Корпоративный портал
Наш ведущий разработчик, эксперт по веб-технологиям Виталий Филиппов ответил на вопросы журнала «Системный администратор» о развитии корпоративных порталов и социальных сетей. В чем их преимущества и какие задачи они решают, нужно ли регламентировать работу в них и какие инструменты и решения выбирать для создания внутренних порталов читаем в материале «Какой улов приносят корпоративные сети?».
«Системный администратор»: Есть ли польза от корпоративных социальных сетей, имиджевая и/или экономическая? Или же компании достаточно ограничиться стандартным документооборотом?
В. Филиппов: Во-первых, что называть «корпоративной социальной сетью»? Вряд ли имеет смысл говорить о точной копии «ВКонтакте» или «Фейсбука», развернутой внутри компании. Обычные социальные сети включают в себя массу разного функционала и, очевидно, не весь он нужен в компании. Например, «Веселая ферма» точно полезна не будет :)
Но что же тогда понимать под «социальной сетью»? На наш взгляд, это, в первую очередь, место, где люди могут знакомиться и эффективно обмениваться информацией как на рабочие, так и на «не очень» рабочие темы. Таким образом, мы плавно приходим к теме управления знаниями, а элементы «социальной сети» обнаруживаются и в ERP-системах, и в системах документооборота — разве что эти системы должны иметь «человеческое лицо» и позволять совместное наполнение.
Мы считаем, что этим требованиям прекрасно отвечают Wiki-системы. На дворе XXI век, о Wiki сказано многое и они давно вошли в массы, однако я повторюсь: Wiki — это совместно наполняемый портал, основанный на простой удобочитаемой текстовой разметке и версионировании содержимого статей. Мы используем сборку MediaWiki — движка «Википедии» — под названием MediaWiki4Intranet. Wiki служит «порталом», в котором сотрудники могут сами создавать и наполнять разделы, и в Wiki же у нас работают внутренние блоги и форумы. Тексты записей в них являются частью общей базы статей, и это отлично способствует накоплению информации. Есть у нас и небольшая ERP-система собственной разработки — по сути, справочник сотрудников и подразделений.
О конкретной экономической пользе управления знаниями говорить трудно — оно требует ресурсов и не дает мгновенной прибыли. Просто цель управления знаниями другая — страховка от внезапных проблем. Например, чтобы внезапно не получилось так: появилась новая конкурирующая технология, а вы не то что в ответ ничего предложить не можете — вы даже не знаете, где и в каком состоянии ваши технологии, потому что все, кто хорошо разбирался в многолетних наработках, уже ушли, а информация в лучшем случае представлена документами во временных папочках-«помойках» и огромным ворохом электронных писем.
Именно для стимулирования общения и обмена информацией и нужны элементы социальных сетей в корпоративной базе знаний.
«Системный администратор»: Есть у вас внутренний кодекс, регламентирующий общение на корпоративном портале? Или предпочитаете решать этот вопрос программными средствами?
В. Филиппов: Корпоративный портал — это не публичный форум, и «административных» проблем вроде бессмысленного троллинга на нем обычно просто нет. Если же такие проблемы возникают, всегда есть административный ресурс в лице руководства. Поэтому в каких-то регламентах нужды нет. Даже наоборот, частая проблема многих компаний в том, что люди не пишут статьи, сомневаясь, имеют ли они на это право? Так что вместо жестких регламентов лучше, наоборот, способствовать свободному наполнению.
«Системный администратор»: Мобильное управление корпоративным контентом — тренд времени. Как в вашей организации решаются проблемы интеграции и безопасности мобильных устройств со стационарными системами?
В. Филиппов: Все описанные выше системы — веб-приложения, доступные из внутренней сети или через сервер удаленного доступа, работающий на свободной технологии OpenVPN. По сути, это простейший способ решить проблему мобильного доступа — браузер есть в каждом телефоне и в каждом планшете, и OpenVPN также доступен под основными мобильными платформами.
«Системный администратор»: Обновление, миграция, синхронизация данных на корпоративном портале. Какое вы выбираете решение и почему? Чему доверяете больше: решениям от крупнейших вендоров или собственным разработкам?
В. Филиппов: Если говорить конкретно о MediaWiki — она уже включает в себя некоторые возможности синхронизации. Если говорить о ПО в целом — наибольшее доверие вызывает свободное программное обеспечение: всегда можно посмотреть, как оно устроено, если нужно — доработать или исправить проблемы, обменяться опытом с другими пользователями, а при желании — заказать независимый аудит кода критичных в плане безопасности компонентов.
«Системный администратор»: Выбор решения для ликвидации избыточного доступа пользователей к контенту портала. Какова практика в вашей организации?
В. Филиппов: Если под «ликвидацией избыточного доступа» понимается система разграничения прав, то в основном у нас работает следующая концепция: основная Wiki почти вся общедоступна (и задумана таковой), и только отдельные «проектные» Wiki закрыты для всех, кроме сотрудников соответствующих проектов. В более мелкой настройке нужды обычно нет, но она тоже возможна — статьи можно «закрывать» в основной Wiki или «открывать» в проектных — такая гибкая настройка обеспечивается входящим в нашу сборку расширением IntraACL. То есть проблема, с которой часто сталкиваются корпоративные пользователи MediaWiki, — невозможность разграничения прав чтения — у нас решена именно этим расширением.
Любые правки этой статьи будут перезаписаны при следующем сеансе репликации. Если у вас есть серьезное замечание по тексту статьи, запишите его в раздел «discussion».
Репликация: База Знаний «Заказных Информ Систем» → «Корпоративный портал»