Персональные инструменты
 

Корпоративный портал

Материал из CustisWiki

Перейти к: навигация, поиск
Наш ведущий разработчик, эксперт по веб-технологиям Виталий Филиппов ответил на вопросы журнала «Системный администратор» о развитии корпоративных порталов и социальных сетей. В чем их преимущества и какие задачи они решают, нужно ли регламентировать работу в них и какие инструменты и решения выбирать для создания внутренних порталов читаем в материале «Какой улов приносят корпоративные сети?».

«Системный администратор»: Есть ли польза от корпоративных социальных сетей, имиджевая и/или экономическая? Или же компании достаточно ограничиться стандартным документооборотом?

В. Филиппов: Во-первых, что называть «корпоративной социальной сетью»? Вряд ли имеет смысл говорить о точной копии «ВКонтакте» или «Фейсбука», развернутой внутри компании. Обычные социальные сети включают в себя массу разного функционала и, очевидно, не весь он нужен в компании. Например, «Веселая ферма» точно полезна не будет :)

Но что же тогда понимать под «социальной сетью»? На наш взгляд, это, в первую очередь, место, где люди могут знакомиться и эффективно обмениваться информацией как на рабочие, так и на «не очень» рабочие темы. Таким образом, мы плавно приходим к теме управления знаниями, а элементы «социальной сети» обнаруживаются и в ERP-системах, и в системах документооборота — разве что эти системы должны иметь «человеческое лицо» и позволять совместное наполнение.

Мы считаем, что этим требованиям прекрасно отвечают Wiki-системы. На дворе XXI век, о Wiki сказано многое и они давно вошли в массы, однако я повторюсь: Wiki — это совместно наполняемый портал, основанный на простой удобочитаемой текстовой разметке и версионировании содержимого статей. Мы используем сборку MediaWiki — движка «Википедии» — под названием MediaWiki4Intranet. Wiki служит «порталом», в котором сотрудники могут сами создавать и наполнять разделы, и в Wiki же у нас работают внутренние блоги и форумы. Тексты записей в них являются частью общей базы статей, и это отлично способствует накоплению информации. Есть у нас и небольшая ERP-система собственной разработки — по сути, справочник сотрудников и подразделений.

О конкретной экономической пользе управления знаниями говорить трудно — оно требует ресурсов и не дает мгновенной прибыли. Просто цель управления знаниями другая — страховка от внезапных проблем. Например, чтобы внезапно не получилось так: появилась новая конкурирующая технология, а вы не то что в ответ ничего предложить не можете — вы даже не знаете, где и в каком состоянии ваши технологии, потому что все, кто хорошо разбирался в многолетних наработках, уже ушли, а информация в лучшем случае представлена документами во временных папочках-«помойках» и огромным ворохом электронных писем.

Именно для стимулирования общения и обмена информацией и нужны элементы социальных сетей в корпоративной базе знаний.

«Системный администратор»: Есть у вас внутренний кодекс, регламентирующий общение на корпоративном портале? Или предпочитаете решать этот вопрос программными средствами?

В. Филиппов: Корпоративный портал — это не публичный форум, и «административных» проблем вроде бессмысленного троллинга на нем обычно просто нет. Если же такие проблемы возникают, всегда есть административный ресурс в лице руководства. Поэтому в каких-то регламентах нужды нет. Даже наоборот, частая проблема многих компаний в том, что люди не пишут статьи, сомневаясь, имеют ли они на это право? Так что вместо жестких регламентов лучше, наоборот, способствовать свободному наполнению.

«Системный администратор»: Мобильное управление корпоративным контентом — тренд времени. Как в вашей организации решаются проблемы интеграции и безопасности мобильных устройств со стационарными системами?

В. Филиппов: Все описанные выше системы — веб-приложения, доступные из внутренней сети или через сервер удаленного доступа, работающий на свободной технологии OpenVPN. По сути, это простейший способ решить проблему мобильного доступа — браузер есть в каждом телефоне и в каждом планшете, и OpenVPN также доступен под основными мобильными платформами.

«Системный администратор»: Обновление, миграция, синхронизация данных на корпоративном портале. Какое вы выбираете решение и почему? Чему доверяете больше: решениям от крупнейших вендоров или собственным разработкам?

В. Филиппов: Если говорить конкретно о MediaWiki — она уже включает в себя некоторые возможности синхронизации. Если говорить о ПО в целом — наибольшее доверие вызывает свободное программное обеспечение: всегда можно посмотреть, как оно устроено, если нужно — доработать или исправить проблемы, обменяться опытом с другими пользователями, а при желании — заказать независимый аудит кода критичных в плане безопасности компонентов.

«Системный администратор»: Выбор решения для ликвидации избыточного доступа пользователей к контенту портала. Какова практика в вашей организации?

В. Филиппов: Если под «ликвидацией избыточного доступа» понимается система разграничения прав, то в основном у нас работает следующая концепция: основная Wiki почти вся общедоступна (и задумана таковой), и только отдельные «проектные» Wiki закрыты для всех, кроме сотрудников соответствующих проектов. В более мелкой настройке нужды обычно нет, но она тоже возможна — статьи можно «закрывать» в основной Wiki или «открывать» в проектных — такая гибкая настройка обеспечивается входящим в нашу сборку расширением IntraACL. То есть проблема, с которой часто сталкиваются корпоративные пользователи MediaWiki, — невозможность разграничения прав чтения — у нас решена именно этим расширением.



Внимание! Эта статья была создана путем автоматического реплицирования из внутренней базы знаний компании Заказные Информ Системы. Любые правки этой статьи могут быть перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».