщик системы должен провести обучение специалистов местного технического центра. Передача технологий от поставщика к специалистам заказчика является важным условием сохранения баланса интересов и свободы заказчика от диктата разработчиков.
Наконец, важнейший этап проекта — внедрение системы и постановка базовых бизнес-процессов биллингового центра. Внедрение современной информационной системы требует от всех участников проекта высокой квалификации, организованности и взаимной согласованности. Внедрение никогда не может быть только «проблемой поставщика», даже если речь идет о реализации проекта «под ключ». Руководителям биллингового центра предстоит досконально узнать возможности биллинговой системы, а исполнительный персонал должен пройти квалификационный отбор и обучение.
Когда основные работы завершены и система заработала на большей части территории города, приходит время задуматься о дальнейшем развитии. Располагая актуальной базой данных населения, жилищного фонда, поставщиков, тарифов и услуг, город может ставить перед собой новые задачи. Общегородская биллинговая система — это лишь первый шаг в сторону комплексного развития механизмов управления территориальными ресурсами.
Ссылки
- ↑ «Коммунальный комплекс России», №4 (октябрь) 2004, стр.26-27.
Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».
Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Комплексная модель коммунального биллинга»